В 2014 году Краевым центром медицинской профилактики было проведено социологическое исследование, направленное на выявление распространенности курения и алкоголизации среди молодежи Забайкальского края. В анкетировании приняли участие школьники, учащиеся средних специальных и высших учебных заведений крупных районных центров Забайкальского края: Петровска-Забайкальского, Сретенска, Борзи, Нерчинска, Краснокаменска. Общее количество респондентов составило 1248 человек в возрасте от 15 до 29 лет.
Результаты проведенного исследования на распространенность курения среди молодежи показали, что:
77 % опрошенных, как юношей, так и девушек, пробовали курить, но при этом продолжают курить систематически 29,5 % респондентов;
средним возрастом приобщения к курению является период 15…16 лет (24 %), после 16 лет – начали курить 21,6 % опрошенных;
основными мотивами начала курения является «любопытство» - 35 %, «скука» - 19,1 %, «желание быть как все» - 9,2 %;
большинство опрошенных (34,6 %) выкуривают до 10 сигарет в день, оставшиеся 24,6 % респондентов используют от 10 до 20 штук в день, что говорит о формировании стойкой зависимости от никотина;
основными местами курения среди молодежи выступают «учебное заведение» - 20,6 %, «дом» - 15 %, при этом «везде» курят 7,7 % опрошенных;
хотели бы бросить курить 35,6 % опрошенных, при этом для отказа от курения 18,4 % обратились бы к психологу, 9,7 % - к наркологу и 5,9 % - к психотерапевту или другим специалистам.
В результате проведенного исследования на распространенность алкоголя среди молодежи были получены следующие результаты:
70,3 % молодежи употребляют спиртное, при этом чаще всего употребление алкоголя происходит «с друзьями за компанию» - 37,7 %, на «праздниках в кругу семьи» - 30,3 %, «от нечего делать» - 10,6 %;
средний возраст начала употребления алкоголя приходится на возраст 13…14 лет, а «пик приобщения» - на возраст 16 лет и старше;
большинство опрошенных (49 %) употребляют алкоголь 1…2 раза в месяц, 18,6 % - употребляют спиртное раз в неделю, а ежедневно выпивают 7,7 % опрошенных, что говорит о формировании стойкой зависимости от алкоголя. Совсем не употребляют спиртное 10,3 % учащейся молодежи;
чаще всего молодежь употребляет пиво – 49,9 %, реже вино – 14,6 % и водку – 9,75%;
38,1 % респондентов на следующий день после употребления спиртных напитков испытывают неприятные ощущения в виде «головной боли» - 22,9 %, «сильной жажды» - 19,48 %, «слабости» - 14,7 %, «отсутствии аппетита» - 6,17 %, «тошноты» и «угнетенного состояния» - 8,2 %, «раздражительности»-5,2 %, что является прогностически неблагоприятными симптомами развития алкогольной зависимости.
По мнению аналитиков, реальным и эффективным средством формирования здорового образа жизни является ориентация на первичную профилактику заболеваний и формирование у населения, прежде всего у молодежи, здоровьесберегающего поведения. При этом в ряде случаев традиционный проблемно-ориентированный подход – акцентирование на отрицательных последствиях употребления алкоголя и никотина, не обеспечивает достижение поставленных целей. Необходимо устранение основной причины, побуждающей детей и молодежь обращаться к психоактивным веществам – психической и личностной дезадаптации, а, следовательно, неспособности нормальной социализации в обществе.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья. К нему, в первую очередь, относят освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Таким образом, ключевой доминантой специалистов учреждений здравоохранения, осуществляющих гигиеническое обучение детей и молодежи, должна стать социально-психологическая деятельность, направленная на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, стрессо-устойчивых личностных установок и позитивно-когнитивных оценок. Такое личностное развитие молодого человека обеспечивает возможность самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами и не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.