Для Мордовии в целом характерна относительно высокая обеспеченность базовой транспортной инфраструктурой.
Диагностируются предпосылки и некоторые признаки формирования региональной транспортной системы моноцентрического типа, базирующейся на развитии ряда транспортных узлов и транспортных коридоров федерального, межрегионального и регионального значения.
Мордовскую региональную транспортную систему несколько условно уже можно классифицировать как многофункциональную, мультимодальную, обеспечивающую, в первую очередь, транзитные перевозки по территории Республики.
Но Мордовская региональная транспортная система еще не прошла раннюю стадию своего развития, она только на подходе к этапу существенной трансформации, масштабной модернизации, полноценного «встраивания» в межрегиональные, национальные (федеральные) и глобальные транспортные сети. Республика Мордовия отличается достаточно большим уровнем развития инфраструктурного комплекса. Республика имеет развитую сеть железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина — 546 км, из которых электрифицировано 332 километров. Плотность (густота) сети железных дорог общего пользования равняется 20,8 км/1000 кв. км (4-е место в ПФО, 22-е место в РФ). По железным дорогам Республики Мордовия, также , осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Территорию Республики Мордовия пересекают также федеральные автомобильные дороги: в юго-западной части – М-5 «Урал» Москва — Самара — Уфа — Челябинск с ветвью на Саранск проходя через Краснослободск, которое далее на восток обрело развитие в виде автодороги Р-178 Саранск-Сурское-Ульяновск, а с севера на юг — 1Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Пенза — Саратов. По территории Республики Мордовия в общем имеет 5,5 тысяч км автомобильных дорог общего пользования, из них — 4,5 тысяч км с твердым покрытием. То есть плотность (густота) сети автодорог общего пользования с твердым покрытием — 171 км/1000 кв. км (4-е место в ПФО, 24-е место в РФ). Из общей протяженности автодорог — 382 км — это федеральные автодороги. Через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии [ 1, с. 56] .
В общем, потенциальные возможности функционирования и развития аэропорт г. Саранска используются пока далеко не в полную силу. Через саранский аэропорт проходят едва только немногочисленные внутренние воздушные линии. Степень износа парка самолетов равняется 93%. Большая степень износа существенной части основных технических средств ОАО «Авиалинии Мордовии», в большей мере парка ВС и авиадвигателей, ограничивает потенциал развития авиапредприятия. Основным ограничивающим экономическим фактором является низкий платежеспособный спрос населения Мордовии на авиационные услуги. Одним из первых и главным мероприятий, является привлечение к организации авиаперевозок с использованием аэропорта «Саранск» крупных отечественных авиакомпаний. С этой точки зрения интересным представляется применение турбовинтового лайнера Ил-114-100, который в будущем должен сменить выбывающие из эксплуатации воздушные суда Ту-134, Як-40 и Ан-24, применяющиеся для межрегиональных (ближнемагистральных и среднемагистральных) перелётов. Вполне может быть, что к этому аэропорту проявят интерес авиакомпании, которые специализируются на низкобюджетных перевозках (lowcost- перевозчики), есть смысл приложить старания для освоения этого сегмента рынка. По уровню развитию транспортной инфраструктуры Республика Мордовия находится на одном из первых мест в Приволжском федеральном округе. Важнейшими видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. По дорогам Мордовии проходят транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком.
Таблица 1 − Основные показатели транспорта Республики Мордовия
Транспорт |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км железнодорожные пути |
546 |
544 |
544 |
544 |
544 |
Общая протяженность автомобильных дорог (включая ведомственные), км |
6098 |
6166 |
6206 |
9723 |
13112 |
троллейбусные линии |
149 |
149 |
149 |
149 |
149 |
Нынешняя эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 544 км (Таблица 1). В рубежах республики находится несколько железнодорожных линий: Москва – Рузаевка – Самара; Красный Узел – Канаш; Арзамас – Красный Узел; Рузаевка – Красный Узел; Кустаревка – Вернадовка; Рузаевка – Пенза; Потьма – Барашево. Система железных дорог объединена в единую сеть, посредством узлов, главными из которых являются Рузаевка, Красный Узел, Потьма. Основными центрами грузо- и пассажироперевозок являются Саранск и Рузаевка. Совокупная длинна автомобильных дорог общего пользования в 2010 году составила в республике 6 206 км, из них с твердым покрытием – 4 574 км, в том числе Федеральные – 400, Республиканские – 4 174 км, а уже в 2012 году 13112 км, увеличение за 4 года произошло на 6910 км (рисунок 1) . Протяжённость троллейбусных линий осталась неизменной. Плотность дорожной сети увеличивается вблизи районных центров и в большей степени около Саранска. Наиболее значительные показатели интенсивности потока автотранспортных средств, отмечаются в данное время на подъезде к Саранску и колеблются на федеральных дорогах от 4300 авт./сутки (1Р-158) до 7000 авт./сутки (1Р- 178), а на региональных путях от 2800 авт./сутки (Саранск – Ромоданово – Б. Игнатово) до 7000 авт./сутки (Саранск - Рузаевка). Уже в настоящее время линия участков автодорог по своим техническим характеристикам не отвечают достигнутой величине интенсивности движения и действует на пределе пропускной способности. А к 2015 году интенсивность движения на федеральных и основных региональных автодорогах должно увеличится в 1,5-2 раза. Автомобильный транспорт по назначению в хозяйственной жизни Республики Мордовии занимает одно из первых мест. Она снабжает внутриреспубликанские экономические связи. Грузовые перевозки реализовываются транспортом общего пользования и ведомственным. Совсем с недавнего времени, кроме государственных автотранспортных предприятий, начали действовать частные. Их удельный вес в перевозке грузов составил около 30 %.
Рисунок 1 – Общая протяженность автомобильных дорог
Воздушные перелёты в Мордовии выполняются Саранским авиапредприятием. С введением в использование бетонной взлетно-посадочной полосы, аэропорт сможет принимать новейшие тяжелые турбореактивные самолеты. Место авиационного транспорта существенна в перевозке пассажиров, почты и срочных грузов. Показатель перевезено пассажиров − количество пассажиров, перевезенных за установленный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщения, линиям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Время учета отправленных пассажиров устанавливается на отдельных видах транспорта по-разному: или по моменту покупки билета (на автомобильном, железнодорожном, городском электрическом транспорте), или по моменту отхода транспортного средства (на воздушном и водном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров в наше время, кроме воздушного транспорта, не используется. В 2010 г. по железнодорожным путям было транспортировано 3,6 млн т грузов и 1,4 млн пассажиров, автомобильным транспортом – 4,9 млн т грузов и 63,4 млн пассажиров (рисунок 2). Воздушным транспортом за это же время было перевезено 21,0 тыс. человек. В 2012 году показатель железнодорожных перевозок снизился, по отношению к 2010 году, железнодорожным транспортом было перевезено 3,3 млн т грузов, что на 300тыс. т меньше, пассажиров перевезено − 1,5 млн, автомобильным транспортом – 5,3 млн т грузов. По сравнению с 2010 годом, количество человек перевезённых воздушным видом транспорта уменьшилось до 8 тыс. человек (таблица 2).
Таблица 2 – Объём перевозок грузов в Республике Мордовия с 2008−2012 г.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Перевезено (отправлено) грузов транспортом общего пользования, тыс. т железнодорожным |
3220 |
2870 |
3585 |
3128 |
3346 |
автомобильным |
5219 |
4742 |
4936 |
7118 |
5385 |
Перевезено (отправлено) пассажиров транспортом общего пользования, тыс. чел. железнодорожным |
2321 |
1766 |
1420 |
1469 |
1502 |
автобусным |
34013 |
31502 |
39068 |
39766 |
38168 |
троллейбусным |
31273 |
25786 |
24305 |
23981 |
24350 |
воздушным |
17 |
13 |
21 |
15 |
8 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс-км троллейбусного |
122 |
101 |
95 |
94 |
95 |
автобусного |
372 |
285 |
388 |
385 |
372 |
Грузооборот транспорта − объем работы транспорта по транспортировкам грузов. Единицей исчисления является тонно-километр. Находится путем сложения произведений массы транспортированных грузов в тоннах, на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта классифицируется по видам транспорта, роду грузов, ширине колеи, сообщения и другим признакам.
Рисунок 2 − Перевезено (отправлено) грузов транспортом общего пользования, тыс. т железнодорожным
Трубопроводный транспорт – самый новый и молодой вид транспорта в Республике Мордовия. Его удельный вес в общем грузообороте стабильно возрастает. Это узкоспециализированный, но весьма экономически эффективный вид транспорта. По территории республики проходят магистральные газопроводы: Ямбург – Елец-1, Уренгой – Центр-1, Уренгой – Центр-2, Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Елец-2, Ямбург – западная граница СНГ («Прогресс»). Протяженность// магистральных/ газопроводов, газопроводов-отводов и распределительных газопроводов 13068,5 км. В республике работают 23 районных участка ООО «Мордоврегионгаз», 2 газораспределительные организации. Главными проблемами в сфере транспорта являются устаревание автопарка, плохая техническая оснащённость, недостаточное количество машин, высокая изношенность транспорта. Решение данных проблем приобретает особую важность в свете предстоящих спортивных мероприятий всероссийского и международного масштаба, проведение которых планируется в Республике Мордовия и ее столице Саранске. В связи с чем была разработана программа ‹‹Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности» Планируемый эффект от реализации программы «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности»− повышение роли общественного пассажирского транспорта, модернизация транспортной системы для обеспечения дальнейшего динамичного развития городского округа Саранск [ 3, с. 15] . Цели и задачи муниципальной программы − Развитие единой системы городского пассажирского транспорта, улучшение качественных показателей обслуживания пассажиров, повышение транспортной безопасности. Помимо программы «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности» существует Транспортная стратегия РФ до 2030 года, которая также станет опорой при составлении приоритетных направлений и целей развития транспорта Республики [2, с. 2 ]. Можно сделать вывод, что транспортная инфраструктура в Республике Мордовия занимает не последнюю роль. Республика находится на одном из первых мест в ПФО по уровню развития и оснащённости транспорта, количество построенных и отремонтированных дорог с каждым годом увеличивается, увеличивается также и количество людей, пользующиеся каким либо видом транспорта.
Библиографический список
1. Мордовиястат – Территориальный орган федеральной службы государственной статистики −[электронный ресурс]. URL: http://mrd.gks.ru
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: Москва,− 2008 г. − 177 с.
3. Муниципальная программа «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности»: Саранск,− 2012 г. – 59 с.
4. ‹‹Гарант›› – информационно − правовое обеспечение − [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru5. ‹‹Консультант плюс›› − Справочно− правовая система − [электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru