АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Мизюрькин И.С. 1, Кочеткова С.А. 1
1МГУ им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для Мордовии в целом характерна относительно высокая обеспеченность базовой транспортной инфраструктурой.

Диагностируются предпосылки и некоторые признаки формирования региональной транспортной системы моноцентрического типа, базирующейся на развитии ряда транспортных узлов и транспортных коридоров федерального, межрегионального и регионального значения.

Мордовскую региональную транспортную систему несколько условно уже можно классифицировать как многофункциональную, мультимодальную, обеспечивающую, в первую очередь, транзитные перевозки по территории Республики.

Но Мордовская региональная транспортная система еще не прошла раннюю стадию своего развития, она только на подходе к этапу существенной трансформации, масштабной модернизации, полноценного «встраивания» в межрегиональные, национальные (федеральные) и глобальные транспортные сети. Республика Мордовия отличается достаточно большим уровнем развития инфраструктурного комплекса. Республика имеет развитую сеть железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина — 546 км, из которых электрифицировано 332 километров. Плотность (густота) сети железных дорог общего пользования равняется 20,8 км/1000 кв. км (4-е место в ПФО, 22-е место в РФ). По железным дорогам Республики Мордовия, также , осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Территорию Республики Мордовия пересекают также федеральные автомобильные дороги: в юго-западной части – М-5 «Урал» Москва — Самара — Уфа — Челябинск с ветвью на Саранск проходя через Краснослободск, которое далее на восток обрело развитие в виде автодороги Р-178 Саранск-Сурское-Ульяновск, а с севера на юг — 1Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Пенза — Саратов. По территории Республики Мордовия в общем имеет 5,5 тысяч км автомобильных дорог общего пользования, из них — 4,5 тысяч км с твердым покрытием. То есть плотность (густота) сети автодорог общего пользования с твердым покрытием — 171 км/1000 кв. км (4-е место в ПФО, 24-е место в РФ). Из общей протяженности автодорог — 382 км — это федеральные автодороги. Через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии [ 1, с. 56] .

В общем, потенциальные возможности функционирования и развития аэропорт г. Саранска используются пока далеко не в полную силу. Через саранский аэропорт проходят едва только немногочисленные внутренние воздушные линии. Степень износа парка самолетов равняется 93%. Большая степень износа существенной части основных технических средств ОАО «Авиалинии Мордовии», в большей мере парка ВС и авиадвигателей, ограничивает потенциал развития авиапредприятия. Основным ограничивающим экономическим фактором является низкий платежеспособный спрос населения Мордовии на авиационные услуги. Одним из первых и главным мероприятий, является привлечение к организации авиаперевозок с использованием аэропорта «Саранск» крупных отечественных авиакомпаний. С этой точки зрения интересным представляется применение турбовинтового лайнера Ил-114-100, который в будущем должен сменить выбывающие из эксплуатации воздушные суда Ту-134, Як-40 и Ан-24, применяющиеся для межрегиональных (ближнемагистральных и среднемагистральных) перелётов. Вполне может быть, что к этому аэропорту проявят интерес авиакомпании, которые специализируются на низкобюджетных перевозках (lowcost- перевозчики), есть смысл приложить старания для освоения этого сегмента рынка. По уровню развитию транспортной инфраструктуры Республика Мордовия находится на одном из первых мест в Приволжском федеральном округе. Важнейшими видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. По дорогам Мордовии проходят транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком.

Таблица 1 − Основные показатели транспорта Республики Мордовия

Транспорт

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км

железнодорожные пути

546

544

544

544

544

Общая протяженность автомобильных дорог (включая ведомственные), км

6098

6166

6206

9723

13112

троллейбусные линии

149

149

149

149

149

Нынешняя эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 544 км (Таблица 1). В рубежах республики находится несколько железнодорожных линий: Москва – Рузаевка – Самара; Красный Узел – Канаш; Арзамас – Красный Узел; Рузаевка – Красный Узел; Кустаревка – Вернадовка; Рузаевка – Пенза; Потьма – Барашево. Система железных дорог объединена в единую сеть, посредством узлов, главными из которых являются Рузаевка, Красный Узел, Потьма. Основными центрами грузо- и пассажироперевозок являются Саранск и Рузаевка. Совокупная длинна автомобильных дорог общего пользования в 2010 году составила в республике 6 206 км, из них с твердым покрытием – 4 574 км, в том числе Федеральные – 400, Республиканские – 4 174 км, а уже в 2012 году 13112 км, увеличение за 4 года произошло на 6910 км (рисунок 1) . Протяжённость троллейбусных линий осталась неизменной. Плотность дорожной сети увеличивается вблизи районных центров и в большей степени около Саранска. Наиболее значительные показатели интенсивности потока автотранспортных средств, отмечаются в данное время на подъезде к Саранску и колеблются на федеральных дорогах от 4300 авт./сутки (1Р-158) до 7000 авт./сутки (1Р- 178), а на региональных путях от 2800 авт./сутки (Саранск – Ромоданово – Б. Игнатово) до 7000 авт./сутки (Саранск - Рузаевка). Уже в настоящее время линия участков автодорог по своим техническим характеристикам не отвечают достигнутой величине интенсивности движения и действует на пределе пропускной способности. А к 2015 году интенсивность движения на федеральных и основных региональных автодорогах должно увеличится в 1,5-2 раза. Автомобильный транспорт по назначению в хозяйственной жизни Республики Мордовии занимает одно из первых мест. Она снабжает внутриреспубликанские экономические связи. Грузовые перевозки реализовываются транспортом общего пользования и ведомственным. Совсем с недавнего времени, кроме государственных автотранспортных предприятий, начали действовать частные. Их удельный вес в перевозке грузов составил около 30 %.

Рисунок 1 – Общая протяженность автомобильных дорог

Воздушные перелёты в Мордовии выполняются Саранским авиапредприятием. С введением в использование бетонной взлетно-посадочной полосы, аэропорт сможет принимать новейшие тяжелые турбореактивные самолеты. Место авиационного транспорта существенна в перевозке пассажиров, почты и срочных грузов. Показатель перевезено пассажиров − количество пассажиров, перевезенных за установленный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщения, линиям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Время учета отправленных пассажиров устанавливается на отдельных видах транспорта по-разному: или по моменту покупки билета (на автомобильном, железнодорожном, городском электрическом транспорте), или по моменту отхода транспортного средства (на воздушном и водном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров в наше время, кроме воздушного транспорта, не используется. В 2010 г. по железнодорожным путям было транспортировано 3,6 млн т грузов и 1,4 млн пассажиров, автомобильным транспортом – 4,9 млн т грузов и 63,4 млн пассажиров (рисунок 2). Воздушным транспортом за это же время было перевезено 21,0 тыс. человек. В 2012 году показатель железнодорожных перевозок снизился, по отношению к 2010 году, железнодорожным транспортом было перевезено 3,3 млн т грузов, что на 300тыс. т меньше, пассажиров перевезено − 1,5 млн, автомобильным транспортом – 5,3 млн т грузов. По сравнению с 2010 годом, количество человек перевезённых воздушным видом транспорта уменьшилось до 8 тыс. человек (таблица 2).

Таблица 2 – Объём перевозок грузов в Республике Мордовия с 2008−2012 г.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Перевезено (отправлено) грузов транспортом общего пользования, тыс. т

железнодорожным

3220

2870

3585

3128

3346

автомобильным

5219

4742

4936

7118

5385

Перевезено (отправлено) пассажиров транспортом общего пользования, тыс. чел.

железнодорожным

2321

1766

1420

1469

1502

автобусным

34013

31502

39068

39766

38168

троллейбусным

31273

25786

24305

23981

24350

воздушным

17

13

21

15

8

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс-км

троллейбусного

122

101

95

94

95

автобусного

372

285

388

385

372

Грузооборот транспорта − объем работы транспорта по транспортировкам грузов. Единицей исчисления является тонно-километр. Находится путем сложения произведений массы транспортированных грузов в тоннах, на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта классифицируется по видам транспорта, роду грузов, ширине колеи, сообщения и другим признакам.

Рисунок 2 − Перевезено (отправлено) грузов транспортом общего пользования, тыс. т железнодорожным

Трубопроводный транспорт – самый новый и молодой вид транспорта в Республике Мордовия. Его удельный вес в общем грузообороте стабильно возрастает. Это узкоспециализированный, но весьма экономически эффективный вид транспорта. По территории республики проходят магистральные газопроводы: Ямбург – Елец-1, Уренгой – Центр-1, Уренгой – Центр-2, Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Елец-2, Ямбург – западная граница СНГ («Прогресс»). Протяженность// магистральных/ газопроводов, газопроводов-отводов и распределительных газопроводов 13068,5 км. В республике работают 23 районных участка ООО «Мордоврегионгаз», 2 газораспределительные организации. Главными проблемами в сфере транспорта являются устаревание автопарка, плохая техническая оснащённость, недостаточное количество машин, высокая изношенность транспорта. Решение данных проблем приобретает особую важность в свете предстоящих спортивных мероприятий всероссийского и международного масштаба, проведение которых планируется в Республике Мордовия и ее столице Саранске. В связи с чем была разработана программа ‹‹Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности» Планируемый эффект от реализации программы «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности»− повышение роли общественного пассажирского транспорта, модернизация транспортной системы для обеспечения дальнейшего динамичного развития городского округа Саранск [ 3, с. 15] . Цели и задачи муниципальной программы − Развитие единой системы городского пассажирского транспорта, улучшение качественных показателей обслуживания пассажиров, повышение транспортной безопасности. Помимо программы «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности» существует Транспортная стратегия РФ до 2030 года, которая также станет опорой при составлении приоритетных направлений и целей развития транспорта Республики [2, с. 2 ]. Можно сделать вывод, что транспортная инфраструктура в Республике Мордовия занимает не последнюю роль. Республика находится на одном из первых мест в ПФО по уровню развития и оснащённости транспорта, количество построенных и отремонтированных дорог с каждым годом увеличивается, увеличивается также и количество людей, пользующиеся каким либо видом транспорта.

Библиографический список

1. Мордовиястат – Территориальный орган федеральной службы государственной статистики −[электронный ресурс]. URL: http://mrd.gks.ru

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: Москва,− 2008 г. − 177 с.

3. Муниципальная программа «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы и обеспечение транспортной безопасности»: Саранск,− 2012 г. – 59 с.

4. ‹‹Гарант›› – информационно − правовое обеспечение − [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

5. ‹‹Консультант плюс›› − Справочно− правовая система − [электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru

Просмотров работы: 2162