Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы целесообразности и актуальности применения программно-целевых методов как инструмента государственного управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Описана сущность программно-целевого подхода, классификация программ, этапы разработки проекта и утверждения целевой программы, основные показатели, для которых необходим данный подход. Обоснована необходимость применения программно-целевых методов управления в современных российских условиях. Рассмотрены основные реализуемые программы по различным отраслям изучаемого субъекта - Республики Мордовия. Определены основные недостатки на пути эффективного внедрения программно-целевого подхода в практику государственного управления. Предложены направления повышения эффективности использования программно-целевого подхода.
Annotation
In this article the questions of feasibility and relevance of the application of the program-target methods as a tool of governance for sustainable socio-economic development. Described the essence of the program-target approach, the classification of programs, phases of project development and approval of the target program, the main indicators that require this approach. The necessity of application of the program-target methods of management in modern Russian conditions. Describes the main programs implemented in various branches of study subject - the Republic of Mordovia. Identified key weaknesses in the way of effective implementation of program-target approach in the practice of public administration. Directions of increase of efficiency of use of program-target approach.
Ключевые слова:программно-целевой подход, государственная программа , устойчивость социально-экономического развития, целевые программы, эффективные показатели, направления реализации программ.
Keywords:the target-oriented approach, the state program , the sustainability of socio-economic development of the target program, effective performance, trends in implementation of programs.
В настоящее время программы имеют немаловажную роль. Они необходимы как для социально-экономического развития, так и для повышения уровня качества жизни населения. Правильно разработанная программа способствует найти эффективное решение при конкретной сложившейся проблеме, выхода из тяжелого состояния.
Такое понятие как "программно-целевой подход" все больше используется, так как он необходим для осуществления мер, урегулирования и решения возникших проблем в различных отраслях: политическая, социальная, экономическая, экологическая и др.
Рассмотрим понятие, что же такое программа и для чего она необходима.
Программа - это совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях [1].
Цель представляет собой мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действий. В то же время цель - есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему. Соединение понятий «программа» и «цель» образует в своем единстве категорию «программно-целевой подход. Таким образом, программно-целевой подход представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой поставленной цели. Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет самые разные формы, такие как: «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое программирование.
Государственная программа - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического и социального характера, взаимосвязанных по срокам, направленная на достижение поставленной государством основной цели и решение проблемы, сбалансированная по финансовым, кадровым и прочим ресурсам.
Государственные целевые программы делятся на:
- общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
- то есть это программы, охватывающие всю территорию государства или значительное количество его регионов, имеют долгосрочный период выполнения и осуществляются органами исполнительной власти;
- другие программы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономики и общества, а также проблем развития отдельных областей экономики и административно-территориальных единиц, требующих государственной поддержки.
По направленности государственные целевые программы делятся на:
- экономические;
- экологические;
- социальные;
- научно-технические;
- национально-культурные [2].
Региональные программы - разновидность целевых комплексных программ, служащие инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
В настоящее время большинство республиканских целевых программ не соответствует стандартам программного управления. Основными недостатками реализуемых в настоящее время РЦП являются:
- низкий уровень проработанности проблемных блоков, несоответствие формулировок целей и задач терминологии бюджетных услуг;
- недостаточная проработанность оценки результативности мероприятий особенно в части эффекта для социально-экономического развития республики;
- недостаток информации по администрированию программ.
Именно на устранение данных недостатков должны быть направлены действия республиканских органов власти.
В краткосрочной перспективе в регионе должен быть запущен пул программ, направленных на активизацию экономической деятельности, а именно: 1) поддержку инновационной деятельности на территории Республики Мордовия; 2) повышение инвестиционной привлекательности Республики Мордовия.
Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы (рисунок 1):
Разработка проекта концепции целевой программы |
Принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Республики Мордовия и утверждение концепции целевой программы |
Разработка проекта целевой программы |
Согласование проекта целевой программы |
Экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами |
Рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Республики Мордовия |
Доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Республики Мордовия |
Утверждение целевой программы Правительством Республики Мордовия |
Рисунок 1 - Этапы реализации целевой программы
Особенности составления, реализации и содержания целевой программы зависит от ее вида. Существуют различные классификации программ, среди них можно выделить следующие:
а) По уровню значимости проблемы:
– федерального значения,
– регионального значения,
– отраслевого значения.
б) По характеру возникновения:
– экстренные,
– плановые.
в) По основному содержанию:
– научно-технические,
– экологические,
– экономические,
– многоаспектные
г) По длительности срока реализации:
– краткосрочные (до 2-х лет),
– среднесрочные (от 3 до 5 лет),
– долгосрочные (свыше 5 лет) .
д) По субъектам управления:
– федеральные,
– региональные,
– муниципальные (районные, городские) [2].
Несмотря на разнообразие признаков классификации целевых программ, в последнее время наибольший интерес исследователей привлекает еще одна классификация, которая предполагает разделение всех программ на:
– государственные,
– долгосрочные целевые,
– ведомственные.
Объектом управления государственной программы является сфера социально-экономического развития и безопасности. Долгосрочная целевая программа рассчитана на решение системной проблемы, а ведомственная целевая программа выполняет конкретную тактическую задачу. При этом любая программа предусматривает бюджетное финансирование включенных в нее мероприятий, используя различные средства и достижения поставленных целей и виды взаимодействия с другими элементами системы программно-целевого подхода.
Рассмотрим основные разработанные программы по различным сферам в Республике Мордовия:
Таблица 1 – Государственные программы Республики Мордовия по сферам реализации
Сфера реализации государственных программ |
Государственные программы Республики Мордовия, реализуемые в 2014 году |
Правоохранительная деятельность, общественный порядок |
Государственная программа Республики Мордовия «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2018 годы», Государственная программа Республики Мордовия «Противодействие коррупции в Республике Мордовия» на 2014-2018 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы, |
Здравоохранение |
Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы |
Образование |
Государственная программа «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы |
Социальная поддержка и защита населения |
Государственная программа Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы. |
Сельское хозяйство |
Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. |
Экономическое развитие региона |
Государственная программа «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года», Государственная программа Республики Мордовия «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2018 годы, Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы |
Качество жизни населения |
Государственная программа Республики Мордовия «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы», Государственная программа «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия» на 2014-2018 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 годы», Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2014-2018 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в Мордовия в период до 2018 года», Государственная программа Республики Мордовия «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы, |
Инфраструктура |
Государственная программа «Развитие автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия», Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы. |
Все программы, так или иначе, связанны с развитием Республики Мордовия, однако, региональный уровень государственного регулирования экономического развития Республики непосредственно представлен государственными программами Республики Мордовия, республиканскими целевыми и ведомственными целевыми программами Республики Мордовия.
По состоянию 2013-2014 года в Республике Мордовия реализовывались:
– Государственная программа Республики Мордовия (Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы),
– 42 республиканские целевые программы, анализ которых показал, что все программы затрагивают вопросы экономического развития Республики, однако, непосредственно регулирующими его являются 11 программ, представленных в таблице.
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что 26 % от общего числа принятых и реализуемых программ направлены непосредственно на экономическое развитие Республики Мордовия, при чем это как развитие Республики в целом, так и развитие отдельных отраслей промышленности и обеспечивающих промышленность сфер, а также программные мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона.15 ведомственных целевых программ Республики Мордовия, в 12 из которых содержатся мероприятия, направленные на увеличение темпов экономического развития Мордовии.
Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года является основой для разработки и реализации Республиканских целевых программ, так как целевые программы конкретизируют положения Стратегии развития. Тем самым обеспечивается соблюдение принципа соподчиненности программ различного уровня. На сегодняшний день в Мордовии реализуется 46 Республиканских целевых программ и 18 Ведомственных программ. Их цели и задачи соотносятся с целями Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Учитывая, что Стратегия является долгосрочной и рассчитана на реализацию стратегических целей, а программы в основном, имеют краткосрочные и среднесрочные цели, необходимо постоянное обновление не только совокупности программ, но также учет промежуточных итогов их реализации и процесс совершенствования всей системы программно-целевого регулирования.
Приоритетами развития Республики Мордовия на период с 2014 по 2020 годы являются повышение уровня и качества жизни населения региона, развитие сельского хозяйства и промышленности, в частности за счет создания инновационных и наукоемких производств, увеличение человеческого капитала за счет развития образования и здравоохранения.
Основные эффективные показатели деятельности РМ, для которых необходимо применение программно-целевого метода, это:
среднегодовая численность населения,
среднегодовая численность занятых в экономике,
валовой региональный продукт,
валовое накопление основного капитала,
показатели производства и распределения электроэнергии, газа и воды,
показатели развития малого и среднего предпринимательства,
показатели развития сельского хозяйства,
показатели развития промышленности,
объем инвестиций в основной капитал,
индекс потребительских цен,
внешнеторговый оборот, и др.
Направления реализации прогамм: обеспеченность доступности услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Будет реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов. Также будут обеспечены высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности, повышено качество и результативность противодействия преступности, выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и повышение качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.
Из вышесказанного следует, что программно-целевой метод, действительно необходим для государственного регулирования развития территории, так как его применение значительно способствует повышению уровня жизни населения, что является основной целью для экономической и социальной политики как государства в целом, так и нашего региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 – 2018 годы : программа Республики Мордовия : [утверждена Постановлением Правительства РМ от 8 окт. 2012 г.]. – Саранск: Саранское книжное издательство, 2013. – 371 с.
Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование и управление : учебник / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко . – М. : ИНФРА-М, 2012.– 428 с.
Оценка эффективности республиканских программ Мордовии [Электронный ресурс] : отчет Центра стратегических разработок Российской Федерации от 12февраля 2011 г. – Москва, 2011. – Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3485.html