СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства – рынок труда, который создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества. Рынок труда является важной частью любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время он обеспечивает граждан доходами, от которых во многом зависит их образ и уровень жизни.

На рынке труда не только сталкиваются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические преобразования в обществе.

Современное состояние рынка труда отражает неоднозначность происходящих в сфере занятости процессов, обусловленных влиянием экономических и социальных преобразований в России.

В связи с этим в современных условиях экономического и социального развития необходимость исследования современного состояния как национального, так и регионального рынка труда не вызывает сомнений.

Изучение состояния рынка труда в большей степени позволяет выявить негативные тенденции проблемы занятости, безработицы, мобильности трудовых ресурсов. Выявленные угрозы в данной сфере необходимы для принятия мер воздействия, которые влияют на решения не только чисто экономических задач, но и задач социального развития общества. Изучение состояния рынка основывается на обобщенной системе показателей.

Для того, чтобы оценить состояние рынка труда Республики Мордовия отразим основные его показатели в динамике за последние пять лет.

Важнейшим звеном рынка труда являются трудовые ресурсы, основную часть которых составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте (таблица 1). В настоящее время трудоспособным возрастом считается в России: для мужчин 16–60 лет, для женщин 16–55 лет [2, с. 135].

Таблица 1– Численность населения Республики Мордовия в трудоспособном возрасте, человек

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Население в трудоспособном возрасте

525047

516848

517359

507221

485 781

В % от постоянного населения

63,1

62,5

62,1

61,4

60

Численность населения в трудоспособном возрасте во многом определяется демографическим фоном республики. В Республике Мордовия продолжается процесс тревожного устойчивого сокращения численности населения как за счет естественной убыли, так и миграционного оттока. За период 2011–2013 гг. численность населения уменьшилась на 14,8 тыс. человек или на 1,8 %. В связи с ежегодным сокращением общей численности населения республики сохраняется тенденция снижения численности в трудоспособном возрасте. Так, за 2011–2013 гг. уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9 %, трудоспособного возраста – на 3,6 %, и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 2,8 %. В 2013 году в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 14,7 % в общей численности населения, численность лиц трудоспособного возраста – 60 %, лиц старше трудоспособного возраста – 25,3 % [4]. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза. Увеличение разрыва между этими категориями сказывается негативным образом на возможностях обеспечения региона кадрами. Тенденция снижения численности трудоспособного населения стимулирует дальнейшее его старение, поэтому наблюдение за его будущей динамикой представляет наибольшую важность. Старение населения также предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.

На динамику трудовых ресурсов также заметное влияние оказывают миграционные процессы. Ежегодно увеличивается доля мигрантов, перемещающихся в пределах России, а также возрастает доля выбывших в другие регионы. В частности, данная миграция характеризуется достаточно высоким оттоком из Мордовии трудоспособного и образованного населения республики. Цель мигрантов в этом случае сводится к поиску сезонной работы с более высокой заработной платой. Основные потоки мигрантов направляются в г. Москву (22,5 %), Московскую (43,9 %), Нижегородскую (10,7 %) и Самарскую (4,1 %) области [3].

В составе трудовых ресурсов выделяется важный показатель рынка труда как экономически активное население, которое представляет часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных (таблица 2).

Таблица – 2 Динамика показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Республики Мордовия, тыс. человек

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Численность экономически активного населения - всего

468

464

466

457

457

мужчины

236

236

237

232

230

женщины

232

228

229

225

227

Занятые в экономике, всего

444

439

442

435

437

мужчины

220

222

224

220

219

женщины

224

217

218

215

218

Безработные – всего

24

25

24

22

20

мужчины

16

14

13

12

11

женщины

8

11

11

10

9

Анализ динамики численности экономически активного населения показывает его ежегодное сокращение, которое во многом обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией в регионе.

Обращает на себя внимание тот факт, что за рассматриваемый период в 2008 году численность занятых достигла наивысшего значения– 463 тыс. человека, а численность безработных наименьшего значения – 11 тыс. человек. Мировой финансово-экономический кризис внес свои коррективы и в ситуацию на рынке труда. И как следствие этого, с 2009 года ситуация начала ухудшаться в плане роста численности безработных и снижения занятых. Так численность безработных в 2009 году резко возросла в среднем с 11 до 24 тыс. человек, а численность занятых сократилась на 19 тыс. человек. Если показатель безработных приобрел некоторое ежегодное сокращение, то показатель численности занятых не стабилен, его рост чередуется с сокращением.

Оценивая половозрастную структуру, можно сказать, что в составе экономически активного населения среди занятых наибольшую долю занимают мужчины – 219 тыс. человек в 2013 году. Это отражает тот факт, что мужчины столкнувшись с проблемой трудоустройства, стремяться трудоустроиться более активно, чем безработные женщины.

Состояние рынка труда в Республике Мордовия определяют также показатели занятости (таблица 3).

Таблица 3 – Показатели занятости рынка труда в Республике Мордовия

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)

385,0

382,6

382,6

379,6

375,4

Состав занятого населения по возрастным группам (%)

До 20

1,4

1,5

1,6

1,4

1,2

20-24

8,0

9,3

10,2

9,3

8,8

25-29

11,7

12,2

13,1

13,9

13,6

30-34

11,5

11,8

11,6

11,8

12,2

35-39

11,5

11,9

11,9

11,9

12,0

40-44

11,9

11,9

11,6

11,5

11,5

45-49

14,9

14,1

13,3

13,2

13,0

50-54

13,2

13,6

13,7

13,8

13,8

55-59

8,6

9,0

8,5

8,3

8,6

60-72

7,3

4,7

4,5

4,9

5,3

Средний возраст

42,00

41,00

40,00

40,00

41,00

В целом, в республике отмечается ежегодное снижение числа граждан, занятых по всем видам экономической деятельности, в 2013 году их численность составила 375,4 тысяч человек, тогда как в 2012 – 379,6 тысяч человек, в 2011 и 2010 годах – 382,6 тысяч человек [3].

Исследовав данные о распределении занятых в экономике по видам экономической деятельности, были сделаны следующие выводы. В 2013 году преобладающая часть работающих была задействована на сельскохозяйственных предприятиях (74,3 тыс. человек), предприятиях обрабатывающего производства (66 тыс. человек), оптовой и розничной торговли (50,7 тыс. человек), в сфере строительства (29,2 тыс. человек), в сфере образования (31,1 тыс. человек) и здравоохранения (27,3 тыс. человек) [3].

Незначительно увеличилась лишь доля занятых деятельностью, связанной с операциями недвижимого имущества, арендой и предоставлением услуг.

Тенденция к увеличению числа занятых прослеживается в возрастных группах 25 – 29 лет и 30-34 лет, причем наиболее заметен этом процесс среди граждан, принадлежащих группе 25–29 лет. Здесь этот показатель за 5 лет увеличился на 1,9%. И это неслучайно, в возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы, следовательно, они являются наиболее перспективной категорией рабочей силы.

Если обратиться к другой составляющей регионального рынка труда, к безработице, то тут наблюдаются следующие тенденции (таблица 4) [1].

Таблица 4 – Показатели безработицы рынка труда Республики Мордовия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Численность незанятого населения на одну заявленную вакансию (коэффициент напряженности)

2,5

4,8

2,5

1,3

0,6

0,5

Уровень регистрируемой безработицы

1,1

1,7

1,5

1,2

1,0

0,8

Состав безработного населения по возрастным группам (%)

До 20

2,5

4,9

2,0

1,8

0,8

20-24

17,1

12,5

19,6

19,2

21,1

25,6

25-29

23,7

20,5

12,6

14,9

11,1

13,2

30-34

6,0

6,8

12,4

11,3

13,2

7,9

35-39

16,8

11,0

7,5

10,3

9,7

7,0

40-44

15,4

15,4

8,9

8,6

9,4

7,3

45-49

2,4

13,9

14,8

16,0

9,8

12,4

50-54

11,5

10,7

12,7

12,2

16,2

11,4

55-59

7,1

4,1

6,2

4,5

4,8

8,6

60-72

-

2,6

0,4

1,0

2,9

5,8

Средний возраст

-

42,00

41,00

40,00

40,00

40,00

Рассматривая данные распределения численности безработных по возрастным группам, можно отметить, что увеличение количества безработных граждан наблюдается во всех возрастных категориях, кроме возрастов до 20 лет и 30–39 лет. Наиболее распространена проблема невостребованности кадрового потенциала среди молодежи (39, 6% от общего числа безработных). Среди них, наибольшие трудности при трудоустройстве испытывают граждане от 20 до 24 лет (25,6 %). Молодые люди 20–24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии, достаточно уязвимы на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособны.

Регрессивный характер трудоустройства прослеживается также среди лиц старших возрастных групп 45 – 49 лет и 50–54 лет. Особенно сложно и сопряжено с рядом проблем трудоустройство лиц предпенсионного возраста (50-54 лет). Во-первых, эти граждане уязвимы в силу возрастных критериев: предприятия работают на перспективу и не хотят принимать сотрудника, зная о том, что он скоро уйдет на пенсию. Во-вторых, в сложившихся экономических условиях повышаются требования работодателей к профессиональным качествам потенциальных работников.

.Численность незанятых граждан в расчете на одну заявленную вакансию в 2009 году была равна 4,8 человека. Такое положение было следствием экономического кризиса, спада производства, наметившейся безработицей. Вследствие роста вакансий коэффициент напряженности с 2010 года начал резко снижаться, в 2013 году данный показатель составил 0, 5 человека на 1 вакансию [3].

С 2009 года четко прослеживается тенденция снижения уровня регистрируемой безработицы. Так, ситуация с регистрируемой безработицей в республике в 2013 году по сравнению с 2012 годом улучшилась и составила 0,8 %. Но в тоже время, в Республике Мордовия наблюдается дифференциация регистрируемой безработицы по муниципальным районам, обусловленная структурой экономики муниципалитетов, несоответствием спроса и предложения рабочей силы, неоднородной структурой распределения трудоспособного населения, являющегося основой трудового потенциала. Наиболее высокий уровень безработицы сложился в Большеигнатовском ( 1,5 %), в Атюрьевском районах (1,4%), самый низкий – в Лямбирском районе (0,5%), Торбеевском (0,6%) и Краснослободских районах (0,7% ) [3].

Тем не менее, оценить действительные масштабы безработицы в республике достаточно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика официально не фиксируемая "теневая" занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность.

Исходя из вышеперечисленного, делаем вывод, что в настоящее время в Республики Мордовия есть определённые трудности в отношении возможностей обеспечения региона трудовыми ресурсами. Можно выделить целый ряд ключевых проблем:

– снижение численности трудоспособного населения, увеличение демографической нагрузки на рабочее население;

– миграция, характеризуемая достаточно высоким оттоком трудоспособного и образованного населения республики;

– снижение занятых по видам экономической деятельности;

– существующее несоответствие профессионально-квалификационной структуры граждан, обращающихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, и структуры вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями;

– проблема трудоустройства наименее конкурентоспособных граждан. Как правило, женщин, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы);

– значительная дифференциация по показателям уровня зарегистрированной безработицы, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

Положительные изменения проявляются как в снижении общей численности безработных граждан, так и численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Так в конце 2013 года в центрах занятости населения было зарегистрировано 3818 человек, что на 19,3% ниже соответствующей даты 2012 года. Также не наблюдается предпосылок для массового высвобождения работников предприятий и организаций республики.

Современное состояние рынка труда является отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития Республики Мордовия.

В дальнейшем ожидается сохранение проблемы обеспеченности региона трудовыми ресурсами. Прежде всего, это обусловлено ежегодным сокращением численности населения за счет как естественного, так и механического движения. Прогнозируется также изменение возрастной структуры населения: увеличение доли населения старше трудоспособного возраста и небольшое возрастание доли лиц моложе трудоспособного возраста. Это обусловит повышение демографической нагрузки на трудоспособное население: к 2015 году он составит 689 чел. нетрудоспособного возраста на 1 000 чел. трудоспособного возраста.

Особенности рынка труда обуславливают специфику механизма его регулирования, необходимость активного вмешательства государства в его функционирование.

Ведомственные работы по регулированию рынка труда в Республике Мордовия ведутся органами власти республики. Основополагающим исполнительным органом государственной власти, который осуществляет полномочия в области труда и содействия занятости населения, является Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения.

Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения службы занятости населения во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, территориальными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [4].

Органы власти Республики Мордовия реализуют политику в области содействия занятости населения Республики Мордовия через нормативно-правовые акты, а также через федеральные целевые или республиканские программы.

В целях создания условий для эффективной занятости населения, обеспечения стабильности на рынке труда, обеспечения защиты конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также сокращения дефицита трудовых ресурсов в Республике Мордовия реализуется Государственная программа "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 – 2018 годы, принятая в 2013 году [1].

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

– предотвращение напряженности на рынке труда;

– содействие занятости инвалидов;

– улучшение условий и охраны труда работников организаций Республики Мордовия;

– оказание содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом.

Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:

– информирование о положении на рынке труда в Республике Мордовия;

– осуществление профессиональной ориентации населения;

– усиление взаимодействия государственной службы занятости населения и муниципальных образований Республики Мордовия по вопросам содействия занятости населения;

–содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

– содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, молодежи [1].

Разумеется, приводимый перечень мероприятий не является исчерпывающим. Предполагается, что перечисленные, а также иные меры по стабилизации ситуации на рынке труда окажут положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

В перспективе обеспеченность экономики республики трудовыми ресурсами будет определяться сохранением сложной демографической ситуации – сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и увеличением его среднего возраста. Для координации и выработки основных направлений политики занятости необходимо совершенствовать структуру управления от регионального до муниципального уровня. Целесообразно продолжать работу по реализации грамотной политики, направленной на снижение напряженности на республиканском рынке труда, увеличения занятости населения республики, повышения роли негосударственных учреждений занятости населения, эффективных программ содействия занятости. Это позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.

Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографическими, политическими, экономическими, социальными процессами как в России в целом, так и в Республике Мордовия.

Список литературы:

1 Государственная программа "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 – 2018 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.fmsrm.ru. – Доступ из справ.-правовой системы Гарант плюс

2 Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики. Серия: «Точка зрения». – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 162 с.

3 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] :. – Режим доступа : http://mrd.gks.ru.

4 Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения [Электронный ресурс] // официальный сайт – Режим доступа: http://trudrm.ru/legislation.html.

14

Просмотров работы: 3055