СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Сидоркина М.В. 1
1ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Региональный продовольственный рынок можно определить как часть агропромышленного комплекса, представленную отраслями сельскохозяйственного производства, совокупностью перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей и как самостоятельную систему, включающую также совокупность отраслей, осуществляющих функцию по распределению продовольственных товаров в регионе [4]. Особенность продовольственного рынка состоит в том, что на нем реализуются товары первой жизненной потребности – продовольствие, имеющее важнейшее жизненное значение. Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических, социальных, но и политических интересов.

То есть, продовольственный рынок качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем товаров, которые объединятся в группы взаимозаменяемых продуктов питания: зерно и хлебопродукты; мясо и мясопродукты; молоко и молочные продукты; рыба и рыбопродукты; сахарная свекла, сахар и кондитерские изделия; картофель и картофелепродукты; овощи и овощепродукты; яйцо; семена и маслопродукты; фрукты и фруктопродукты; безалкогольные напитки [1]. Перечисленные группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков, между которыми существует косвенная связь через единый платежеспособный спрос населения на продовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении.

Следует также отметить ряд особенностей регионального продовольственного рынка, обусловленных спецификой самого агропромышленного производства, таких как:

- значительная зависимость производства продуктов питания от фактора погодных условий, который осложняет возможности достоверного прогноза объемов производства продовольствия и ограничивает возможности контроля за его качеством;

- устойчивый спрос на продукты питания со стороны населения в условиях сезонности и неравномерности по годам в производстве многих видов продовольствия, что обуславливает необходимость создания резервных фондов продовольствия для стабильного обеспечения населения региона;

- высокая доля скоропортящихся видов продукции в общем объеме продовольствия, что усиливает потребность в соответствующих хранилищах и в создании такой инфраструктуры, которая обеспечивала бы реализацию таких видов продовольствия в сжатые сроки.

Все это подтверждает необходимость и актуальность анализа тенденций и проблем развития продовольственного рынка региона на примере Республики Мордовия.

Основными субъектами продовольственного рынка Республики Мордовия в сфере производства сельскохозяйственной продукции являются: ОАО «Птицефабрика «Атемарская», ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ГУП РМ «Луховское», ГУП РМ «Тепличное», ООО «Агрофирма "Юбилейная"», ООО «Теньгушево», ООО «Аксел», ООО «Оброчное», ООО «Краснопольское», ООО «Снегжа», ООО АПО «Мокша», ООО «РосАгро», ООО «Агрофирма «Новотроицкая», ООО «АгроГард-Мордовия», ООО «Верхисское» ООО «Нива», ООО «Колос», ООО «Знаменское», а также множество крестьянско-фермерских хозяйств.

Основными перерабатывающими предприятиями Республики Мордовия являются «Мордовспирт», Сыродельный комбинат Ичалковский, «СанИнбев» Саранский филиал, Сыроваренный завод «Сармич», Молочный комбинат Саранский, Завод маслодельный «Атяшевский», Агрофирма «Юбилейная» Дубенского района, Краснослободский молочный завод, «Молоко» Рузаевского, Торбеевского, Большеигнатовского райнов, Мясокомбинат «Оброченский», Агрофирма «Октябрьская», Птицефабрика «Атемарская», «Чамзинская», «Ламзурь», а также ГУП РМ «Тепличное», ГУП РМ «Луховское».

Основными обслуживающими предприятиями АПК Мордовии являются ООО «Мордоврегионагроснаб», ГУП РМ «Развитие села», Некомерческое партнерство «Центр практического обучения специалистов сельского хозяйства Республики Мордовии»[3].

Данные предприятия, выступая в качестве субъектов регионального продовольственного рынка, осуществляют производство и реализацию важнейших продуктов питания и, тем самым, выступают гарантом продовольственной безопасности республики.

Для полной характеристики продовольственного рынка Республики Мордовия проанализируем его основные показатели.

Оборот розничной торговлипродовольственными товарами – это основной показатель продаж на территории. За последние 3 года (с 2010 по 2013 гг.) данный показатель значительно увеличился (на 19 %) и составил 33086,9 млн.р. (таблица 1).

Также наблюдается рост данного показателя на душу населения – в 2013 году 40579,4 рублей на душу населения (в 2010 году - 30153,8 руб.). Кроме того, следует отметить, что оборот розничной торговли продовольственными товарами составляет 52,5 % от общего оборота розничной торговли.

Таблица 1 – Оборот розничной торговли [4, c. 4]

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Оборот розничной торговли продовольственными товарами, млн.руб.

25215,4

27762,8

29981,0

33086,9

Оборот розничной торговли на душу населения, млн.руб., из них:

57890,6

63898,8

70184,8

77283,7

Оборот розничной торговли продовольственными товарами на душу населения, млн.руб.

30153,8

33475,0

36472,8

40579,4

Если проанализировать продажу организациями оптовой торговли по отдельным продуктам питания, то можно заметить, что в 2013 году продажа таких продуктов как мясо (в 5,5 раз), рыба и рыбопродукция (в 5,6 раз), сыр (в 3,3 раза) и сливочное масло (в 48 раз) сильно увеличилась по сравнению с 2011 годом (таблица 2).

Таблица 2 – Продажа организациями оптовой торговли отдельных видов продуктов питания, тонн [4, c. 5]

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Мясо, включая мясо птицы

1212,0

1597,4

6651,8

Колбасные изделия

23525,0

30532,6

33990,4

Рыба и продукты рыбные переработанные (без рыбных консервов)

1,6

4,1

9,0

Фруктовые и овощные соки, минеральная вода и прочие безалкогольные напитки, тыс.дкл

150,8

88,4

40,4

Сыр

70,0

226,5

230,7

Мука

68,0

173,0

142,5

Макаронные изделия

70,3

171,0

150,0

Масло животное

2,9

173,9

141,2

Масла растительные

114,5

346,0

-

Молоко жидкое

26662,5

28436,0

30873,4

Крупа

73,3

711,0

242,5

Кондитерские изделия, включая шоколад

8136,2

5707,4

5552,9

Однако, кроме этого ясно видно, что продажа таких продуктов, как фруктовые и овощные соки, минеральная вода и прочие безалкогольные напитки, и кондитерские изделия снизилась в 3,7 раз и на 32 % соответственно.

Проанализируем показатель продажи алкоголя, в том числе на душу населения и представим его в таблице 3.

Таблица 3 – Продажа алкоголя в Республике Мордовия [4, c. 7]

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Алкогольные напитки в абсолютном алкоголе:

всего, тыс. дкл

636,9

647,6

670,8

649,0

в расчете на душу населения, л, в том числе:

7,61

7,81

8,16

8,00

водка и ликероводочные изделия

10,52

10,79

10,81

9,60

виноградные и плодовые вина

6,32

6,15

6,06

6,30

коньяки

0,28

0,35

0,37

0,50

шампанские и игристые вина

0,97

1,01

1,03

1,30

пиво

55,01

56,93

58,69

61,10

Продажа алкогольных напитков на душу населения в среднем по России, л

8,9

8,9

9,2

8,5

Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод, что с 2010 года продажа алкогольных напитков в Мордовии увеличилась на 1,5%.

Также увеличилась и продажа алкоголя в расчёте на душу населения и составила в 2013 году 8 литров, в то время как в среднем по России данный показатель составляет 8,5 литров на человека. Однако, несмотря на этот положительный результат необходимо отметить, что российский показатель с 2010 года уменьшился, а в Мордовии, наоборот, увеличился, что является уже негативной тенденцией. Если сравнивать с мировой практикой, лидером по продаже алкоголя на душу населения является Эстония, продавая 118 литров на человека.

Большое значение имеет качество поступившего в продажу продовольствия. Так, в 2013 году было изъято из оборота розничной торговли 60 % сливочного масла отечественного происхождения от общего объема проинспектированных товаров, 50 % растительного масла отечественного происхождения, 23 % отечественного мяса и птицы, 21 % отечественных кондитерских изделий, 100 % импортного пива, 33 % импортной рыбной продукции.

Если рассмотреть объёмы реализованной продукции в разрезе муниципальных районов, то необходимо отметить, что большая его часть приходится на такие районы как городской округ Саранск, Рузаевский район, Ковылкинский район, Чамзинский и Зубово-Полянский район, то есть в районах, где находятся крупные города и населённые пункты, причём на городской округ Саранск приходится половина всей реализованной продукции Мордовии.

Далее рассмотрим производство основных продуктов питания по Республике Мордовия.

С 2011 года значительно увеличилось производство таких продуктов питания, как мясо и субпродукты убойных животных (на 35 %), мясо и субпродукты птицы (почти в 2 раза), колбасных изделий (на 37 %), охлаждённых мясных полуфабрикатов (в 2 раза), цельномолочной продукции (на 15 %), сыра и сырной продукции (на 42 %), этилового спирта (на 14 %). Однако снизилось производство таких продуктов, как замороженные мясные полуфабрикаты (на 17 %), рыба и рыбные продукты (почти в 2 раза), плодоовощные консервы (на 28 %), мука (на 27 %), корма для сельскохозяйственных животных (на 21 %), хлеб и хлебобулочные изделия (на 6 %) и кондитерские изделия (на 33%).

Данная ситуация представляет необходимым рассмотреть балансы ресурсов и использования основных видов производимой продукции в Республике Мордовия – балансы мяса, молока и яиц – и рассчитать ёмкость рынка данных товаров. Расчеты емкости рынка будем проводить по формуле (1):

Е=Поб +И-Э+ ∆З, (1)

где Поб – объём производства исследуемой продукции внутренними производителями;

И – импорт;

Э – экспорт;

∆З – разница запасов на конец и на начало года.

В таблице 4 представлен баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов в республике.

Таблица 4 – Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов в Республике Мордовия [4, c. 13]

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Запасы

на начало года

6,4

8,3

7,3

6,2

7,0

Производство

75,4

81,6

94,1

103,9

123,5

Ввоз, включая импорт

28,3

41,8

36,5

45,6

45,0

Итого

110,1

131,7

137,9

155,7

175,5

Использование

         

Производственное потребление

0,1

0,4

0,8

0,6

0,5

Потери

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Вывоз, включая экспорт

45,3

65,4

71,1

88,1

100,2

Личное потребление

56,4

58,6

59,8

60,0

67,2

Запасы

на конец года

8,3

7,3

6,2

7,0

7,6

Из таблицы 4 мы видим, что производство мяса в республике за последние 5 лет значительно увеличилось – почти на 64 %. И так как личное, производственное потребление и импорт увеличились не на много, объём экспорта увеличился более чем в 2 раза, что является очень хорошей тенденцией для республики.

Рассчитаем ёмкость данного рынка на 2013 год (формула 2):

Емяс = 123,5+45-100,2+0,6=68,9 (2)

Далее рассмотрим баланс молока и молочных продуктов и представим его в таблице 5.

Таблица 5 – Баланс ресурсов и использования молока и молочных продуктов в Республике Мордовия [4, c. 14]

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Запасы

на начало года

21,4

14,5

18,1

17,0

27,9

Производство

440,4

458,1

475,8

467,5

452,0

Ввоз, включая импорт

14,5

9,8

15,8

11,5

15,4

Итого

476,3

482,4

509,7

496,0

495,3

Использование

         

Производственное потребление

48,5

54,7

50,8

48,7

50,0

Потери

0,1

0,4

0,1

0,1

0,1

Вывоз, включая экспорт

171,6

164,5

197,7

181,5

181,8

Личное потребление

241,6

244,7

244,1

237,8

237,4

Запасы

на конец года

14,5

18,1

17,0

27,9

26,0

Из таблицы 5 мы видим, что производство молока и молочных продуктов за последние 5 лет в республике Мордовия выросло очень незначительно – всего на 2,6 %. Так как объём импорта и потребления молока с 2009 года увеличились также на небольшое количество, можно сказать, что ситуация на рынке молока за 5 лет практически не изменилась. Однако необходимо заметить, что республика не только практически полностью обеспечивает свои потребности в молоке, но и поставляет его в соседние регионы России.

Рассчитаем емкость рынка молока и молочных продуктов на 2013 г. (формула 3):

Емол = 452+15,4-181,8-1,9=283,7 (3)

Так же рассмотрим баланс яиц и яйцепродуктов и представим его в таблице 6.

Таблица 6 – Баланс ресурсов и использования яиц и яйцепродуктов в Республике Мордовия [4, c. 15]

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Запасы

на начало года

10,0

15,7

12,3

13,9

23,3

Производство

942,2

1077,5

1265,9

1323,5

1329,2

Ввоз, включая импорт

0,5

0,9

2,6

21,1

43,9

Итого

952,7

1094,1

1280,8

1358,5

1396,4

Использование

         

Производственное потребление

74,7

79,8

89,1

86,3

66,9

Потери

1,0

8,9

9,8

9,5

1,0

Вывоз, включая экспорт

616,7

745,4

921,7

994,4

1084,1

Личное потребление

244,6

247,7

246,3

245,0

229,4

Запасы

на конец года

15,7

12,3

13,9

23,3

15,0

Из таблицы 6 видно, что ситуация, складывающаяся на рынке яиц и яйцепродуктов, очень серьёзная. Несмотря на то, что производство этого очень важного продукта в Мордовии выросло за последние 5 лет в 1,5 раза, импорт увеличился в 87,8 раз. И благодаря тому, что производственное и личное потребление на территории республики сократилось, экспорт яиц сильно увеличился – с 2009 года на 75,8%. В связи с этим, расчет емкости данного рынка на 2013 г. будет выглядеть следующим образом (формула 4):

Еяйца = 1329,2+43,9-1084,1-8,3 = 280,7 (4)

Таким образом, мы видим, что наибольшая ёмкость является у рынка яиц и яйцепродуктов. Это связано с большими объёмами производства яиц в республике. Так как ёмкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения, значит, что из этих трёх рынков рынок яиц в 2013 году мог поглотить, то есть реализовать наибольшее количество товаров. Большая ёмкость рынка является хорошим показателем, однако не гарантирует продовольственной безопасности по данному продукту в регионе. Поэтому для анализа необходимо рассмотрение и других показателей продовольственного рынка. Наименьшая же ёмкость выявилась на рынке мяса и мясопродуктов, что связано с высокими объёмами экспорта данного продукта и низким спросом населения вследствие низкого уровня жизни населения.

Также важными показателями являются показатели расходов населением на покупку продовольственных товаров. Так, в среднем на одного члена домохозяйства в 2013 году тратилось 2584 рубля, причём в сельской местности данный показатель меньше, чем в городской на 335 рублей, что связано с наличием у сельского населения личного подсобного хозяйства.

Если проанализировать структуру расходов населения на продукты питания, то можно заметить, что 31,2 % от суммарных потребительских расходов человек тратит на покупку продуктов питания, больше всего затрат уходит на покупку мяса и мясопродуктов (9,3 %), хлеба и хлебных продуктов (4,9 %) и молока и молочных продуктов (5,1 %). При этом объёмы расходов на питание меняется в зависимости от уровня доходов населения. Так, чем больше у человека доходов, тем больше денег он тратит на покупку продуктов питания. Группа населения, обладающая наибольшими располагающими ресурсами, тратит значительные деньги на покупку картофеля, овощей, фруктов и молочных продуктов.

Далее проанализируем основные показатели сельскохозяйственных предприятий на территории Республики Мордовия (таблица 7).

Таблица 7 – Основные показатели сельскохозяйственных предприятий на территории Республики Мордовия [4, c. 35]

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Число сельскохозяйственных

организаций (на конец года)

86

73

70

Число прибыльных хозяйств

74

60

54

Прибыль, млн. рублей

1649,1

2152,1

1862,8

Число убыточных хозяйств

12

13

16

Удельный вес убыточных

хозяйств в общем их количестве, %

14,0

17,8

22,9

Убыток, млн. рублей

173,5

251,8

1014,0

Продолжение таблицы 7

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Сальдированный финансовый

результат (прибыль, убыток /-/), млн. рублей

1822,6

1900,3

848,8

Уровень рентабельности, %

9,6

12,0

6,1

Уровень рентабельности основных видов продукции сельского хозяйства, %:

     

зерно (включая кукурузу)

6,8

26,0

16,7

сахарная свекла (фабричная)

12,3

25,6

14,2

картофель

-3,1

20,9

26,4

овощи открытого грунта

14,4

-1,4

-17,7

молоко и молочная продукция

(в пересчете на молоко)

26,3

20,8

26,9

крупный рогатый скот

-24,4

-27,4

-42,6

свиньи

16,6

35,2

21,3

овцы и козы

2,1

-41,4

-18,7

птицы

9,8

13,0

2,8

яйца

7,5

9,6

13,5

Прежде всего, нужно сказать, что число сельскохозяйственных организаций с 2011 года уменьшилось на 16 предприятий или на 23 %, что является плохим показателем для нашей республики. При этом только 54 предприятия из 70 в 2013 году были прибыльными. Убыток же сельскохозяйственных предприятий растёт с каждым годом и с 2011 года он вырос в 5,8 раз и достиг на 2013 год 1 триллион рублей. Поэтому в целом сальсидированная финансовая прибыль сельскохозяйственных предприятий также с каждым годом уменьшается, за последние 3 года она уменьшилась более чем в 2 раза и составила в 2013 году 848,8 млн.руб.

Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий также уменьшился с 9,6 % в 2011 году до 6,1 в 2013 году. Причём рентабельность таких видов сельскохозяйственной продукции, как зерно, сахарная свёкла, картофель, свиньи и яйца значительно выросла. А таких продуктов, как овощи, крупный рогатый скот, овцы, козы и птица намного снизилась.

Проанализируем теперь урожайность основных сельскохозяйственных культур и представим данный показатель в таблице 8.

Таблица 8 – Урожайность культур, центнеров с 1 га посевной площади [4, c. 38]

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Зерно (в весе после доработки)

29,6

6,8

23,3

18,7

19,0

в том числе:

         

пшеница озимая

32,0

7,8

22,3

12,9

20,0

пшеница яровая

26,9

5,8

24,7

20,9

18,7

рожь озимая

20,6

7,3

19,6

12,3

16,9

ячмень

30,2

6,1

25,3

21,8

17,3

овес

21,7

6,3

20,4

14,0

12,7

просо

12,7

8,3

14,8

10,3

4,0

гречиха

9,8

0,1

4,3

4,4

3,3

зернобобовые

21,9

5,1

17,4

15,2

9,6

Сахарная свекла (фабричная)

384,5

108,2

379,0

453,4

408,8

Семена масличных культур

8,4

2,1

17,6

10,1

11,0

Картофель

141,4

36,6

123,1

135,4

125,1

в том числе в сельхозорганизациях

149,3

27,6

163,6

183,5

98,7

Овощи

130,0

86,9

115,6

127,8

115,5

в том числе в сельхозорганизациях

76,8

20,8

66,6

72,7

41,4

Кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж

280,3

36,7

263,4

221,2

214,1

Кормовые корнеплоды (включая сахарную свеклу на корм скоту)

255,8

123,6

258,8

255,2

256,5

Сено однолетних трав

26,8

16,7

24,7

21,4

21,0

Сено многолетних трав

24,6

18,9

25,8

21,2

22,2

Сено естественных сенокосов (включая улучшенные)

16,8

20,2

24,9

16,1

23,9

Из таблицы 8 мы видим, что урожайность зерна с 2009 года сильно сократилась – на 36%, особенно сильно на такое зерно, как ячмень, овёс, просо, гречиха и зернобобовые. Кроме этого снизилась урожайность таких культур как картофель, овощи, кукуруза, сено однолетних и многолетних трав. Положительной динамикой является урожайность сахарной свёклы, семян маслиничных культур, кормовых корнеплодов и сена естественных сенокосов увеличилась. В целом же можно сказать, что ситуация с урожайностью является настораживающей, так как урожайность основных культур, необходимых для жизнедеятельности людей, снижается.

Также проанализируем экспорт продовольственных продуктов из Республики Мордовия и представим его в таблице 9.

Таблица 9 – Экспорт основных продуктов, тонн [4, c. 41]

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Мясо и птица

12082,7

19719,1

23544,2

30665,5

38288,3

Колбасные изделия

11706,3

16412,1

21550,4

28469,3

33407,7

Кондитерские изделия

30894,9

26148,2

27078,0

30704,0

25788,2

Масло животное

1766,2

1720,4

1715,0

2377,6

2181,1

Сыр

7357,6

6038,3

6145,5

9432,9

9863,0

Сахар

43281,0

25029,7

29547,0

68879,0

-

Мука

13600,2

12967,2

5390,4

1238,5

2128,0

Крупа

4254,1

6751,4

2187,0

3490,8

2351,3

Макаронные изделия

17432,0

18169,8

17923,8

16882,0

-

Из таблицы 9 мы видим, что основными продуктами, экспортируемыми из Республики Мордовия, являются мясо и птица, колбасные изделия, кондитерские изделия и сыр. Однако можно заметить тенденцию к снижению объёмов экспорта по кондитерским изделиям (на 17 %), муке (в 6,4 раз) и крупе (почти в 2 раза). Это говорит о тяжёлом состоянии этих предприятий и снижении конкурентоспособности их продукции.

Проведенный анализ продовольственного рынка Республики Мордовия позволяет выделить следующие проблемы его развития:

  • уменьшение объёмов производства таких важных продовольственных товаров, как рыбы и рыбных продуктов, муки, кормов для сельскохозяйственных животных, хлеба и хлебобулочные изделий и кондитерских изделий;

  • снижение самообеспеченности республики по таким важным товарам как мясо и мясопродукты и яйца и яйцепродукты;

  • уменьшение потребления населением республики молока и молочных продуктов;

  • уменьшение численности сельскохозяйственных организаций;

  • тяжелое финансовое положение сельского хозяйства – увеличение убытков сельскохозяйственных предприятий, снижение их финансовой прибыли;

  • снижение плодородия почв, что приводит к низкой урожайности, рентабельности и увеличению цен на продовольственном рынке;

  • уменьшение объёмов экспорта республиканской продукции (особенно крупы, кондитерских изделий и муки) вследствие низкой конкурентоспособности этой продукции.

Список использованных источников

  1. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности [Электронный ресурс] : Электронный учебник / П.Т.Бурдуков, Р.З.Саетгалиев – Электрон. данные. – М., 1999

  2. Нуралиев С.У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития / С.У. Нуралиев – Волгоград: Издательство волгоградского государственного университета, 2003 – 280 с.

  3. Официальный сайт Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия [Электронный ресурс]: http://agro.e-mordovia.ru/

  4. Продовольственный рынок Республики Мордовия: статистический сборник №8 / Территор. орган федер. службы гос. статистики по РМ (Мордовиястат) - Саранск, 2014. – 44 с.

  5. Фирсенко С. С. Формирование регионального продовольственного рынка : дис. д-ра экон. наук / С. С. Фирсенко. – М., 2003. – 352 с.

Просмотров работы: 2030