КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Тупс М.А. 1, Тупс М.А. 1, Шатырко Д.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малый бизнес выступает важной частью социально-экономического развития территории, обеспечивая население рабочими местами, разрабатывает и внедряет новые технологии, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Но его развитиесвязанно с ограниченностью ресурсов, большой зависимостью от рыночной конъюнктуры, слабыми кредитными возможностями. Успешное развитие данного сектора экономики возможно лишь в случае эффективно действующей модели государственной поддержки и управления [1,2].

Существуют различные методы исследования проблем и принятия решений в малом бизнесе, том числе статистические, математические и экспертные методы [2]. Малый бизнес обладает рядом особенностей: многоаспектностью происходящих в них процессов; все происходящие явления должны рассматриваться в совокупности; отсутствие достаточной количественной информации о динамике процессов; изменчивостью характера процессов во времени.

Выше перечисленные особенности могут быть отнесены к слабоструктурированным системам, поэтому к изучению таких систем в настоящее время предлагается применять когнитивный подход и разработанную на его основе методику анализа и принятия решений в сфере малого бизнеса.

Когнитивный анализ представляет собой универсальный научный инструментарий для изучения поведения сложных систем [1]. Методика, основанная на когнитивном анализе, позволяет описать структуру и различные процессы, выявить взаимодействие и проанализировать влияние факторов на текущую ситуацию в системе.

На основании статистической и экспертной информации о состоянии малого бизнеса в Волгоградской области и с помощью разработанного программного обеспечения [3] была построена когнитивная модель взаимодействия малого бизнеса с внешней средой.

Факторами, влияющими на развитие малого бизнеса в регионе, являются(х1) инвестиционный климат, (х3) объекты инфраструктуры, (х5) экономико-географическое положение,(х11) конкуренция,(х12) – инфляция,(х13) нормативно-правовое обеспечение, (х15, х16) политика федеральных и региональных властей по поддержки малого предпринимательства.

Сложившийся инвестиционный климат в области (х1) положительно влияет на развитие малого бизнеса (х0), состояние которого существенно влияет на занятость населения (х8) и бюджет области (х6), от которых зависит уровень жизни населения (х9). Уровень жизни населения в свою очередь отрицательно влияет на уровень преступности (х17), который, повышаясь, может ухудшить инвестиционный климат региона.

Рисунок 1 - Когнитивная модель взаимодействия малого бизнеса с внешней средой

С целью определения возможных тенденций развития малого бизнеса был проведен сценарный анализ поведения системы при внесении управляющих воздействий.

При поступлении в когнитивную карту следующего управляющего воздействия: qх3 = +1 в х3 объекты инфраструктуры(развивается сеть инфраструктурных и институциональныхорганизаций)(рис.2).

Рисунок 2 - Сценарий развития малого предпринимательства при внесении управляющего воздействия qх3 = +1

На втором шаге моделирования вместе с развитием «инфраструктурных организаций» (х3) наблюдается развитие «малого бизнеса» (х0) в регионе, что приведет к улучшению социально-экономической ситуации. Развитие предпринимательства носит поступательный характер, а число малых предприятий существенно возрастает лишь после шестого такта моделирования

Разработанная модель позволяет использовать технологию когнитивного анализа для исследования состояния принятия решений в сфере малого бизнеса.С помощью полученной модели были выявлены факторы, которые оказывают наибольшее влияние на развитие малого бизнеса. Построенная модель может быть использована для получения прогноза, в зависимости от состояния различных факторов системы. Применение когнитивного моделированияна примере малого бизнеса Волгоградской области позволяет адекватно учесть взаимодействие и взаимовлияния факторов внутри экономических систем в условиях неопределенности, что приведет к существенному повышению качества управленческих решений региона.

Список использованной литературы

1. Горелова Г.В., Радченко С.А., Колесникова Н.В. Когнитивное моделирование как инструментарий исследования состояния и развития малого бизнеса в регионе // Системный анализ в проектировании и управлении: Труды Х Междунар. науч.-практ.конф. Ч.1. СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2006. – С. 215–218.

2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 454 с.

3. ИС прогнозирования развития нелинейных динамических систем на основе когнитивного моделирования / Гагарин А.Г., Рогачев А.Ф. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2011613921.

4. Шатырко Д.В. Определение взаимного влияния факторов при построении когнитивных карт с помощью множественной регрессии [Электронный ресурс] / Д.В. Шатырко. – [2014]. – Режим доступа://http://www.scienceforum.ru/2014/497/1335 (дата обращения: 10.12.2014)

5. FCMapper – our Fuzzy Cognitive Mapping Software Solution [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://www.fcmappers.net/joomla/.

Просмотров работы: 1077