ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Кривобок М.В. 1, Скитер Н.Н. 2
1ФГБОУ ВПО «ВГСПУФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
2ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день одним из важнейших показателей конкурентных преимуществ образовательного учреждения выступает качество образования, а также актуальным является вопрос управления качеством образования. Под качеством образования понимается интегральная характеристика, которая отражает именно степень соответствия образовательного и рабочего процессов, происходящих в общеобразовательном учреждении, государственным требованиям, конкретным результатам, социальным и личностным ожиданиям, которые выражены в определенных критериях и показателях. Результативность используемых управленческих решений во многих вузах сегодня является конкретным объектом мониторинга качества работы образовательного учреждения. Данный процесс способствует росту функциональных возможностей усовершенствованных информационных технологий, а также систем управления качеством образовательных услуг. Адекватная оценка качества, оптимизация принимаемых решений является не только сложным процессом, но и актуальной задачей образования с учетом современных факторов развития общества.

На данный момент целью управления качеством образования является внедрение эффективных способов достижения нового качества образования в современных условиях развития общеобразовательного учреждения [2]. Согласно Закону РФ «Об образовании», качество образования – это определенный уровень знаний и умений, а также умственного, нравственного и физического развития, которое достигают выпускники образовательного учреждения уже в соответствии с конкретными целями обучения [1]. Еще в ходе коллегии Министерства Образования и Науки РФ 16.11.2004 было принято постановление «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях», где в свою очередь вузам предлагается создавать системы менеджмента качества, в основе которых международные стандарты ИСО серии 9000 [4]. Сегодня уже многие вузы России разрабатывают данные системы, базируясь на основополагающих принципах менеджмента качества.

Известно, что важнейшей задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, которое основано на крепком фундаменте знаний и дальнейшем развитии компетентностей студентов в соответствии с требованиями и потребностями общества и государства, а также безопасности процесса образования при непрерывном развитии профессионального потенциала работников образования. Под управлением качества образования П.И. Третьяков понимает целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества прогнозированных результатов [5].

Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. Именно поэтому важным является то, что управление качеством не может нарушать устоявшуюся и эффективную линейную структуру управления, где руководитель играет важную роль. Введение управления качеством образования повышает функциональность общего управления. Опыт внедрения систем управления качеством образования за рубежом и в России дает возможность выделить основные стадии управления качеством образования.

Рисунок 1 – Цикл Деминга

Источник: Покасов В.Ф. Управление качеством образования современной школы [3]

В ходе планирования происходит формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления определенных действий и достижения требуемого качества. Управление качеством образования, а именно само дело является процессом формирования качества, который представляет собой совокупность конкретных действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг. Контроль и воздействие являются процессом оценки и сравнения полученного уровня качества с планируемым, осуществлением обратных связей с заинтересованными сторонами, а также внесением изменений в систему управления качеством. Управление качеством образования является замкнутым непрерывным процессом, который состоит из взаимосвязанных элементов.

Рисунок 2 – Треугольник управления качеством образования

Источник: Покасов В.Ф. Управление качеством образования современной школы [3]

В современных условиях система управления качеством образования необходима каждому общеобразовательному учреждению для повышения эффективности образовательного процесса, развития деятельной атмосферы, оптимизации финансового, кадрового обеспечения образовательного процесса, повышения конкурентоспособности образовательного учреждения и т.д.

В ходе достижения поставленных целей возникают определенные проблемы. Во-первых, отсутствие системного подхода к правлению самого качества образования в образовательном учреждении. Во-вторых, ведется недостаточная работа по мотивации участников образовательного процесса на его качество. В-третьих, отсутствует адекватный инструментарий, который позволил бы объективно оценить все элементы структуры обеспечения качества образовательного процесса. Чтобы избежать подобных проблем, необходимы определенные механизмы управления процессом достижения нового качества образования: административный механизм обеспечивает нормативно - правовое регулирование деятельности образовательного учреждения, организационно-управленческий производит выбор оптимального стиля руководства коллективом, ресурсный укрепляет материально - техническую базу, социальный создает условия для достижения качества образования, психологический сопровождает участников образовательного процесса, мониторинговый производит отбор, обработку, хранение и распространение информации об образовательной системе.

Таким образом, результатом процесса управления качеством образования является устойчивое развитие образовательной системы, которое направлено на оптимизацию образовательного процесса, что обеспечивает личностный рост, а также социальную адаптацию личности учащегося складывающимися социально-экономическими условиями современной жизни.

Список используемой литературы:

  1. Управление системой образования // Закон РФ «Об образовании»//Информационно-правовой портал Гарант, URL: http://base.garant.ru/10164235/3/#block_300 (дата обращения 20.11.2014г.)

  2. Коротков Э.М.Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. – М.: ГУУ, 2002, 320с.

  3. Покасов В.Ф. Управление качеством образования современной школы (методические материалы). – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012, 145с.

  4. Решение коллегии Министерства Образования и Науки РФ №3/1 от 16.11.2014г.//Министерство образования и науки РФ, URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 21.11.2014г.)

  5. Третьяков, П.И. Школа: управление качеством образования по результатам. - М.: Перспектива, 2009, 492 с.

Просмотров работы: 1984