Активизация развития логистических региональных центров как территориальных объединений независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками и сопутствующими услугами (приёмом, обработкой, хранением грузов, техническим обслуживанием, ремонтом, таможенным оформлением и т.д.) свидетельствует о существенном интеграционном потенциале сети интермодальных организаций на территории страны . Результатами таких процессов могут стать активизация развития многих отраслей промышленности, дополнительные источники дохода для государства в виде транзитных сборов, налоговых сборов за использование транзитной инфраструктуры, решение проблем занятости населения, региональная экономическая привлекательность для инвестиций. Для создания и функционирования инфраструктуры логистического центра необходимо тщательно спланированное дорожное хозяйство, реконструкция объектов, федеральные автодороги, которые являются важнейшими автодорогами России. Они находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт федерального бюджета. Федеральные автомобильные дороги могут регионального или межмуниципального значения и местного значения. Основой для развития дорожного хозяйства в России – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», принятый в 2007 году. Принятие этого Федерального закона установило единые правовые основы деятельности в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания, использования федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог. На федеральных автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» выполняются работы по строительству и реконструкции на 54 маршрутах федеральных автомобильных дорог. Поставленная перед дорожной отраслью сложнейшие задачи удвоения объёмов строительства , реконструкции и приведение в кратчайшие сроки дорожной сети в нормативное состояние требуют перехода к массовому применению новых материалов и технологий, ускорению их внедрения. Этот аспект дорожной деятельности касается всех органов управления дорогами независимо от региона. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Большинство дорог на территории России образуют замкнутую федеральную сеть. Плотность сети больше в европейской части России и уменьшается по мере движения на север и восток. Плотность автодорог на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов является наименьшей. Многие из находящихся здесь дорог не соединены с федеральной сетью. Около 10% населения проживает в регионах, где отсутствует выход на сеть круглогодично эксплуатируемых дорог. Вместе с тем, объемы выделяемых ассигнований из федерального бюджета не позволяют переломить тенденцию повышения перегрузки автомобильных дорог федерального значения движением в условиях постоянного увеличения уровня автомобилизации. Основными отрицательными факторами, влияющими на строительство логистических центров, реализацию инвестиционных логистических проектов являются перегрузка автомобильных дорог, их нормативное состояние, а также недостаточность дорог. На примере Инвестиционного логистического проекта Воронежской области, в который входит Производственно-складской парк «Перспектива», Индустриальный парк «Масловский», Логистический центр «Армакс», можно заметить, что эти факторы учтены. Все объекты находятся на автономной территории около 500 гектаров с освещённой, асфальтированной дорогой с регулируемым движением до объектов и внутри их. Проект ориентирован на предприятия малого и среднего бизнеса на федеральной трассе Воронеж-Тамбов. И на данный проект возложены большие надежды.
Одной из главных целей развития транспортной системы России на период до 2030 г. - формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Это предполагает объединение в единую сбалансированную систему не только самих транспортных коммуникаций, но и интегрированной системы технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единых стандартов и единой информационной среды их технологического взаимодействия, что обеспечит оптимизацию взаимодействия. Для чего необходимо строительство логистических комплексов, строительство грузовых терминалов и транспортно-логистических центров, станций технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, паркингов [1].
Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требования по субъектам Российской Федерации
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Российская Федерация |
37,1 |
36,8 |
36,0 |
36,5 |
37,9 |
56,5 |
55,0 |
55,4 |
58,3 |
56,0 |
Центральный федеральный округ |
32,7 |
32,8 |
34,0 |
37,0 |
35,3 |
61,3 |
54,1 |
52,2 |
55,7 |
52,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
25,1 |
23,4 |
23,5 |
26,5 |
27,3 |
45,9 |
47,0 |
39,5 |
53,3 |
50,0 |
Южный федеральный округ |
57,7 |
46,8 |
49,4 |
46,3 |
47,1 |
77,9 |
78,6 |
78,9 |
75,6 |
71,3 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
64,7 |
61,3 |
46,2 |
49,9 |
52,3 |
75,3 |
78,5 |
86,4 |
72,3 |
60,0 |
Приволжский федеральный округ |
29,5 |
26,4 |
25,7 |
27,4 |
28,7 |
49,9 |
46,3 |
47,5 |
52,4 |
50,8 |
Уральский федеральный округ |
46,0 |
57,6 |
53,0 |
50,2 |
49,6 |
70,7 |
74,6 |
71,6 |
67,7 |
70,1 |
Сибирский федеральный округ |
44,0 |
45,4 |
40,3 |
37,5 |
38,9 |
48,1 |
48,6 |
47,9 |
57,0 |
55,8 |
Логистическим региональным центрам необходима технологическая инфраструктура с оптимальной дорожной сетью, ориентированная на динамику интеграционных процессов диверсифицированного бизнеса.
Литература.
1. Дыбская В. Тенденции развития логистической инфраструктуры в России // Прикладная логистика.- М., 2011.-№1-2.
2. www.dorrus.ru/page/14
3. http://www.gks.ru/