СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Суркина С.Б. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, людей, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. К сожалению, не все дети в данном возрасте окружены достаточным вниманием, пониманием и заботой со стороны взрослых. Не у всех родителей есть время уделить должное внимание своим детям в связи со своей занятостью. Именно поэтому, многие очень значимые для детей моменты и вопросы «проходят мимо». Отсюда, в дальнейшем возникают проблемы в поведении детей.

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, является тревожность (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психологического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных представлений, а с физиологической сферы сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние, в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях предполагания предвосхищения негативных результатов.

Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики, способный повышению уровня эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности.

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику, проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию.

В психологическом словаре тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».

Г.Г.Аракелов, Н.Е.Лысенко, Е.Е.Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.[1]

Таким образом, анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с различных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Таким образом, понятие «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

По определению Р.С.Немова тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[6]

По определению С.С.Савина тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.[10]

Так А.М.Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.[8]

Л.А.Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: тревожность характера и ситуационная тревожность, предложенная Спилбергом.[5]

По определению А.В.Петровского:тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (Петровский, 1990).[7]

Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Аракелов, 1997).[1]

У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.

В социальной сфере – тревожность оказывает влияние на общение, на социально-психологические показатели деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, с товарищами, порождая конфликты.

В психофизиологической сфере тревожность проявляется на энергетике организма, активности биологически-активных точек на коже, развитием вегетативных расстройств.

Личность с высоким уровнем тревожности воспринимает окружающий мир как объект угрозы, угроза психическому здоровью личности и способствует развитию предневротического состояния; отрицательно влияет на результат деятельности; профориентация больше подходит человек-природа и человек – художественный образ, необходимы навыки самоконтроля и устойчивое поведение.

Тревожность – источник агрессивного поведения, формирует конфликтные отношения.

После исследования психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что следует разделять понятия "тревожность", "тревога" и "страх". Следует отличать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъективного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность).

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным, а тревожность – это устойчивое состояние повышенного беспокойства. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Другими словами, тревога – состояние некоторого волнения и она не постоянна. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность.

Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «ХХ век – век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой – психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т.п.

Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биологии, физиологии, философии, социологии.

По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии.

Необходимо отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблеме тревожности мало.

Анализ основных работ показывает, что в понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Однако, несмотря на, казалось бы, принципиальное различие между пониманием тревожности как биологической или социальной, мы не можем разделить авторов по этому принципу. Эти две точки зрения постоянно сливаются, смешиваются у большинства авторов. Так, Хорни и Салливен, которые считают тревогу изначальным свойством, “основной тревогой”, тем не менее, подчеркивают и ее социальное происхождение, ее зависимость от условий формирования в раннем детстве.[11]

Наоборот, Фромм, который стоит как будто на совсем других социальных позициях, в то же время считает, что тревога возникает в результате нарушения “естественных социальных связей”, “первичных уз”.

А что такое естественные социальные узы?” - это природные, то есть не социальные. Тогда тревога является результатом вторжения социального в биологическое.

В основном принято классифицировать тревожность на два основных вида.

Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.

Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль.

Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.

Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный.

Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.

Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным.

Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Решение проблемы тревожности у дошкольников зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности: на утренней гимнастике, ритмической гимнастике, гимнастике после дневного сна, физкультурных занятиях, физкультурных и спортивных упражнениях, динамических часах, физминутках, спортивных мероприятиях, праздниках, досугах, развлечениях, сказкотерапии, релаксации, психогимнастике, логоритмике, в песочной терапии, закаливании, эмоциональном общении с взрослым и сверстниками, восприятии музыки, детских песен и стихов, двигательной активности и тактильно-двигательных игр, совместных играх со сверстниками и под руководством взрослого, в играх с правилами, народных играх, спортивных играх, пальчиковых играх и других видах игр.

Занятия физкультуры для детей играют важную роль в снижении тревожности у ребенка, и в связи с чем считаем необходимым уделить внимание формам и методам по снятию тревожности на занятиях физкультуры:

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие взаимоотношений с другими людьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.

- игры имитации - в играх-имитациях дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это выражается в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость, снимают напряжение.

- куклотерапия- это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

- релаксация - система приемов, способствующих мышечному расслаблению, и сам результат, то есть глубокое мышечное расслабление и связанное с этим внутреннее состояние покоя. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Приемы релаксации применяются в спорте, аутотренинга, частичная релаксация используется в логопедических упражнениях и психотерапии. Релаксация помогает быстрее засыпать и снимать последствия стресса.

- музыкотерапия— лечение с помощью музыки. Музыка мощное лечебное средство, способ глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений,

-песочная терапия— это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Актуальным совершенствованием старых и поиском новых форм являются сюжетные занятия по физической культуре. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т. п.).

Для того, чтобы определить критерии тревожности у детей обратимся к литературе, где Лаврентьева Г.П. и Титоренко Т.М. выделяют признаки треожности:

1) не может долго работать не уставая

2) ему трудно сосредоточиться на чем-либо

3) любое задание вызывает излишнее беспокойство

4) во время выполнения задания очень напряжён, скован.

5) смущается чаще других

6) часто говорит о напряженных ситуациях

7) как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8) жалуется, что ему снятся страшные сны

9) руки обычно холодные и влажные

10) часто расстройство стула

11) сильно потеет, когда волнуется

12) плохой аппетит

13) спит беспокойно, засыпает с трудом

14) пуглив, многое вызывает страх

15) обычно беспокоен, легко расстраивается

16) часто не может сдержать слезы

17) плохо переносит ожидание

18) не любит браться за новое дело

19) не уверен в себе, своих силах

20) боится сталкиваться с трудностями

15-20 показателей - высокая тревожность, 7-14- средняя,1-6- низкая тревожность.

П.Бейкер и М.Аворд предлагают иные признаки:

1) постоянное беспокойство (любое задание вызывает излишнее беспокойство)

2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо

3) мышечное напряжение (во время выполнения заданий часто напряжен, скован, ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи).

4) раздражительность (чаще всего проявляется в виде эмоций агрессии и гнева, сложно контролировать себя. Меняется интонация и громкость речи, раздражение сопровождается реакцией вегетативной нервной системы: пересыхает во рту, потеют ладони).

5) нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны).

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его жизни.

Для нашего исследования с учетом условий, возраста детей были разработаны критерии и показатели на которые мы опирались при диагностике тревожных детей. Данные уровни и критерии позволяли также дифференцировать детей по степени тревожности, что впоследствии позволило более правильно организовать работу по снижению тревожности, использовать ранее описанные методы и формы добиваясь положительного результата.

Уровни

критерии

Высокий

Мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна, нерешительность, невозможность сконцентрироваться, суета, неуверенность в своих поступках, страх самовыражения, самокритичность, высокие требования к себе, дрожат руки, крутит что-то в руках, потеют ладони, вздрагивание, частый плач, быстрая утомляемость

Средний

Неустойчивость настроения, мышечное напряжение и скованность проявляются только в случае значимости ситуации разговор выразительный; в случае малейшей "угрозы" со стороны окружающих замыкается в себе; принимает активное участие в играх, но при этом легко может обидеться и "выйти из игры", долго помнит обиды, но внешне это не показывает.

Низкий

Слабо развиты защитные механизмы и "инстинкт самосохранения". Такие дети часто не замечают опасности, сами придумывают какие-либо рискованные идеи, затем проявляют неопределенную "самоотверженность". Беспечны, смелы в общении, легко вступают в контакт с посторонними. Прослеживается отсутствие стойкой мотивации, низкий самоконтроль, наличие избытка побуждений.

Таким образом можно сделать вывод, что проблема тревожности детей не теряет своей актуальности, разные авторы дают различные интерпретации, но в целом они сводятся к необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику, проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию.

И как показала практика, тревожность детей тормозит их развитие, не позволяет ребенку развиваться в полной мере. Потому необходима работа по снижению тревожности, и занятия физкультурой являются формой для этого.

Список использованных источников

1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал № 2, 1997. – 102 с. 2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.

5. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 348 с.

6. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с

7. Петровский А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251с.

8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.

10. Савина Е. Психология личности: учебное пособие. - Екатеринбург: Фарт, 1999. - С.68-72.

11. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. – СПб.: Ювента, 1999. – 347 с.

12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2009. – 208 с.

16

Просмотров работы: 9138