СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пархоменко О.В. 1, Градусова Л.В. 2
1ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» факультет дошкольное образование зФДО6ПДП 602 группа
2ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» Преподаватель , к.п.н., доцент, факультет дошкольное образование
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических сил [5].

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Выделяют несколько видов сказок: сказки о животных; бытовые сказки; волшебные сказки.

Сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития детей, являющийся важным средством развития и воспитания дошкольников. В работах психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) отмечено значение сказки в развитии личности ребенка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности и др.), развивает мышление, воображение, способствует эстетическому развитию ребенка, усвоению родного языка.

Большое влияние оказывает сказка на эмоциональное развитие дошкольников. По мнению В. А. Сухомлинского благодаря сказке ребенок познает мир « не только умом, но и сердцем».

Народная сказка отвечает потребностям дошкольника, ее основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развертывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Это определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера – добротой, трусостью, смелостью – и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Сказочный язык доступен ребенку.

В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению Б. Беттельгейма, сказка как вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка [1].

Начиная с 5 лет, ребенок отождествляет себя в основном с человеческими персонажами. Чем взрослее ребенок, тем увлекательнее становятся сказочные истории, потому что в них содержится рассказ о людях познающих мир.

Слушание сказки создаёт благоприятные условия для возникновения и развития внутренней деятельности воображения ребенка. Здесь имеются как бы переходные формы от реального, фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Иные положения, которые не доходят до сознания ребенка, будучи преподнесены ему в сухой и рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественный образ. По мнению Б.Теплова, воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. В процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Исследования восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В. Запорожцем, Д.М. Ароновской – Дубовис, Т.А. Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому, возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он нередко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам [3 ].

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках всегда совершается в семье, конфликты носят семейный характер. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка, Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Итак, сказка - неотъемлемая часть эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, без участия сказок невозможно представить полноценное развитие личности ребенка. Сказка дает ребенку понятие борьбы добра со злом, хорошего и плохого поступка. В сказке формируется способность ребенка вставать на место другого, сочувствовать, переживать

Литература

  1. Бодрова, Е.В. Психологические аспекты понимания литературных текстов дошкольниками / Е.В. Бодрова // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. С.116-120.

  2. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком - Избр. Психологические труды в 2-т. -Т1.-М.: Педагогика,1986.-С66-78.

  3. Зинченко, В.П. Развитие ощущений и восприятий / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 2004.- С. 13-71.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: Азъ, 1992.

Просмотров работы: 3029