ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.

Смирнова Н.В. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И.Носова.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тактильная чувствительность (от лат. tactilis - осязательный.)Ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов. Тактильная чувствительность зависит от вида воздействия: прикосновения, давления, вибрации(ритмичного прикосновения. О.Б. Ильинский.

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка. Гораздо менее чувствительны живот, спина, внешняя сторона предплечья.

К слабовидящим относятся дети с остротой зрения при коррекции 0,05-0,4. Слабовидящими считаются также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения зрительных функций (сужение полей зрения, сниженная точность, замедленность обзора, нистагм глаз). Слабовидение, в целом, затрудняет пространственную ориентировку. (Медицинский справочник)

У слабовидящих детей процесс восприятия окружающих предметов характеризуется замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью, нечёткостью. Им противопоказана длительная непрерывная зрительная нагрузка: перегрузки ведут к быстрой утомляемости, резкому снижению остроты зрения, и качества восприятия.

Обучение слабовидящих детей осуществляется в специальных условиях, обеспечивающих охрану и развитие остаточного зрения, и включает использование различных средств коррекции (лупы, очки и т. п.), специальных наглядных пособий, учебников с крупным шрифтом, тетрадей со спец. разлиновкой и т. п., повышение освещённости рабочего места и др.

Нарушения функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.• Нарушение функции цветоразличения проводит к невозможности различения одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.• Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.• Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.• Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинноследственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.Помните!• Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.• Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.• Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.• Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.

Особенности питания слабовидящих детейВитамин С (аскорбиновая кислота) способствует общей сопротивляемости организма. Наиболее богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, цитрусовые, лук, листовые овощи.Очень важен витамин А. Он содержится в моркови, салате, зеленых частях растений, рыбьем жире, яичном желтке.Витамит В1 находится в арахисе, хлебных злаках, темном рисе и меде.Витамин В2 необходим для кислородного обмена. При его недостатке могут страдать мелкие сосуды глаз. Источники витамина В2: зеленые листья овощей, яблоки, пшеница, темный рис.При недостатке витамина В6 глаза страдают от усталости. Витамин В6 содержится в хлебных злаках, в желтке яйца, в рыбе.Калий — важнейший минерал для поддержания хорошего зрения. Он содержится в яблоках, яблочном уксусе (чайная ложка на стакан воды) и в меде.

Слепые и слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре. Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие тотального отсутствия зрения или его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих, и особенно у слепых детей.

Есть многие виды упражнений, игр, развлечений, что бы они познавали наш мир и развивались одинаково со своими сверстниками. И зачастую дети со слабым зрением пользуются своими пальчиками, что бы что-то ощупать и понять какой это формы шершавое или мягкое, липкое или нет и так далее. Деток нужно приучить делать самомассаж рук, а еще нужно давать им некое занятие, которое будет развивать моторику рук и понимать что они трогают, например: сортировка мелких предметов (горох, фасоль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу. Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью.Занятия лепкой (работа с пластилином, соленым тестом) Занятия с использованием мозаики , конструирование, рисование, занятие с нитями.Выполнение различных плетений , работа с ватой, работа с природным материалом, работа с тканью, работа с прочим материалом (гофрированный картон, яичный скорлупа, заварка, проволока).

Я хочу привести примеры игр для слабовидящих детей

Игра1 « Узнай фигурку»

Игра развивает тактильную чувствительность.

Для проведения игры потребуются различные крупы ( горох, гречка, фасоль, рис или что-то на ваше усмотрение)

суть игры: на столу ведущий выкладывает кучки каждых крупинок, а одну каждого вида он выдает ребенку. Сначала ребенок ощупывает ту крупинку, что находится у него на руке. Далее его задача состоит в том, чтобы найти на столу соответствующую крупинку среди лежащих кучек других и положить нужную крупинку в соответствующую кучку. Игра считается законченной, когда ребенок сложит все крупинки правильно.

Игра2 «Найди лишнюю пуговицу»

Игра развивает тактильную чувствительность.

Для игры потребуется5 пуговиц, 1 из которых отличается по размеру.

Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного размера и среди них кладёт 1 пуговицу другого размера. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу.

Литература:

http://www.maam.ru/

Л. В. Егорова журнал "Дошкольная педагогика."

Просмотров работы: 1459