ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шобухова Е.В. 1, Бабунова Е.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.) определяет актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Первой ступенью познания дошкольника является сенсорное освоение окружающего мира.

В психолого-педагогических исследованиях Л.А.Венгера, Л.Ф.Обуховой, Р.С.Немова В.С.Мухиной, Г.А.Урунтаевой, А.П.Усовой, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов.Каждый из которых состоит из трех частей: рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг; мозгового центра в коре полушарий головного мозга. Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Как любой познавательный процесс, восприятие имеет определенные свойства: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник.

Согласно исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые называются перцептивными действиями. Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами, действиями соотнесения.

На протяжении дошкольного возраста возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами, его планомерность. Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в пять-семь лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По данным Н.Г.Агеносовой, время рассматривания простой по содержанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, составляя в три-четыре года 6 мин 8 с, в пять лет - 7 мин 6 с, а в шесть лет - 10 мин 3 с.

Восприятием детей четырех-пяти лет управляет и руководит взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог организует, направляет обследование объекта для выделения разных его сторон. Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка (Н.Н.Поддъяков). Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета.

Таким образом, можно выделить особенности сенсорного развития в среднем дошкольном возрасте:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия.

Сенсорное и интеллектуальное развитие детей пятого года жизни психологи оценивают по следующим умениям:

- представление о форме предметов - умение ребенка выделять предметы определенной формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие по форме друг другу. В более старшем возрасте оценивается и уровень знания ребенка о различных геометрических фигурах и объемных формах;

- представление о величине предметов - умение ребенка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот), выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т.п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами;

- представление о цвете предметов - умение ребенка ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания ребенка об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть-целое" - уровень развития умений ребенка разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т.п.);

- понимание пространственных отношений - умение ребенка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т.д.), понимание отношений "сходство-различие" - умение ребенка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т.д.);

- понимание отношений "общее-частное" - умение ребенка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т.д.);

- понимание причинно-следственных связей - умение ребенка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т.д.);

- объем знаний - является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребенка знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- развитие математических представлений - наличие и уровень развития у ребенка элементарных математических знаний о количестве, числе, счетных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном расположении предметов;

- временные представления - уровень развития у ребенка представлений о сезонных явлениях, чередовании времен года, месяцев, дней недели, частей суток и режиме дня, а также умение определять время по часам.

Таким образом, сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста имеет свои психологические особенности, которые необходимо учитывать педагогу при организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Просмотров работы: 3664