ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Тельминова Е.И. 1, Мичурина Ю.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день одной из актуальных проблем продолжает оставаться уровень и состояние здоровья подрастающего поколения, особенно это касается детей и подростков. Наблюдается ухудшение физического развития, быстрый рост соматических, инфекционных, экологически и социально обусловленных заболеваний. Большую озабоченность у медицинских работников, учителей, воспитателей, психологов вызывает растущая распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей [5, с.10].

Имеющиеся в литературе данные показывают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, невнимательностью, импульсивность [4, с. 45-77].

1. Невнимательность. Говоря о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

2. Под гиперактивностью у детей с синдромом дефицита внимания с обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом). В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

3. Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

Причинами СДВГ могут быть повреждение центральной нервной системы в пре-, пери- и ранний постнатальный периоды; генетические факторы. При этом важную роль в формировании СДВГ наряду с медико-биологическими факторами играют психосоциальные условия.

На основе анализа теоретической литературы нами организовано опытно-экспериментальное изучение особенностей гиперактивного поведения и дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 105 г. Магнитогорска Челябинской области. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет. Для организации и проведения опытно-экспериментальной работы был подобран диагностический инструментарий: анкетирование педагогов и родителей для изучения проявления нарушений и характерных особенностей поведения детей; методика изучения восприятия, памяти, мышления Т. Д. Марцинковской; методика Тулуз-Пьерона; диагностические критерии СДВГ.

Анализ результатов эксперимента позволил создать следующие выводы. Дефицит внимания диагностировался у 15% испытуемых. Гиперактивность и импульсивность у 40%. У 10% детей диагностировался дефицит внимания с гиперактивностью и импульсивностью. Норме соответствовало 55% детей. Анализ анкетпоказал, что педагогом не было выделено ни одного ребенка с высоким уровнем дефицита внимания. У 33 % - средний уровень дефицита внимания у 67% - уровень внимания соответствовал возрастной норме. Анализ проявление нарушенийпоказал, что у всех 100% детей есть нарушения по 5 пунктам шкалы: психосоматические нарушения, проявляющиеся во внезапном ночном пробуждении с плачем, беспричинных болях, частых простудных заболеваниях. Церебрастенические симптомы проявляются в нарушениях сна, капризности, повышенной утомляемости. Нарушения двигательного контроля проявляются в неразвитой мелкой моторики, постоянном движении, незнание левой и правой сторон; легко отвлекаются, теряют вещи, не могут самостоятельно выполнять задания. Дети неряшливы, непослушны, очень шумные; часто повышают голос; не умеют ждать, подчиняться правилам, регулировать свои действия.

Для конкретизации характера и природы трудностей использовались дополнительные способы получения информации, а именно анализ анамнестических данных. У 56% детей поставлен диагноз - гиперактивность и постнатальное повреждение центральной нервной системы. У 22 % диагноз - постнатальное повреждение центральной нервной системы, и у 11% - черепно-мозговая травма. Эти дети входят в группу риска возникновения СДВГ.

Методика Тулуз-Пъеронапоказала, что у 22 % детей скорость выполнения теста, т.е. психомоторный темп очень слабый, 56% - норма, 22 % хорошая. Слабая концентрация внимания диагностировалась у 11% испытуемых и у 44% детей концентрация внимания была очень низкой (патология), 33% - норма и 11% - хорошая. Дети с СДВГ не умеют планировать свою деятельность, у них не сформирован навык саморегуляции и самоконтроля. У них выявились нарушения зрительного восприятия, сенсомоторной координации, внимания и мелкой моторики кистей рук. Также для них характерна постоянная внешняя болтливость, указывающая на недостаток развития внутренней речи.

Коррекция проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивным поведением у детей дошкольного возраста должна быть как можно более ранней и комплексной, включающей в себя психотерапию, медикаментозную терапию, различные виды педагогической и нейропсихологической коррекции. Среди различных методов немедикаментозной коррекции проявлений СДВГ у детей особое место занимает телесно-ориентированная терапия [2].

Телесно-ориентированная терапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике при работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. Это особенно важно, т.к. позволяет ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникаций и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в психокоррекционные программы существенно расширяет их возможности.

Телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, показано положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивать приемы контроля. На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т.е. развивает чувство эмпатии и приятия.

Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Переживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром [3, с.17]. Ребенок постоянно исследует всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается ребенку, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию.

Благодаря такого рода работе, дошкольники становятся более сензитивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги. Приведем примеры телесно-ориентированных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением [1].

Упражнение «Черепаха»

А. «Черепаха сидит в домике». Педагог: - Сядьте на колени, голову прижмите к ногам. Закройте глаза. Представьте себе уединенное место, где вы чувствуете себя в безопасности. Вам тепло и уютно в своем домике. Сделайте вдох, а затем выдох. Представьте себе, какие звуки вас окружают. Почувствуйте запахи, которые окружают вас. Поднимите выше плечи, обхватите себя руками, напрягите руки, ноги, все тело. А теперь расслабьте все тело — вы в безопасности.

Б. «Черепаха вылезает наружу». Педагог: - Черепахе надоело сидеть в своем домике. Хотя вам тепло и безопасно, но так хочется посмотреть, что же делается снаружи, и она начинает медленно выползать из домика. Вначале она вытягивает левую переднюю лапу. Вытяните и вы левую переднюю руку, напрягите ее, а затем расслабьте. Потом она вытягивает правую лапу. И вы проделайте то же самое с правой рукой. Затем, черепаха медленно вытягивает шею, высовывая наружу голову. Поверните голову вправо, затем влево. Что вы там видите? Хорошо, светло и совсем не страшно! Тогда черепаха решает вытянуть и заднюю левую лупу. Вытяните левую ногу, напрягите ее, а затем расслабьте. Чувствуете, как приятно расслабление?! Вытяните правую ногу. Напрягите ее, а затем расслабьте. Вот и вся черепашка оказалась снаружи. Здравствуй, мир! Ты так хорош и интересен.

Упражнение «Лепим лицо»

Педагог: - Представьте себе, что наше лицо сделано из пластилина или из глины. Прикоснитесь руками к своей голове. Ощупайте пальцами голову: какой формы она у вас? Почувствуйте свои волосы: какие они на ощупь – мягкие или жесткие? Расслабьте кисти рук и пальцами слегка постучите по голове, будто идет дождик. Делайте это мягко, не причиняйте боль вашей голове.

Теперь коснитесь пальцами своих ушей. Представьте себе, что вы лепите себе ушки из глины. Нажимайте слегка пальчиками на мочки ушей, передвигайте пальцы выше, слегка оттяните ушки в стороны, теперь вверх, вниз. Скорчите рожицу, как обезьянки, оттягивая при этом ушки в стороны.

Теперь лепим лоб. Коснитесь своего лба пальцами. Ощутите, какой он твердый. Почувствуйте, какая гладкая у вас кожа. Разминайте пальчиками свой лоб, слегка надавливая на кожу и ослабляя давление.

Теперь пальчиками коснитесь своих бровей. Брови необходимы человеку, они оберегают глаза от пыли, которая попадает на лоб. Разминайте брови.

Теперь прикройте глаза и слегка коснитесь век пальцами. Чуть-чуть надавите на веки и ослабьте давление. Слегка разомните мышцы около глаз. Это необходимо для того, чтобы мышцы глаз стали сильнее, чтобы глаза стали зоркими.

Теперь лепим себе щечки. Надуйте щеки и разминайте их пальчиками.

Теперь переходим к подбородку. Разминаем подбородок. Выдвиньте нижнюю челюсть и потрогайте ее пальцами, осторожно сместите челюсть в сторону, теперь в другую. Верните челюсть на место.

Литература:

  1. Арцишевская, И. Л. Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным ребенком / И.Л. Арцишевская // Практическая психология и логопедия. – 2008. - № 1.– с. 31-35.

  2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2004. – 144с.

  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К., Чутко, Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография / Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс, Л.С.Чутко. – СПб.: Речь, 2007.- 186с.

  4. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л.Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.

Просмотров работы: 4531