ЛЕГКО ЛИ СОЧИНЯТЬ СКАЗКУ? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛЕГКО ЛИ СОЧИНЯТЬ СКАЗКУ?

Шемякова Е.И. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. С неё начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии [3].

Поэтому большое место в воспитании и обучении детей занимает работа со сказкой. Процесс обучения дошкольников сочинению сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое составление рассказа строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, чтобы сочинить сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Значение работы над сказкой в логопедической практике велико, так как она способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введений их в самостоятельную речь, формированию навыков диалогической и монологической речи.

Логопедам и воспитателям рекомендуется использовать следующие формы работы со сказкой: занятие-чтение, занятие-пересказы, занятие-беседы, занятие-драматизации, занятия с элементами сочинения.

Как показали исследования логопедов и психологов, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности в составлении рассказов с элементами творчества, сочинении и сказок. Специфика данных затруднений обусловлена как первичным речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения дошкольников с ОНР. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. На данную зависимость обращал внимание еще

Л.С. Выготский, который считал, что самый значительный шаг в развитии детского воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи [1].

Способность к сочинению сказок, согласно исследованию В.А. Красновой, содержит следующие компоненты: языковое чутье сказки или умение ребенка отличать сказку от других жанров, почувствовать особенности ее стиля; развитая память на образы сказок; связная выразительная речь, необходимый словарный запас; склонность к театрализации; оригинальность фантазии, склонность к выдумкам [2].

Словесное творчество дошкольников с ОНР, а именно сочинение сказок, имеет свои особенности: они затрудняются придумать сюжет, структура сказок лишена четкости, последовательности, зачастую логичности, в сказках отсутствует описание героев и т.д. Это может быть устранено при систематической работе логопедов, направленной на обучение дошкольников сочинению сказки.

При работе по обучению дошкольников сочинению сказок рекомендуется опираться на основные положения концепции В.Я. Проппа. Исследователь русского фольклора, проанализировав специфику построения сказки, выявил в ее структуре постоянные устойчивые элементы, которые служат функциями действующих лиц. Согласно системе В. Я. Проппа, этих функций всего тридцать одна [4].

В одних сказках наличествуют все функции; в других – небольшая часть. Последовательность функций так же может нарушаться, однако это не противоречит основному ходу повествования. Идея сочинять сказки принадлежит Дж. Родари.

Такое огромное количество функций будет не понятно для ребёнка дошкольного возраста, поэтому в работе с дошкольниками используется двенадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:

Работа с карточками В. Я. Проппа представляет собой аналогию с сочинением сказки по плану. Однако главное отличие то, что каждая функция рождает в сознании детей целый поток сказочных ассоциация, напоминают о сюжетике и стиле известных детям сказок.

На основе вышеперечисленных карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, дошкольники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций. Но чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, воспитатель и логопед должны помнить, что развитие монологической речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Вследствие этого следует грамотно выстраивать свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй.

Большинство старших дошкольников с ОНР III уровня достаточно успешно справляются с заданием на сочинение сказок по карточкам В.Я. Проппа. Сочиненные детьми сказки не являются новыми по своему содержанию, а представляют собой контаминацию услышанных ранее сказок, просмотренных фильмов, т.е. основаны на репродуктивном воображении.

Подводя итог, можно сказать, что если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сочинение сказки, то это повысит уровень развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы, воображения и основных компонентов языковой системы.

Список использованных источников

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное [Электронный ресурс]: собрание трудов / Л.С. Выготский – М.: Лабиринт, 1999. – 352с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml

  2. Краснова В. А. О развитии способности к сочинению сказок у старших дошкольников. Современное дошкольное воспитание и образование: поиск, исследование, открытие [Текст]: В.А. Краснова – М.: МГОПУ, 1998.

  3. Обучение детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/562564/

  4. Пропп В. Я. Морфология сказки [Электронный ресурс]: В.Я. Пропп. – 2-е изд. – М: Наука, 1969. – 152с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/483311/

Просмотров работы: 1275