ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ: УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ И СОТРУДНИЧАТЬ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ: УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ И СОТРУДНИЧАТЬ.

Снегова Н.Л. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача любого обучения заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.

Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует много времени и творчества.. Достичь это помогают кейс-технологии. В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс-технологий в практику образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Немного истории: Гарвардская юридическая школа считается основоположником кейс-метода, а Христофор Колумб Лэнгделл - пионером case-study. После окончания Гарвардской школы права Лэнгделл продолжил в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1870 г. президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его деканом школы права, и Лэнгделл, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, немедленно приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод, развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался от традиционного обучения (лекций, семинаров и т.д.), и новшество было встречено с огромным сопротивлением. В течение первых трех лет его работы деканом количество студентов снизилась от 165 до 117, но, благодаря поддержке Ч. Элиота, Лэнгделл оставался деканом до 1895 г. К тому времени метод утвердился не только в Гарварде, но и в шести других юридических школах.

"Расцвет" метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, которому совмещение двух областей знаний (права и бизнеса), знание метода ситуаций позволило предложить преподавателям пересмотреть лекционный подход на "коллекционирование кейсов" Garvin David A. Making the Case [Электронный ресурс] / Harvard Magazine, September-October 2003. - Режим доступа: http: //harvardmagazine.com и работу с ними. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в "Отчетах Гарвардского университета о бизнесе", а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов.

В Европейском образовании самой известной по применению кейс - метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся своим путем. В Манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. На современном этапе Манчестерская школа стала уходить от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов в решение реальных бизнес-кейсов в действующих компаниях. Студентов устраивают на практику в компании, которые испытывают какие-либо конкретные трудности и ставят перед ними задачу найти способ справиться с проблемой и добиться его реализации.

В настоящее время применение ситуационных задач осуществляется не только в бизнесе, медицине, социологии, а во всех областях человеческих знаний. Преподаватели различных наук применяют кейс-метод не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающей технологии на занятиях (кейс-технология). "Различные организации многих стран мира (институты, университеты и др.) имеют свои коллекции кейсов. Права на большинство из этих кейсов принадлежат ECCH (European Case Clearing House), созданному в 1973 г. по инициативе 22 высших учебных заведений и являющемуся лидером по сбору и распространению кейсов" Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Долгоруков А.М. Лекции. Режим доступа: http: //www.vshu.ru.

Общая характеристика case-технологии

Аббревиатура CASE расшифровывается как Computer Aided Software Engineering.

Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в "команде", проводить анализ и принимать управленческие решения. Название произошло от латинского термина "казус" - запутанный или необычный случай. Главная особенность метода - изучение обучающимися прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.

Суть кейс-метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Требования к кейсу:

-соответствовать четко поставленной цели создания;

-иметь соответствующий уровень трудности;

-иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

-не устаревать слишком быстро;

-быть актуальным на сегодняшний день;

-иллюстрировать типичные ситуации;

-развивать аналитическое мышление;

-провоцировать дискуссию;

-иметь несколько решений.

Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой обучающийся. может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

Моё ноу-хау состоит в том, что я попробовала применить метод кейс-технологии в дефектологиитак как я занимаюсь проблемами леворуких детей, В качестве кейса я представила членам научного кружка кафедры ДЕФО психолого-педагогическую характеристику леворуких детей в целом. Идея кейса мною была сформулирована так: «Зеркальные дети – невидимые миру слезы?». В характеристике я попыталась показать основные проблемы леворуких: перепады настроения, повышенная эмоциональность, неуверенность в себе, страхи, зеркальное написание букв и цифр, проблемы устной и письменной речи. Я пришла к выводам, чтош учителя и воспитатели совершенно не уделяют внимания леворуким детям Врачи часто ставят диагноз – ММД, хотя у ребенка наблюдается синдром левшевства. Мне хотелось привлечь внимание педагогов и студентов к решению проблем маленьких левшей, оценить их одаренность, эмоциональность, нестандартность, и попытаться превратить их плюсы в минусы.

После представления кейса, я предложила студентам выбрать методы и пути коррекционной работы с леворукими детьми. Для этого я использовала дискуссию. Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study. Ее целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень ее компетентности, который складывается из компетентности ее участников. Студентам заранее были ознакомлены с методиками коррекции леворуких детей, поэтому консенсус был найден достаточно быстро.

Таким образом, мы применили метод кейса в качестве мозгового штурма. Основные цели занятия были выполнены. Конкретному леворукому ребенку были подобраны методики коррекции и компенсации, подготовлен текст беседы с родителями и воспитателями, то есть к решению проблемы мы подошли комплексно, решая проблемы триплекса: ребенок-воспитатель – родитель.

Литература:

1.David A. Making the Case [Электронный ресурс] / Harvard Magazine, September-October 2003. - Режим доступа: http: //harvardmagazine.com

2. [Электронный ресурс] / Долгоруков А.М. Лекции. Режим доступа: http: //www.vshu.ru.

Просмотров работы: 2920