ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Холкина С.А. 1
1Уральский гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
До сих пор ученым трудно прийти к единой точке зрения относительно природы интеллекта. В психологии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Общим для всех определений интеллекта неизменно является включение в его структуру познавательных способностей и признание его адаптивного значения для поведения человека.

В связи с разнообразием структур, представленных в интеллекте, в психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального интеллекта. Под общим интеллектомпонимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Функционирование вербального интеллекта осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Актуальность темы «Развитие интеллекта младших школьников» определяется современными реалиями образования: насыщенной школьной программой и достаточно высокими требованиями к усвоению учебного материала, требующих от учащихся определенного уровня интеллектуальных способностей.

Решение этих вопросов требует квалификации и оценки уровневых характеристик познавательных способностей, как в норме, так и при различных формах задержки интеллектуального развития. Поэтому измерение уровня интеллектуального развития учеников является необходимым звеном практики педагога-психолога. Например, рассмотрение и диагностика такого интегрального образования, как невербальный интеллект, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления, поможет объективно определить характеристики общих интеллектуальных способностей. Особенно важна данная диагностика на определенных этапах образовательного процесса: при поступлении ребенка в школу или при переходе ученика из начального школьного звена в среднее. Это позволяет увидеть динамику интеллектуального развития ребенка.

Если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств – внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков.

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Психические процессы у детей младшего школьного возраста развиваются интенсивно, но неравномерно. В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

Рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития. В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками различных, далёких друг от друга предметов, главную роль играют общие умственные черты, выступающие на уровне обобщений, в соотношении абстрактного и конкретного, в темпе умственной работы.

Целью работы было на основе изучения теоретических источников и эмпирического исследования изучить уровень интеллекта учеников 3 и 4-го класса начальной школы. Исследование проходило в средней школе № 15 г. Екатеринбурга. Было проведено тестирование интеллекта учащихся 3-го и 4-го класса с помощью «Тестовой методики для определения Интеллектуального Потенциала (ИП) детей и подростков» П. Ржичана (Словакия). Общее количество испытуемых – 48 человек, их них: девочек – 27 человек, мальчиков –21 человек. Ученики 3-го класса в возрасте 9 лет – 27 человек, 4-го класса в возрасте 10 лет – 21человек.

Полученные значения средних оценок показали их увеличение с возрастом. У детей 4-го класса по сравнению с 3-м классом в среднем на 1,4 балла у мальчиков и на 1,3 балла у девочек (рис.1). Что, вероятнее всего, объясняется развивающим эффектом школьного обучения. Показатели по тесту интеллектуального потенциала оказались несколько выше у девочек, но эти различия статистически не значимы.

Рисунок 1 – Средние величины оценок ИП по двум классам

По результатам диагностики невербального интеллекта выявлены следующие показатели (рис.2). В 3 классе ниже возрастной нормы - 14, 8 % (4 чел.); находятся в пределах показателей возрастной нормы – 44,4 % (12 чел.); 40,7 % детей (11 чел.) испытуемых имеют результат выше нормативного показателя. Для 4-го класса результаты следующие: ниже возрастной нормы – 14, 3 % (3 чел.), в норме – 47,6 % (10 чел.) выше нормы –38,1 % (8 чел.).

Рисунок 2 – Распределение нормативных показателей интеллекта

Таким образом, на основании этих результатов мы тоже можем сделать вывод, что интеллектуальные показатели в 4 классе становятся выше, хотя разница в показателях небольшая. Это можно объяснить небольшой разницей возрастов испытуемых (9 и 10 лет) – известно, что границы возраста подвижны.

При проведении экспериментального этапа исследования было выявлено влияние процесса школьного обучения на развитие интеллектуальных способностей учеников: данное исследование подтвердило гипотезу о развитии интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения.

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - М.: Педагогика, 2002. - 688 с.

  2. Вассерман, Л.И. Опыт применения теста интеллектуального потенциала у здоровых детей и детей с задержкой психического развития / Л.И. Вассерман, Н.Г.Елисеев //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. – 1995. - №4. - С. 122.

  3. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. - т.5. - 257 с.

  4. Ильина, М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина. - СПб: Питер, 2006. - 202 с.

  5. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М: Академия, 2001. - 320 с.

  6. Сорокина И.С. Эмоционально-волевая регуляция как средство формирования продуктивного мышления в младшем школьном возрасте. Автореф.дисс. … канд.психол.наук. – Казань, Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. - 2004. – 22с.

Просмотров работы: 3041