ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. В этих условиях важнейшими задачами являются интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов [1, с.22].

Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной, и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей развития этнического самосознания в школьном возрасте. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности, результатом которой выступает этническое самосознание [3, с.55].

Термин «самосознание» (от англ.self-consciouness) означает осознание человеком себя как индивидуальности, напрвленность сознания человека на самого себя.

Этническое самосознание – это представление народом собственной сущности, своего положения в системе взаимодействий с другими народами, своей роли в истрии человечества, в том числе, осознание своего права на свободное независимое существование [4, с.156].

Данной проблемой занимались такие известные исследователи, педагоги и психологи, как С.А. Арутюнов, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет, В.С. Соловьев, В.Н. Гуров, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.С. Виноградов, В.М. Григорьев, В.Ф. Афанасьев, A.А. Григорьев, А.Н. Данилов, И.С. Портнягин, Н.Д. Неустроев, Н.М. Стариков и другие.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Эльгяйской средней общеобразовательной школы им.П.Х.Староватова с января по февраль 2014г. Для изучения условий формирования этнического самосознания младших школьников была выбрана экспериментальная группа – учащиеся 3 «а» класса Эльгяйской СОШ – 15 учащихся. Контрольная группа – учащиеся 3 «б» класса той же щколы, в количестве 14 человек.

Цель опытно-экспериментальной работы – формирование этнического самосознания младших школьников.

Экспериментальная работа проводилось в 3 этапа:

1 этап – констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

- выявить уровень сформированности этнического самосознания детей экспериментальной и контрольной групп;

- проанализировать результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы;

2 этап – формирующий этап имел задачи:

- роль позитивной этнокультурной идентичности в развитии межнационального общения детей младшего школьного возраста;

- развитие этнической культуры детей;

3 этап – контрольный этап имел задачи:

- анализ и обобщение данных результатов эксперимента.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя:

1. опросник по определению этнической идентичности (на основе методики исследования О.Л. Романовой);

2. тест – опросник по определению этнокультурной компетентности (по методике В.Н. Гурова);

Исследование этнической идентичности О.Л. Романова включает вопросы, выявляющие информированность детей о существовании различных этнических общностей, их особенностях и различиях, знания о собственной этнической группе, об этнической принадлежности – своей и родителей. Результаты исследований позволили сделать вывод о том, что ученики экспериментального 3 «а» класса обладают невысоким уровнем развития этнической идентичности.

Чтобы узнать об отношении самого ребенка к иной культуре, к людям другой национальности, непохожими на него самого, мы использовали тест–опросник В. Н. Гурова. Детям в начале предлагалось высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. По результатам опросника оказалось: большинство детей положительно относятся к представителям другой национальности, позитивно воспринимают разноликое, поликультурное окружение. При этом отметили, что у детей слабые понятия о традициях и обычаях своего народа. Это упущение семейного воспитания, а также работы классных руководителей с родителями о национальных традициях своего народа.

С целью последовательного обогащения детей знаниями о различных этнокультурах, преодоления узости кругозора и налаживания комфортного существования в полиэтнической среде в формирующем эксперименте была разработана программа факультативного курса «Наш общий дом - Земля».

Программа факультатива построена для учащихся третьего класса с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста и направлена на достижение ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, и этнических культур людей, проживающих рядом, а также на освоение минимума знаний, умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Программа факультатива направлена на:

-организацию совместных групп деятельности детей в классе, их взаимодействие (тренинги, национальные игры, эстафеты);

-создание благоприятных условий для формирования умения строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть;

-организацию диалоговой рефлексии (беседы, круглые столы, дискуссии, анализ ситуаций, мнений).

При проведении данного курса мы чередовали теоретические занятия с практическими. На теоретических занятиях применяли такие методы, как чтение, беседа, обсуждение. Практические занятия были организованы в виде тренингов, диспутов, национальных игр, круглого стола, экскурсий.

В основе такого подхода к содержанию и организации воспитательной деятельности в рамках данного проекта факультатива положена идея: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры, что, на наш взгляд, особенно актуально для современного общества с характерным для него сосуществованием множества культур.

Для реализации программы также учитывали и организационно–педагогические условия:

-создание доверительных отношений между субъектами воспитательного процесса;

-учет потребности, интересов ребенка и общества;

-организация сотрудничества, содружества между субъектами воспитательного процесс.

По итогам опытно-экспериментальной работы, данный факультативный курс занятий позволил снизить количество негативного отношения и нетерпимого поведения по отношению к представителям иной национальности, и устранил незнание собственной и других этнических культур, а также способствовал развитию у младших школьников способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры. Также, занятия факультатива «Наш общий дом - Земля» создали условия для формирования этнокультурного образования младших школьников, передаче подрастающему поколению богатства языка и культуры родного и других народов, их традиций и духовно-нравственных ценностей, опыта жизни, приобщение к ценностям мировой культуры.

Список литературы:

  1. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников // Начальная школа. -2003.- №8 – 22 с.

  2. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М.: «Академия», 2002. – 382 с.

  3. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: 2000. – 55 с.

  4. Полиэтническое образование: практика работы образовательных учреждений: Сборник научно-методических материалов / Под общ. ред. Т.В. Поштаревой. – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, ООО «Мир данных», 2008. – 156 с.

Просмотров работы: 2005