УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ СТОЛОВОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ТАИФ-НК») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ СТОЛОВОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ТАИФ-НК»)

Бурундукова Е.А. 1, Багаева И.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Удовлетворенность трудом является сложным феноменом, влияющим на эффективность трудовой деятельности любого работника. Это один из показателей социального самочувствия работников организации. Измерение удовлетворенности персонала позволяет определить структуру мотивации работников компании, социально-психологический климат, отношения с руководством, дает возможность прогнозировать стабильность и лояльность персонала.

Большой словарь по социологии1 дает такое определение: «удовлетворенность трудом от англ. satisfaction, labour; нем. Arbeitszufriedenheit. Состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Большой толковый социологический словарь2 приводит мнения иностранных исследователей Д. Дэвид, Джери Дж: «удовлетворенность трудом job satisfaction  соответствие между тем, что работники ждут от труда, и их фактическим опытом».

В науке сложилось значительное количество подходов к пониманию феномена удовлетворенности трудом. Удовлетворенность интерпретируется как показатель:

- отношения к труду;3

- показатель социального статуса индивида и как мера адаптации индивида к социальной реальности;4

- степень адаптации работника к производственной ситуации;5

- степень соответствия личностных и вещественных факторов производства;

- характеристика трудовой активности;

- показатель успешности трудовой деятельности и т.д.

Мы будем понимать под удовлетворенностью персонала трудом факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда, а также и других факторов, потребностям и запросам сотрудников, т.е. того, что они считают важным.

Для выявления представлений работников о различных аспектах профессиональной жизни в рамках организации, касающиеся удовлетворенности работой и проблем, с которыми работники сталкиваются в своей повседневной производственной жизни, нами было проведено социологическое исследование методом анализа статистической информации и анкетного опроса.

Анализ данных статистических отчетов за 2011-2013гг. видно, что в столовой управления ОАО «ТАИФ-НК» одной из серьезных проблем является текучесть кадров. Причины текучести кадров мы попытались выявить с помощью проведенного анкетирования по оценке степени удовлетворенности трудом работников столовой управления ОАО «ТАИФ-НК».

Нами было выделено три группы факторов удовлетворенности трудом:

Первое, факторы удовлетворенности обусловленные действием рационалистических мотивов трудовой деятельности, в том числе:

- условия и охрана труда;

- организация труда;

- отношение администрации к нуждам работников;

- оплата труда, вознаграждения и льготы.

Второе, факторы удовлетворенности, обусловленные действием социальных мотивов трудовой деятельности, в том числе:

- морально-психологический климат в коллективе;

- объективность оценки работы руководителем;

- политика администрации;

- информированность о делах в организации;

- возможность влиять на дела в коллективе;

- возможность карьерного роста.

Третье, факторы, обусловленные действием мотивов самоактуализации, в том числе:

- компетентность руководства;

- возможность проявить творчество продемонстрировать способности;

- стиль и методы работы руководителя;

- возможность ощутить собственную значимость;

- возможность профессионального роста.

Использование рассмотренной системы индикаторов в процессе эмпирических исследований, по нашему мнению, позволяет дать наиболее полную и всестороннюю оценку удовлетворенности трудом работников организации.

Как показало исследование, в целом удовлетворенность трудом работников столовой управления ОАО «НКНХ» находится на уровне превышающем среднее значение (обобщающий показатель степени удовлетворенности трудом имеет значение 1,88).

Высокий уровень удовлетворенности трудом имеет место по фактору удовлетворенности, обусловленному действием социальных мотивов трудовой деятельности (это «морально-психологический климат», показатель  2,37 , объективность оценки работы руководителем, показатель  2,3 и информированность о делах в организации, показатель  2,25), а также по фактору удовлетворенности, обусловленному действием мотивов самоактуализации (это удовлетворенность стилем и методами работы руководителя, показатель  2,75, а также удовлетворенность компетентностью руководства, показатель  2,71).

Наиболее низкий уровень удовлетворенности имеет место по таким факторам, как «Оплата труда, вознаграждения и льготы» и «Возможность профессионального роста». Отметим, что такая оценка удовлетворенности таким фактором как оплата труда является традиционной для многих российских предприятий, поскольку данный фактор в значительной части связан с уровнем социально-экономического развития общества в целом.

Исследование показало, что в целом средний вес первого фактора, а именно, удовлетворенность, обусловленная действием рационалистических мотивов трудовой деятельности, который включает в себя: удовлетворенность условиями труда, организацией труда, отношением к нуждам работников имеет уровень удовлетворенности средний (показатель 1,9). Например, такой показатель, как удовлетворенность организацией труда имеет следующий вид: 32% работников ответили, что они «совершенно удовлетворены», 34%  «пожалуй, удовлетворены» и 34% - «не вполне удовлетворены». Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1  Удовлетворенность работников организацией труда

Так как коллектив столовой на 100% состоит из женщин, наше исследование показало, что работницы столовой предъявляют большие претензии к уровню оплаты труда, вознаграждений и льгот.

Ответы работниц по поводу заработной платы распределились следующим образом. Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2  Удовлетворенность работников оплатой труда, вознаграждением и льготами

Работницы столовой по результатам исследования более высоко оценивают морально-психологический климат в коллективе (показатель 2,37). Это можно объяснить тем, что работницы более остро воспринимают отношения в коллективе. Высокий уровень различий в удовлетворенности трудом наблюдается по такому фактору, как «Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности» (показатель степени удовлетворенности трудом по данному фактору составляет 2,09).

Рисунок 3  Удовлетворенность возможностью для профессионального и карьерного роста

Из этого можно сделать заключение, что на данном предприятии работники имеют большие возможности для реализации собственного потенциала.

Завершая оценку результатов проведенного социологического исследования, отметим, что в целом уровень удовлетворенности трудом работников рассматриваемого предприятия, а именно столовой управления ОАО «ТАИФ-НК», свидетельствует о существенных недостатках кадровой политики и требует принятия действенных мер по совершенствованию применяемых систем управления персоналом.

1 Большой словарь по социологии. Удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. URL: www. http://voluntary.ru/dictionary/662 (дата обращения 26.10.2014).

2 Большой толковый социологический словарь. Удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. URL: www// http://voluntary.ru/dictionary/567/word/udovletvorenost-trudom (дата обращения 26.10.2014).

3 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. С.123.

4 Наумова Н. Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. М.: Прогресс, 1970. С.37.

5 Ядов В.А., Кисель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и контекста их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 28-35.

Просмотров работы: 8971