УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СЕЛЬСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «СОЛНЫШКО» С. ПРОСТИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СЕЛЬСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «СОЛНЫШКО» С. ПРОСТИ)

Вагурова Е.Ю. 1, Багаева И.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В комплексе всех проблем современного реформирования образования на первый план (как в практике работы общественных и государственных структур, так и в теоретическом осмыслении) выходит проблема управления. До последнего времени само понятие «управление персоналом» в управленческой практике образовательных учреждений отсутствовало. Но сегодня многие современные руководители сходятся во мнении, что любая проблема предприятия  это проблема управления человеческими ресурсами.1

Элементы системы управления персоналом в ДОУ имеют следующий вид: во-первых, это  субъекты  руководители различного уровня. Во-вторых, объекты  сотрудники (воспитатели и т.д.). Здесь следует обратить внимание на особенности персонала ДОУ. По социально-демографическим признакам персонал ДОУ  это преимущественно женщины в возрасте 30-50 лет с педагогическим образованием (около 80%). Персонал ДОУ по сравнению с большинством компаний характеризуется повышенной однородностью по профессиональному признаку. В-третьих, технологии управления персоналом. Если рассмотреть ситуацию с управлением персоналом в ДОУ по традиционным его направлениям, то получится следующее: планирование, поиск и подбор персонала.

Модель организационной структуры управления детским садом – линейно-функциональная, так как каждый субъект управления выполняет возложенные на него функциональные обязанности.

Общее руководство Образовательным учреждением осуществляет Наблюдательный Совет, в который входят работники МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прости» и представители Родительского комитета образовательного учреждения в общем количестве 8 человек. Главный орган управления – педагогический Совет, которым руководит заведующий. Такой подход предполагает активное взаимодействие администрации и педагогического коллектива, что способствует повышению самосознания и ответственности каждого работника.

В связи с тем, что с 2013 года работа детских образовательных учреждений переведена на новый федеральный государственный образовательный стандарт, где обозначены совершенно новые инновационные методы и подходы работы в детских дошкольных образовательных учреждениях, стало ясно, что старшие педагогические кадры не всегда с энтузиазмом воспринимают новшества. В нашем исследовании мы изучили данную сторону проблемы через проведения анкетирования среди работников МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прости».

В МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прости» в 2013г наибольшее число сотрудников – от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре – 42%. На втором месте по возрастной структуре персонала – работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом – всего в 7% третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет.

Изучив возрастной состав работников МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прости» становится понятным и результат ответов на вопрос анкеты, о готовности данного коллектива к инновациям и наличии в коллективе инновационного потенциала.

На вопрос «Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?» положительно ответили 8% (1 человек, заведующая детским садом), частично 34% (4 человека: два воспитателя, педагог-логопед, один младший воспитатель), нет  58% (7 работников). Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1  «Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?»

Тем, кто ответил «Да» и «Частично» был задан вопрос: «Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?». Мы получили следующие ответы: «Частично» ответили 100% опрошенных работников (5 человек). Среди причин, которые препятствуют, по их мнению, освоению новшеств и их разработке, являются следующие. Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2  Причины препятствующие освоению новшеств

При ответе на вопрос: «Перешли бы вы работать на другое место работы, если бы представилась такая возможность?» респонденты из числа работников детского сада ответили: «да»  30%, «нет»  55%, «не знаю»  15% (данные представлены на рисунке 3). Данные рисунка говорят о том, что среди работников очень велик процент желающих сменить место работы. Это плохая тенденция и, в особенности, для детского сада. При частой смене воспитателей и младшего персонала в какой-то степени страдают дети. Им трудно привыкать к новому воспитателю, к его стилю работы и взаимоотношению. Поэтому руководителю детского сада следует обратить особое внимание на данное обстоятельство.

Рисунок 3  «Перешли бы вы работать на другое место работы, если бы представилась такая возможность?»

Как показало исследование, в детском саду «Солнышко» работников не устраивает высокая, по их мнению, интенсивность труда. Работники отметили, что интенсивность труда очень высока (70%), это воспитатели и младшие воспитатели. Данному факту можно найти объяснение. Так как сельские детские сады малокомплектные, то одновременно в одной группе могут пребывать дети двух-трех возрастных групп. Вся сложность заключается в том, что в данном случае от педагога требуется высокий и разнообразный уровень подготовки к занятиям, так как для каждой возрастной группы своя учебная программа. К тому же исследование и опрос показали, что работники не удовлетворены и выплачиваемым вознаграждением.

Очень важный фактор  это вопрос о взаимоотношении в коллективе. Проведенное анкетирование показало, что персонал МБДОУ Детский сад «Солнышко» с. Прости в принципе доволен теми взаимоотношениями в коллективе, которые сложились. Результаты на рисунке 4.

Рисунок 4  «Устраивают ли вас условия взаимоотношения в коллективе?»

Таким образом, анкетирование персонала МБДОУ детский сад «Солнышко» показало:

- в ДОУ наблюдается тенденция старения педагогических кадров;

- имеются сложности с профессиональной переподготовкой этих кадров;

- высокая степень неудовлетворенности заработной платой;

- неудовлетворенность высокой интенсивностью труда;

- отсутствие желание большой части работников к инновациям.

Проведенные нами исследования системы управления персоналом в данном учреждении позволяют констатировать тот факт, что она далеко не совершенна.

Анализ и проведенное исследование управления детским садом «Солнышко» показали, что многие функции по управлению персоналом возложены непосредственно на руководителя учреждения, т.е. на заведующую детским садом. Следовательно, руководителю детского сада следует задуматься о построении своей кадровой политики, которая была бы эффективна в данном учреждении.

Для решения данных проблем в части управления персоналом мы предлагаем сформировать свою систему управления кадрами. Необходимость построения системы управления кадрами возникает тогда, когда возникает проблема. В чем она заключается на данный момент для МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прости»?

1) Отсутствие самой системы

2) Ранее присылали кадры, теперь ищем их сами

3) Большое количество «случайных» людей.

Главный принцип комплектования ДОУ кадрами – не пассивное ожидание желающих устроиться на работу, а активное привлечение рабочей силы.

Цели создания данной системы:

- снижение текучести кадров;

- повышение качества образования;

- командный профессионализм;

- приверженность организации.

Особенности системы:

- нельзя нарушать последовательность основных этапов, менять их местами;

- систему можно дорабатывать и совершенствовать внутри;

- если разработали систему – имейте терпение и действуйте строго по ней;

- сбои на первых этапах системы обязательно проявятся на последующих.

Все эти методы позволят сделать систему управления персоналом в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прости» более эффективной, а, следовательно работу учреждения более стабильной и эффективной, ведь главный ресурс любого предприятия – это люди.

1 Кулаков С. М. Модели и методы управления персоналом образовательного учреждения. Новокузнецк: Изд-во Сиб. индустр. ун-та, 2011. С. 188

Просмотров работы: 2605