СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Рамазанова Д.Д. 1, Сабитова Э.Н. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно Федеральному закону от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» закреплено следующее понятие коррупции: 1

а) коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) коррупция - совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, что включает все области социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с ней. В целом, с точки зрения социологии, коррупция рассматривается как социальный феномен, один из видов социальных отношений с позиций общесистемных принципов функционирования общества. Коррупция представляет собой дисфункцию социальной системы и сбой нормативной системы общества.

Важнейшие исследования проводит Международная неправительственная организация Трансперенси Интернешнл. Она выявляет индекс восприятия коррупции. По данным исследования, «Индекс Восприятия Коррупции (ИВК) - 2014», ИВК в России – 27 балла. В настоящее время Россия находиться на 136-ом место из 174 стран.2

Данные другого исследования Трансперенси Интернешнл, «Барометр мировой коррупции - 2013», показывают, что в Росси, 92% граждан считают, что коррупция является в той или иной степени проблемой (79% назвали коррупцию серьезной проблемой). Более 80% опрошенных отметили, что для достижения каких-либо целей в государственном секторе нужны личные связи, а по мнению 85% россиян, власть находится в руках групп интересов, которые преследуют исключительно собственные цели. При этом институты, непосредственным образом принимающие участие в борьбе с коррупцией, доверия не вызывают.3

По данным опроса Общественной палаты Российской Федерации, в восприятии граждан и экспертов уровень коррупции, несмотря на усилия властей и общества по его снижению, продолжает увеличиваться. Респонденты фиксируют рост коррупции на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном.

Не смотря, на положительные тенденции, выявленные в некоторых исследованиях, уровень коррупции в России все еще остается достаточно высоким. Данное положение, подтверждается, в том числе и результатами исследований, проведенных среди российских граждан. Так, по результатам исследования международных организаций, уровень коррупции в России за последние два года снизился, а по результатам социологических опросов среди россиян, он наоборот вырос и продолжает расти. Данное противоречие, скорее всего, объясняется высокой латентностью данного явления, неточными данными и т.п.

Таким образом, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Согласно Постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 31-20 "О новой редакции модельного закона "О противодействии коррупции" под субъектами противодействия коррупции понимаются государственные органы и органы местного самоуправления государства, учреждения, организации независимо от форм собственности, общественные объединения и лица, уполномоченные в пределах своей компетенции на формирование и реализацию мер противодействия коррупции, отдельные физические лица. 4

Субъекты противодействия коррупции:5

1. Субъектами противодействия коррупции, непосредственно осуществляющими противодействие коррупции в пределах своей компетенции, являются: суд, органы прокуратуры, безопасности, внутренних дел (полиция) и иные правоохранительные органы государства, уполномоченные законодательством государства на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания и предварительного (досудебного) следствия.

2. В систему субъектов противодействия коррупции входят органы и должностные лица государства, имеющие в соответствии с законодательством государства следующие полномочия:

1) разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции;

2) контролировать и надзирать за исполнением антикоррупционного законодательства;

3) предупреждать и пресекать коррупционные правонарушения, применять меры юридической ответственности за них;

4) осуществлять предварительное (досудебное) следствие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями;

5) исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

3. Предупреждение коррупционных правонарушений является обязанностью всех государственных органов, органов местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц.

4. Отдельные физические лица участвуют в формировании и реализации противодействия коррупции через государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, а также путем участия в выборах и (или) референдуме.

5. В соответствии с законодательством в формировании и реализации мер противодействия коррупции участвуют политические партии и иные общественные объединения.

6. В составе субъектов противодействия коррупции, указанных в части первой настоящей статьи, могут создаваться специализированные структурные подразделения по противодействию коррупции.

7. Координацию деятельности субъектов противодействия коррупции, указанных в настоящей статье, осуществляют органы прокуратуры государства или иные государственные органы, предусмотренные законодательством государства для осуществления указанных функций.

Под субъектами противодействия коррупции понимаются, не только федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и институты гражданского общества, организации, физические лица в пределах их полномочий, которые являются непосредственными участниками антикоррупционных отношений.

Так же существуют субъекты противодействия коррупции специализированные межгосударственные, государственные и муниципальные органы, негосударственые общественные организации, предприятия и/или учреждения, наделенные полномочиями по формированию и реализации антикоррупционной политики в пределах своей компетенции. И субъекты противодействия коррупции неспециализированные - международные (межгосударственные), национальные (государственные, региональные, муниципальные) органы власти, негосударственные общественные и иные организации и учреждения, которые специально не занимаются формированием и реализацией антикоррупционной политики, но, выполняя свои функции, способствуют снижению коррупциогенности общества, государственных и муниципальных органов власти, коммерческих и иных организаций, предприятий и учреждений.

Идея привлечения гражданского общества в сферу противодейсвия коррупции широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX в. как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.

Поэтому нашей стране следует учитывать опыт зарубежных стран, которые достигли в этой области сравнительно больших результатов.

Создание раскованного, открытого демократического гражданского общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан, стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу демократизации общественной жизни.

Это, безусловно, станет надежным институтом противодействия коррупции в государстве, особенно в рамках задач, поставленных Национальной стратегией противодействия коррупции в России.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме

Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 г. термин "гражданское общество" не используется, но существование институтов гражданского общества вытекает из положения ее статей. В федеральном законодательстве выделена, к примеру, адвокатура, которую можно рассматривать как институт гражданского общества.

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

В Национальном плане противодействия коррупции и Федеральном законе "О противодействии коррупции" общественный контроль определен в качестве превентивных мер по профилактике коррупции.

Одна из главных проблем сегодня — то, что в сознании большинства россиян коррупция стала обыденным явлением.

В целях повышения эффективности противодействия коррупции в России институтам гражданского общества предложено проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

В число таких институтов вошли Общественная палата Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, общероссийская общественная организация "Ассоциация юристов России", политические партии, саморегулируемые организации, общественные организации, объединяющие промышленников и предпринимателей, другие общественные объединения.

К работе по противодействию коррупции все активнее подключается общественность, в среде которой происходит своеобразная специализация, когда основной целью деятельности отдельных общественных объединений становится именно противодействие коррупции. Появились и распространяются такие формы участия общественности в этом деле, как:

- формирование института общественных экспертов;

- обучение граждан формам противодействия коррупции;

- телефоны доверия ("горячие линии");

- открытие общественных приемных, в которых принимается большое количество заявлений и обращений граждан и юридических лиц;

- мониторинг информации в СМИ, по результатам которого направляется информация в государственные органы;

- направление обращений в государственные органы в целях защиты прав граждан.

В то же время обозначился ряд проблем, уменьшающий степень участия общественности в противодействии коррупции:

- непонимание некоторыми органами государственной власти и органами местного самоуправления значимости участия общественности в противодействии коррупции, а порой их самоустранение или противодействие этой работе;

- пассивная позиция отдельных государственных органов по отношению к информации антикоррупционного характера, поступающей от этих общественных объединений;

- отсутствие у общественных объединений необходимых организационного и материально-технического ресурсов для системного решения вопросов противодействия коррупции;

- декларативный характер деятельности отдельных общественных объединений, фактически подрывающих доверие к участию общественности в противодействии коррупции.

Мер, принимаемых органами власти для противодействия коррупции, явно недостаточно, а общественность зачастую привлекается к этому делу по остаточному принципу.

Главная цель, стоящая перед гражданским обществом, — устранение условий и предпосылок для возникновения коррупции с учетом того, что противостоять коррупции как системному явлению может только система мер, выстроенная властью совместно с гражданским обществом.

"Коррупция" и "гражданское общество" — понятия несовместимые. Коррупция тормозит развитие гражданского общества, вызывает проблемы, связанные с регистрацией и работой общественных организаций. Стоит подчеркнуть, что в последнее время роль антикоррупционного общественного мнения хоть и медленно, но возрастает. В этой связи актуально формирование и внедрение системы мониторинга антикоррупционного права.

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 6

Помимо этого, среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено такое, как создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Здесь вызывает опасение то, что предлагаемый антикоррупционный механизм может оказаться лишь декларативным. Тем не менее законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой культуры и инициативы в первую очередь происходит совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола со стороны государственной власти, установление надлежащей регламентации деятельности органов власти при выполнении ими своих задач и функций. 7

В этой связи приемлемые и более реальные механизмы общественно- государственного взаимодействия раскрываются не только через участие, сколько через привлечение самых разных институтов гражданского общества в проводимую государством антикоррупционную политику.

Представляется, что институт гражданского общества в механизме противодействия коррупции может реализовывать своё право в следующих основных формах:

  1. Непосредственное участие граждан в противодействии коррупции путём включения их в соответствующие антикоррупционные комиссии.

Особого внимания заслуживают комиссии с участием представителей гражданского общества при органах, осуществляющих принятие, прежде всего на федеральном уровне, соответствующих антикоррупционных нормативных и правоприменительных актов, их изменения и отмены.

Также к первой группе следует отнести негосударственные экспертные учреждения, которые состоят из представителей гражданского общества, цель которых – анализ качества соответствующих законов и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 8 допускает возможность участия в подобной деятельности институтов гражданского общества и отдельных граждан.

2. Следующая форма участия граждан в механизме противодействия коррупции предполагает включение этих лиц в отдельные процедурные мероприятия, которые только косвенно способны повлиять на коррупционную обстановку в системе государственного механизма. Следует обратить внимание на возможность участия граждан в работе органов государства. Это, например, присяжные заседатели, которые имеют важное значение в механизме работы судебных органов. Либо это представители гражданского общества, участвующие в работе различных конкурсных комиссий. Сегодня предлагается ввести институт общественных помощников, особенно по линии надзора за исполнением законодательства. Так, эти люди, не принимая процессуальных решений, могут быть, например, помощниками прокуроров на общественных началах. 9

Кроме того, в специальной литературе отмечается возможность проведения публичных слушаний в форме общественных или гражданских форумов, участия граждан в деятельности советов, создаваемых при органах власти.10

3. Третья форма предполагает формирование идеологии общего нетерпимого отношения граждан и общества в целом к коррупционным проявлениям в функционировании государственного и муниципального механизмов. Для чего необходимо осуществлять пропаганду антикоррупционного поведения, воспитание у населения негативного отношения к коррупции во всех ее проявлениях.

Изложенное выше, кроме всего прочего, позволяет сделать вывод о том, что вся деятельность по вовлечению гражданского общества в механизм противодействия коррупции должна быть направлена на то, чтобы обеспечить «прозрачность», открытость всех сфер государственного управления, поскольку негативной стороной деятельности государственного аппарата в России является его полная информационная закрытость, в силу чего создается почва для коррупционных проявлений. У большинства граждан, когда-либо имевших опыт обращения в органы исполнительной власти по какому-либо вопросу, как правило, оставалось от этого не самое благоприятное впечатление. А между тем сами эти органы предназначены для того, чтобы оказывать гражданам различного рода услуги и содействовать им в реализации их прав и свобод. 11

Формирование новой социальной группы – представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, должно выступить сегодня основным направлением в борьбе с преступностью в целом.

Таким образом, первичными условиями создания цивилизованной модели противодействия коррупции, эффективной и основанной на законе, непременно должны выступить в частности реальное существование гражданского общества, его полноценное функционирование при сочетании интересов общества и государства, формирование института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах.

1 "О противодействии коррупции" : Федеральный закон от 25 декабря 2008г., N 273ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156929 (дата обращения: 10.12.2014)

2 Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2010. 5 декабря. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения 10.12.2014).

3 Российская коррупция на барометре Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imrussia.org/ru/аналитика/общество/1522-russian-corruption-on-the-transparency-internationals-barometer (дата обращения 10.12.2014).

4 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 31-20 "О новой редакции модельного закона "О противодействии коррупции". [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic12/text811.htm (дата обращения 11.12.2014).

5 Там же.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.

7 Тепляшин И.В. Указ.соч. – № 11. – С. 29

8 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.

9 Судите по делам. Генеральный прокурор Юрий Чайка ответил на вопросы журналистов и читателей газеты // Российская газета. – 2010. – 8 июля.

10 Очеретина М.А. Понятие и типология института публичных слушаний // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 23. – С. 24.

11 Купреев С.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 9. – С. 11.

Просмотров работы: 31478