Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время повлекли за собой изменения в системе образования в целом и дошкольном образовании, в частности. Основополагающим стартом, заложившим изменения в дошкольном образовании, стал новый Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. В соответствии с данным законом с 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации.
Кроме того следует понимать, что основным субъектом в процессе модернизации является человек, а в системе образования – педагог, ведь именно он становится важным связующим звеном между обучающимся и неизмеримым потоком социальной информации. От педагога, его отношения к всевозможным изменениям в самой большой степени зависит успех нововведений. Если преподаватель в полной мере не воспримет новшества, не осознает их необходимость в данный момент, то они окажутся абсолютно неэффективными, безуспешными. Вот почему так важно на данном этапе определить готовность педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений к освоению и внедрению новых образовательных программ и методик.
Для анализа готовности педагогических коллективов детских дошкольных образовательных учреждений города Нижнекамска к внедрению и использованию новых учебных методик и образовательных программ было проведено социологическое исследование, в ходе которого были опрошены педагогические коллективы пяти детских дошкольных образовательных учреждений города Нижнекамска.
В первую очередь была дана оценка восприимчивости педагогических коллективов новому (рисунок 1).
Большинство педагогов восприимчивы к новому: они следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, придерживаются определенных педагогических идей, открыты новому.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты. Во-первых, среди педагогов нет тех, кто бы сотрудничал с научными консультантами на постоянной основе, а треть педагогов вообще не практикуют подобное сотрудничество.
Рисунок 1 – Восприимчивость педагогических коллективов новому
Во-вторых, исследование показало, что существует часть педагогов, которая не видит перспективу своей деятельность, не прогнозирует ее. Это является тревожным фактом, поскольку деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений основа на построении планов и прогнозов.
На рисунке 2 представлены обобщенные результаты уровня восприимчивости новшествам педагогических коллективов по исследуемым детским дошкольным образовательным учреждениям.
Рисунок 2 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов
к новшествам
Таким образом, уровень восприимчивости педагогических коллективов к новшествам во всех исследуемых детских садах находится на допустимом уровне.
Рассмотрим, как уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам зависит от таких факторов как возраст, стаж и образование. Итоги расчета уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам с учетом возраста педагогов представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов
к новшествам в зависимости от возраста
Выше всего уровень воприимчивости к новшествам у педагогов в возрастной группе от двадцати пяти до тридцати пяти лет.
Данные для анализа уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам с учетом стажа педагогов представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов
к новшествам в зависимости от стажа
Выше всего уровень воприимчивости к новшествам у педагогов, стаж которых составляет от шести до десяти лет, ниже всего – у педагогов со стажем работы менее трех лет и больше десяти лет.
На рисунке 5 представлены данные для анализа уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам с учетом образования педагогов.
Рисунок 5 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов
к новшествам в зависимости от образования
Уровень восприимчивости ниже у педагогов, имеюших высшее образование (которое соответствует занимаемой должности), выше у педаогогов со средне-специальным образованием и высшим (не по профилю занимаемой должности)
Проведенный корреляционный анализ показал, что существует прямая высокая связь между восприимчивостью педагогов и их возрастом, стажем и образованием.
Можно выделить следующие группы педагогов в зависимости от стажа работы и возраста педагогов, которые требуют особого внимания при формировании восприимчивости педагогов к новому:
– в зависимости от стажа работа: группы преподавателей, чей стаж составляет менее трех лет, а также тех, кто проработал свыше 10 лет;
– в зависимости от возраста: педагоги в возрасте от 35 и старше;
– в зависимости от образования: проблемы существуют по разным критериям у всех групп педагогов независимо от образования.
Данные для анализа информационной готовности педагогов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Источники получения информации о новшествах, %
Источник |
№ детского сада |
Всего по садам |
||||
34 |
36 |
38 |
41 |
62 |
||
Совещания и семинары |
50,0 |
76,9 |
71,4 |
69,2 |
75,0 |
68,2 |
Средства массовой информации |
28,6 |
46,2 |
28,6 |
53,8 |
50,0 |
40,9 |
Книги по вопросам инноватики |
21,4 |
38,5 |
42,9 |
53,8 |
41,7 |
39,4 |
Общение с коллегами |
57,1 |
53,8 |
71,4 |
61,5 |
66,7 |
62,1 |
Общение с коллегами других детских садов |
50,0 |
46,2 |
57,1 |
61,5 |
66,7 |
56,1 |
Основным источников информации о новшествах для педагогов являются совещания и семинары, а также общение с коллегами – как в своем коллективе, так и в коллективах других детских садов. Реже всего для получения знаний о новшествах педагоги обращаются к средствам массовой информации и книгам по инноватике.
Значимость мотивов педагогов при освоении новшеств можно определить по данным, представленным в таблице 2.
Таблица 2 – Мотивы освоения новшеств, %
Мотив |
Выбор мотива педагогом |
осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить |
24,2 |
высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов |
13,6 |
потребность в контактах с интересными, творческими людьми |
36,4 |
желание создать хорошую, эффективную образовательную среду для детей |
45,5 |
потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины |
13,6 |
потребность в лидерстве |
9,1 |
потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей |
16,7 |
потребность в самовыражении, самосовершенствовании |
18,2 |
ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе |
22,7 |
желание проверить на практике полученных знания о новшествах |
16,7 |
потребность в риске, преодоление рутины |
1,5 |
материальные причины |
24,2 |
стремление быть замеченным |
7,6 |
Основным мотивом педагога при освоении новшества является желание создать хорошую, эффективную образовательную среду для детей. На втором месте по значимости стоит мотив, связанный с потребностью в контактах с интересными, творческими людьми. Меньше всего на желание педагога осуществлять деятельность по освоению и применению нововведений влияет потребность в риске, преодоление рутины и стремление быть замеченным.
Основные барьеры, препятствующие освоению новшеств с точки зрения педагогов, представлены в таблице 3.
Таким образом, основным препятствием при освоении новшеств для педагогов является большая учебная нагрузка и слабая информированность в коллективе о возможных новшествах. Меньше всего способны, по мнению педагогов, способны повлиять такие обстоятельства как плохое здоровье, личные причины и чувство страха перед отрицательными результатами.
Таблица 3 – Барьеры, препятствующие освоению нового, %
Барьеры |
Выбор респондента |
слабая информированность в коллективе о возможных новшествах |
12,1 |
убеждение, что эффективно можно учить и по старому |
13,6 |
плохое здоровье, другие личные причины |
3,0 |
большая учебная нагрузка |
21,2 |
небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное |
4,5 |
отсутствие материальных стимулов |
6,1 |
чувство страха перед отрицательными результатами |
3,0 |
отсутствие помощи |
9,1 |
разногласия, конфликты в коллективе |
9,1 |
Следовательно, анализ готовности педагогических коллективов к освоению нового показал следующее:
– педагогический коллектив не однороден по уровню готовности к новшествам;
– основным источником получения информации о новшествах являются совещания, семинары и общение с коллегами;
– главными мотивами освоения новшеств выступают желание создать эффективную образовательную среду и стремление общаться с новыми интересными людьми;
– барьером, препятствующим освоению новшеств для педагогов является занятость и низкий уровень информированности.
На решение выявленных проблем и должны быть направлены меры по совершенствованию процесса формирования готовности педагогических коллективов детских дошкольных образовательных учреждений при освоение и реализации новых методик и образовательных программ.
8