ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА НИЖНЕКАМСКА К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ УЧЕБНЫХ МЕТОДИК И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА НИЖНЕКАМСКА К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ УЧЕБНЫХ МЕТОДИК И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Мусина Г.Ф. 1, Тухватуллина М.А. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время повлекли за собой изменения в системе образования в целом и дошкольном образовании, в частности. Основополагающим стартом, заложившим изменения в дошкольном образовании, стал новый Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. В соответствии с данным законом с 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации.

Кроме того следует понимать, что основным субъектом в процессе модернизации является человек, а в системе образования – педагог, ведь именно он становится важным связующим звеном между обучающимся и неизмеримым потоком социальной информации. От педагога, его отношения к всевозможным изменениям в самой большой степени зависит успех нововведений. Если преподаватель в полной мере не воспримет новшества, не осознает их необходимость в данный момент, то они окажутся абсолютно неэффективными, безуспешными. Вот почему так важно на данном этапе определить готовность педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений к освоению и внедрению новых образовательных программ и методик.

Для анализа готовности педагогических коллективов детских дошкольных образовательных учреждений города Нижнекамска к внедрению и использованию новых учебных методик и образовательных программ было проведено социологическое исследование, в ходе которого были опрошены педагогические коллективы пяти детских дошкольных образовательных учреждений города Нижнекамска.

В первую очередь была дана оценка восприимчивости педагогических коллективов новому (рисунок 1).

Большинство педагогов восприимчивы к новому: они следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, придерживаются определенных педагогических идей, открыты новому.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты. Во-первых, среди педагогов нет тех, кто бы сотрудничал с научными консультантами на постоянной основе, а треть педагогов вообще не практикуют подобное сотрудничество.

Рисунок 1 – Восприимчивость педагогических коллективов новому

Во-вторых, исследование показало, что существует часть педагогов, которая не видит перспективу своей деятельность, не прогнозирует ее. Это является тревожным фактом, поскольку деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений основа на построении планов и прогнозов.

На рисунке 2 представлены обобщенные результаты уровня восприимчивости новшествам педагогических коллективов по исследуемым детским дошкольным образовательным учреждениям.

Рисунок 2 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов

к новшествам

Таким образом, уровень восприимчивости педагогических коллективов к новшествам во всех исследуемых детских садах находится на допустимом уровне.

Рассмотрим, как уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам зависит от таких факторов как возраст, стаж и образование. Итоги расчета уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам с учетом возраста педагогов представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов

к новшествам в зависимости от возраста

 

Выше всего уровень воприимчивости к новшествам у педагогов в возрастной группе от двадцати пяти до тридцати пяти лет.

Данные для анализа уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам с учетом стажа педагогов представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов

к новшествам в зависимости от стажа

 

Выше всего уровень воприимчивости к новшествам у педагогов, стаж которых составляет от шести до десяти лет, ниже всего – у педагогов со стажем работы менее трех лет и больше десяти лет.

На рисунке 5 представлены данные для анализа уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам с учетом образования педагогов.

 

Рисунок 5 – Уровень восприимчивости педагогических коллективов

к новшествам в зависимости от образования

 

Уровень восприимчивости ниже у педагогов, имеюших высшее образование (которое соответствует занимаемой должности), выше у педаогогов со средне-специальным образованием и высшим (не по профилю занимаемой должности)

Проведенный корреляционный анализ показал, что существует прямая высокая связь между восприимчивостью педагогов и их возрастом, стажем и образованием.

Можно выделить следующие группы педагогов в зависимости от стажа работы и возраста педагогов, которые требуют особого внимания при формировании восприимчивости педагогов к новому:

– в зависимости от стажа работа: группы преподавателей, чей стаж составляет менее трех лет, а также тех, кто проработал свыше 10 лет;

– в зависимости от возраста: педагоги в возрасте от 35 и старше;

– в зависимости от образования: проблемы существуют по разным критериям у всех групп педагогов независимо от образования.

Данные для анализа информационной готовности педагогов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Источники получения информации о новшествах, %

Источник

№ детского сада

Всего по садам

34

36

38

41

62

Совещания и семинары

50,0

76,9

71,4

69,2

75,0

68,2

Средства массовой информации

28,6

46,2

28,6

53,8

50,0

40,9

Книги по вопросам инноватики

21,4

38,5

42,9

53,8

41,7

39,4

Общение с коллегами

57,1

53,8

71,4

61,5

66,7

62,1

Общение с коллегами других детских садов

50,0

46,2

57,1

61,5

66,7

56,1

Основным источников информации о новшествах для педагогов являются совещания и семинары, а также общение с коллегами – как в своем коллективе, так и в коллективах других детских садов. Реже всего для получения знаний о новшествах педагоги обращаются к средствам массовой информации и книгам по инноватике.

Значимость мотивов педагогов при освоении новшеств можно определить по данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2 – Мотивы освоения новшеств, %

Мотив

Выбор мотива

педагогом

осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить

24,2

высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов

13,6

потребность в контактах с интересными, творческими людьми

36,4

желание создать хорошую, эффективную образовательную среду для детей

45,5

потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины

13,6

потребность в лидерстве

9,1

потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей

16,7

потребность в самовыражении, самосовершенствовании

18,2

ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе

22,7

желание проверить на практике полученных знания о новшествах

16,7

потребность в риске, преодоление рутины

1,5

материальные причины

24,2

стремление быть замеченным

7,6

Основным мотивом педагога при освоении новшества является желание создать хорошую, эффективную образовательную среду для детей. На втором месте по значимости стоит мотив, связанный с потребностью в контактах с интересными, творческими людьми. Меньше всего на желание педагога осуществлять деятельность по освоению и применению нововведений влияет потребность в риске, преодоление рутины и стремление быть замеченным.

Основные барьеры, препятствующие освоению новшеств с точки зрения педагогов, представлены в таблице 3.

Таким образом, основным препятствием при освоении новшеств для педагогов является большая учебная нагрузка и слабая информированность в коллективе о возможных новшествах. Меньше всего способны, по мнению педагогов, способны повлиять такие обстоятельства как плохое здоровье, личные причины и чувство страха перед отрицательными результатами.

Таблица 3 – Барьеры, препятствующие освоению нового, %

Барьеры

Выбор

респондента

слабая информированность в коллективе о возможных новшествах

12,1

убеждение, что эффективно можно учить и по старому

13,6

плохое здоровье, другие личные причины

3,0

большая учебная нагрузка

21,2

небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное

4,5

отсутствие материальных стимулов

6,1

чувство страха перед отрицательными результатами

3,0

отсутствие помощи

9,1

разногласия, конфликты в коллективе

9,1

Следовательно, анализ готовности педагогических коллективов к освоению нового показал следующее:

– педагогический коллектив не однороден по уровню готовности к новшествам;

– основным источником получения информации о новшествах являются совещания, семинары и общение с коллегами;

– главными мотивами освоения новшеств выступают желание создать эффективную образовательную среду и стремление общаться с новыми интересными людьми;

– барьером, препятствующим освоению новшеств для педагогов является занятость и низкий уровень информированности.

На решение выявленных проблем и должны быть направлены меры по совершенствованию процесса формирования готовности педагогических коллективов детских дошкольных образовательных учреждений при освоение и реализации новых методик и образовательных программ.

 

8

 

Просмотров работы: 941