АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДЕ НИЖНЕКАМСКЕ С 2011 ПО 2013 ГГ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДЕ НИЖНЕКАМСКЕ С 2011 ПО 2013 ГГ.

Орлова Е.Е. 1, Александрова И.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Причины изучения миграционных процессов в России многообразны: во-первых, демографическая ситуация в стране требует возмещения естественной убыли населения, в основном за счет приема мигрантов [3, с. 1063]. Во-вторых, уровень жизни в России остается достаточно высоким по сравнению с большинством стран СНГ, и некоторыми другими соседними государствами, что служит «притягивающим» фактором для мигрантов [2, с. 5].

Миграция − это перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояние. Также миграцию можно рассматривать как одно из положительных явлений, а именно миграцию трудовых ресурсов, которая вызывает экономический подъем в стране. Миграционный процесс благоприятствует развитию рыночных отношений, порой зачастую помогает человеку найти собственное «Я».

Основную массу мигрантов в России составляют мужчины − 90% и только 10% − женщины. Возраст прибывших − трудоспособный − от 18 до 40 лет. Образование мигрантов в основном среднее либо среднее специальное. Владеют русским языком свободно − 33 %, говорят очень плохо − 51% и не знают вообще − 12 % мигрантов. Среди иностранных граждан 85% являются мусульмане и 15 % христиане. Мигранты в основном работают в таких отраслях экономики, как строительство: 38%, торговля 29%, промышленность 10%, сельское хозяйство 7 %, транспортная сфера — 8 % и другие — 12 %. Заработная плата составляет от 15 000 руб. до 40 000 руб. в месяц, отправляют на родину в среднем 15-25 тыс. рублей в месяц.

Нижнекамск является крупным промышленным центром республики Татарстан. Это третий по численности населения город республики, административный центр Нижнекамского муниципального района. Каждый день из Нижнекамска выезжают одни люди и въезжают другие. У каждого на то своя причина: одни едут работать, другие учиться, третьи полюбоваться достопримечательностями, также возможно изучить местную культуру и историю, четвертые − окончательно переезжают к родственникам.

Согласно статистике, Нижнекамск по числу зарегистрированных иностранных граждан занимает четвертое место в Татарстане, его опережают Казань, Набережные Челны и Альметьевск. Число прибытий мигрантов в г. Нижнекамск из ближнего зарубежья с 2011 по 2013 гг. представлено в таблице 1.

Таблица 1 − Число прибытий мигрантов в г. Нижнекамск из ближнего зарубежья с 2011 по 2013 гг. по данным Отдела УФМС России по РТ в г. Нижнекамске

Год

Страна

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Узбекистан

903

1210

1191

Казахстан

330

303

317

Таджикистан

197

364

382

Азербайджан

271

177

186

Украина

425

390

302

Итого:

2126

2444

2378

Объёма строительства и промышленного производства в последние годы увеличивается, что за собой влечет как иностранных работников, так и иностранных инвеститоров и производителей.

Цель приезда − деловые встречи, заработки либо свои личные дела. С «деловым визитом» с начала года наш город посетили более 1519 иностранных граждан (31,2 %), в основном это граждане экономически развитых стран, таких как: Германия (358), США (90), Турция (105), Италия (111), Япония (134) и др.

Сегодня 73 нижнекамских работодателя пользуются услугами иностранцев (39 организаций и 34 частных предпринимателя) (таблица23). Больше восьмисот тридцати пяти разрешений на работу было выдано в 2013 году. В основном гражданам Узбекистана (469) и Кыргызстана (116). В большинстве случаев они работают в строительстве (313), торговле (25), транспортной сфере (20), сельском хозяйстве (4) и т. д.

Таблица 2 − Вид деятельности, осуществляемый мигрантами в городе Нижнекамске с 2011 по 2013 года. по данным Отдела УФМС России по РТ в г. Нижнекамске

Сфера трудовой

деятельности

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Строительство

288

74

296

70

313

80

Оптовая и розничная торговля

52

13,4

59

14

25

6,4

Социальные услуги

13

3,3

21

4,9

13

3,3

Сельское хозяйство

19

4,9

4

0,9

4

1

Общественное питание

6

1,6

13

3

9

2,3

Транспорт и связь

2

0,6

18

4,2

20

5

Другие виды деятельности

9

2,3

12

3

7

1

Основной функцией отдела УФМС России по РТ в Нижнекамском районе является не только регистрация и учет граждан и лиц без гражданства, но и еще проведение мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства с целью противодействия нелегальной миграции и незаконной трудовой деятельности иностранных граждан. В итоге проверок было выявлено и привлечено к административной ответственности за нарушение миграционных правил 883 нарушителя.

За время пребывания по тем или иным причинам в нашем городе мигранты, как и ближнего, так и дальнего зарубежья, успевают обзавестись работой, друзьями, семьями. Исходя из статистики Управления ЗАГСа исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ, мы видим, из них 17, 2011 г. − 2840, из них 29 и в 2012 г. − 2593, из них 31, в 2013 г. − 2279, где 45 пара с иностранцем (таблица 3).

Таблица 3 − Количество зарегистрированных браков с иностранными гражданами с 2011 по2013 года в городе Нижнекамске. Данные Управления ЗАГСа исполнительного комитета Нижнекамского муниципального образования города Нижнекамска РТ

Год

Количество

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

2840

2593

2279

С иностранными гражданами

29

31

45

Таким образом, связавшие себя узами брака жители нашего города с иностранными лицами в среднем составляет 30-40 браков в год.

Учитывая тот факт, что проблема миграции непосредственно затрагивает интересы муниципальных образований, они могут сыграть свою роль, предоставляя ознакомительные и образовательные программы (проекты) для мигрантов (подобные − добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом) [1, с. 17—18].

Как следствие разграничения полномочий, следует четко распределить и расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере миграции и обеспечения прав мигрантов. Это снизит нагрузку на федеральный республиканский бюджет и заставит более ответственно подходить к решению указанных вопросов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета для вступления российских граждан в брак с иностранцами и не предусматривает необходимости получения разрешения на такой брак. Так одним из способов легализации пребывания и получения статуса гражданина либо вида на жительство является фиктивный брак, который реализуется в соответствии с положениями федерального Закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» без учета правительственной квоты [5].

Сегодня проблема фиктивных браков ради получения вида на жительство и гражданства актуальна для многих российских регионов. В городе Нижнекамске на данный момент проблем с заключением фиктивных браков не установлено. Однако это не значит, что в дальнейшем это вопрос не станет актуальным.

Поэтому предлагается предусмотреть активные меры предупреждения фиктивных браков, отслеживать предприимчивых супругов органами федеральной миграционной службой, органами прокуратуры и органами ЗАГСа города Нижнекамска.

Список литературы:

1.Васильев А.В. Нелегальная миграция // Миграционное право. 2009. № 1.

2.Зайцев С.П. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в миграционной сфере // Законность. 2012. № 11.

3.Корчагин А.Г. Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. 2010. № 6.; Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года // [Электронный ресурс] − режим доступа. − URL:http://www.kremlin.ru. (дата обращения: 01.03.2014); Кручинин А.С. Проблемы и перспективы правового регулирования миграции в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 5.

4.Трыканова С.А. Модернизация миграционной политики Российской Федерации: актуальные вопросы организационно-правового регулирования // Миграционное право. 2012. № 2.

5.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30, ст. 3032.

6

Просмотров работы: 1192