МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ ЗАНЯТОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ ЗАНЯТОСТИ

Комиссарова С.С. 1, Тухватуллина М.А. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективность национальной экономики в первую очередь будет зависеть от такого ресурса как труд. Численность, уровень квалификации рабочей силы, производительность труда – определяющие факторы экономического роста.

Долгое время в нашей стране рабочая сила исключалась из сферы товарных отношений, что обосновывалось отсутствием безработицы и наличием общенародной собственности как экономической основы государства. Рабочая сила в условиях товарно-денежных отношений выступает как товар, так как она требует определенных затрат, которые зависят от условий труда, квалификации, значимости создаваемой продукции. А если есть товар, то должно быть пространство, где этот товар реализуется, этим пространством является рынок труда.

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок, объектом купли-продажи является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Государственная политика в области занятости в условиях формирования рыночных отношений должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, создание новых рабочих мест, содействие мобильности рабочей силы, подготовку и переподготовку кадров.

Решением этих задач занимаются службы занятости. Службу занятости возглавляет Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти.

Службы занятости, осуществляя свою деятельность, взаимодействуют не только с лицами, ищущими подходящую работу, но и с работодателями, обращающимися за содействием в подборе необходимых работников. Представителями работодателей в системе отношений со службами занятости являются службы УП организаций.

Изучение взаимодействия служб УП организаций города с территориальными службами занятости и является целью исследования.

В качестве объекта исследования можно выделить деятельность территориальных служб занятости. Основным регулятором деятельности служб занятости является Закон о занятости населения в Российской Федерации.

Если объектом выступает деятельность службы занятости в целом, то предметом исследования является процесс взаимодействия Центра занятости со службами УП организаций.

Для того чтобы достигнуть цели исследования, необходимо пользоваться определенным инструментарием, представляющим собой набор методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина.

Комплекс теоретическихи эмпирических методов дает возможность с наибольшей достоверностью изучить предмет исследования, все его аспекты и параметры.

В качестве теоретических методов исследования в данной работе может быть использован процессный подход. Он направлен на изучение общей суммы всех функций, серии непрерывных взаимосвязанных действий.

Общий процесс деятельности организации формируется из совокупности процессов деятельности ее сотрудников, каждый из этих процессов представляет собой совокупность выполняемых функций, которые также состоят из ряда взаимосвязанных процессов.

Процессный подход – подход к анализу деятельности организации, основанный на выделении и рассмотрении ее происходящих в ней процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими процессами организации или внешней средой.

При изучении процесса взаимодействия службы занятости со службами УП организаций города данный подход позволит выявить его этапы и предмет, его структуру и особенности, влияющие на него факторы (внутренние и внешние), ресурсы, необходимые для его осуществления, а также технологии управления этим процессом.

Основная особенность процессного подхода в том, что он ориентирован, главным образом, не на организационную структуру предприятия, не на функции подразделений, а на протекающие в организации процессы, конечными целями которых является создание продуктов и услуг, представляющих ценность для внутренних или внешних потребителей.

При этом управление организацией ориентируется как на управление каждым процессом в отдельности, так и всеми процессами в целом. При этом эффективность работы предприятия обеспечивается качеством технологии выполнения процессов.

Используя процессный подход к исследованию как основу, можно дополнить изучение взаимодействия служб УП организаций города с территориальными службами занятости такими эмпирическими методами как анализ документов, методы измерения и сравнения.

Анализ документов позволит определить, какова нормативно-правовая база деятельности службы занятости, в том числе в области взаимодействия с организациями города. Документы выступают в качестве главного источника информации.

С помощью анализа документов можно определить, с какими организациями взаимодействует Центр занятости, в какой форме ведется отчетность, изучить объем, содержание, качество используемой информации, сроки ее обработки и т.д.

Еще одним методом исследования может послужить метод измерения. Измерению поддаются любые показатели и количественные и качественные.

Под процессом измерения понимается совокупность действий, которые выполняются с помощью средств измерения и позволяют найти значение измеряемой величины. Для проведения измерения необходимо установить единицу измерения, объект, способ фиксации. Чтоб результаты измерения были пригодны для использования, они должны быть точными и представлены в удобном для обработки и анализа виде.

Метод измерения позволит рассмотреть различные аспекты процесса взаимодействия служб занятости с организациями, например такие как:

- число организаций, вступающих во взаимодействие с Ценром занятости;

- количество вакантных мест, которые предлагают организации;

- число соискателей, отвечающих требованиям организаций;

- число соискателей, получивших работу в организациях, которые обратились в службу занятости и т. д.

Метод сравнения дополнит метод измерения.

Сравнение – это сопоставление каких-либо признаков, показателей, направленное на выявление сходства или степени различия исследуемых объектов.

Сравниваемые показатели должны быть соизмеримыми, нельзя сравнить данные, представленные в разных единицах измерения. Сравнение может проводиться с показателями предшествующих периодов, с плановыми показателями.

При анализе процесса взаимодействия Центра занятости со службами УП организаций метод сравнения поможет сопоставить:

- количество организаций, вступающих во взаимодействие с Ценром занятости в исследуемом периоде и в прошлые периоды;

- различные профессии по востребованности;

- требования организаций к уровню образования и квалификации соискателей;

- активность служб УП организаций, взаимодействующих с Центром занятости и прочее.

Используя перечисленные методы исследования, можно достаточно полно изучить процесс взаимодействия Центра занятости со службами УП организаций.

Конечно, это рекомендуемые методы исследования, исследователь сам выбирает какие из них использовать, а какие нет, возможно также совместно с ними использование и других методов исследования. Но то, что процессный подход к изучению данной темы является наиболее подходящим, очевидно.

4

Просмотров работы: 1872