О функциях, которые выполняет общественное мнение, писал ещё Гегель. Так в «Философии права» он отмечал: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»1. Таким образом, по Гегелю, общественное мнение выражается в совокупности множества мнений, которые реализуются либо в суждениях о всеобщих делах, либо в советах относительно этих дел. Ещё Гегель утверждал, что общественное мнение – это единство противоположностей – истины и заблуждения.
Современные отечественные учёные рассматривают общественное мнение и как вид консенсуса,2 как состояние общественного сознания групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общества и его элементов3 и как совместную заинтересованно-ценностную и практическую деятельность общественных субъектов4.
Множество определений общественного мнения как научной категории доказывает, что эта категория имеет сложную структуру и поэтому не может быть определена однозначно5.
Как уже отмечалось, общественное мнение — это та среда жизнедеятельности общества, через которую реализуется социальная и политико-экономическая деятельность институтов власти и управления. Через различные каналы взаимодействия с политической системой общественное мнение может способствовать или препятствовать функционированию властных институтов, одобряя или осуждая принимаемые решения, претворяя их в жизнь или активно противодействуя им.
Поэтому анализ общественного мнения будет способствовать повышению обоснования различных нововведений, которые инициируются властными структурами, такой анализ позволит выявить сильные и слабые стороны нововведений.
Отношение органов власти к общественному мнению может определяться рядом факторов: достоверность, компетентность, оперативность, постоянство формирования и пр. При правильной оценке общественного мнения грамотный руководитель может корректировать свои управленческие решения на стадии их реализации, с минимальными затратами средств.
Особенно эффективным своевременный и всесторонний анализ общественного мнения может оказаться для деятельности органов муниципальной власти, которые ближе всего находятся к проблемам населения. Так как местное самоуправление появилось относительно недавно, с принятием в 2003 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и ещё не отлажены все механизмы взаимодействия власть-население и население-власть, то проблемы, реально существующие в жизни муниципального образования, часто усугубляются недопониманием субъектов взаимодействия. Недопонимание населения проявляется в формировании негативного общественного мнения в отношении деятельности органов муниципальной власти и росте негативного социального напряжения.
Общественное мнение о деятельности органов муниципальной власти может формироваться как стихийно (на основе слухов и домыслов, часто при этом искажаясь), так и преднамеренно (на основе информированности и знаний формируется компетентное общественное мнение, которое выполняет воспитательные функции и оказывает воздействие на сознание и поведение населения).
В связи с этим актуальным становится исследование генезиса общественного мнения населения муниципальной территории. Именно проведение мониторинговых опросов общественного мнения позволит муниципальным властям вовремя реагировать на сложные социально-экономические ситуации и проводить разъяснительную и информационную работу таким образом, чтобы население могло оценивать их работу, опираясь на объективные данные.
В качестве научной методологии исследования общественного мнения в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» будет выбран тонусологический подход. Название подхода произошло от слова «тонус», под которым понимается мера социального напряжения, превращающая социальную энергию в реальные поступки и действия социального субъекта.
Процедура анализа представляет собой измерение разности потенциалов (напряжение) положительных и отрицательных ответов респондентов, с учетом величины стабилизационного ядра (срединные ответы) и энтропийности (неопределенности) ответов. Для корректного сопоставления данных их необходимо выровнять по степеням свободы, обобщив некоторые варианты ответов в трехмерные шкалы. Принципиально важным является тот факт, что анализируются не отдельные ответы на конкретные вопросы, а вся совокупность вопросов и вариантов ответов на них6.
В качестве методики сбора социологической информации будет использоваться анкетный опрос с вопросами в форме методики семантического дифференциала. Семантический дифференциал — это разновидность проективных тестов, которые позволяют учесть тот факт, что определённая стимулирующая ситуация приобретает окраску эмоций респондента, на неё проектируются его наклонности, влечения, убеждения. В методике используются три основных фактора: «оценка» (светлый-тёмный, приятный-неприятный); «сила» (прочный-непрочный, сильный-слабый); «активность» (быстрый-медленный, активный-пассивный), которые образовывают семантическое пространство.
Данная методология обеспечит не только сбор информации о состоянии социально-эмоциональной напряженности участников опроса и репрезентативно представляемого ими социального сообщества (малой социальной группы, коллектива организации, населения территории и т.п.), но и позволит спроектировать модели поведения социального объекта.
В качестве цели исследования выдвинем изучение общественного мнения о деятельности органов муниципальной власти МО «Нижнекамский муниципальный район».
Предметом исследования станет отношение населения к органам муниципальной власти, имеющее следующую структуру: когнитивный элемент – знания о деятельности органов власти; эмоциональный элемент – чувства, эмоции, настроения; аксеологический элемент – позитивные и негативные оценки реального состояния деятельности и идеальное представление об этой деятельности, а также поведенческий – готовность действовать определенным образом при взаимодействии с властью.
Основная гипотеза исследования: элементы структуры общественного мнения о деятельности органов муниципальной власти МО «Нижнекамский муниципальный район» формируются стихийно, не имея под собой надёжной достоверной информации.
Для проверки этой гипотезы следует решить ряд задач:
Выявить в какой пропорции в структуре общественного мнения присутствуют знания и слухи о деятельности муниципальных властей.
Определить источники, их надежность и полноту информации, получаемую населением о деятельности органов власти.
Выявить какие чувства вызывают у населения МО мероприятия, проводимые органами власти на территории.
Дополнительные гипотезы исследования: у населения сформировалось негативное представление о деятельности органов муниципальной власти и высокая степень недоверия; представления населения и муниципальных служащих о ценностях и целях деятельности органов муниципальной власти кардинально расходятся; в связи с этим население готово к акциям протеста.
Задачи по доказательству дополнительных гипотез:
Выявить с помощью методики семантического дифференциала позитивные и негативные оценки реального состояния деятельности органов власти и идеальное представление об этой деятельности.
Выявить уровень доверия населения к различным властным структурам.
Определить базовые жизненные ценности муниципальных служащих и респондентов и сравнить их.
Выявить у населения знание целей деятельности органов муниципальной власти и сравнить эти знания с заявленными целями муниципальных структур.
Определить готовность населения к протестным действиям.
Реализация данной исследовательской программы позволит, на наш взгляд, выработать полновесные рекомендации, которые обеспечат органам муниципальной власти более эффективную работу с населением муниципального района.
Литература
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина: – М.: ЭКМОС, 2006. – 99с. С.4.
2. Гегель Г.В. Философия права. М., 1990. – 524с. С.352.
3. Губина Н.В. Социальная напряженность в монопрофильном городе: опыт социологического исследования: монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 396 с. С.225.
4. Губина Н.В. Тонусологический подход к обобщению количественных данных социологического исследования / VII Адлеровские социологические чтения: Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. – Альметьевск: Типография АГНИ, 2014. - С.34-42
5. Мухаметшин, Ф.Х. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения. (90-е годы. Социолого-экономический аспект) / Ф.Х. Мухаметшин, Г.А. Исаев. – Казань : Изд-е КМ РТ, 1998. – С.28
6. Социология в России / под ред. В.А Ядова. – М. : Изд-во ИС РАН, 1998. – С.574.
1 Гегель Г.В. Философия права. М., 1990. – 524с. С.352.
2 Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина: – М.: ЭКМОС, 2006. – 99с. С.4.
3 Губина Н.В. Социальная напряженность в монопрофильном городе: опыт социологического исследования: монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 396 с. С.225.
4Мухаметшин, Ф.Х. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения. (90-е годы. Социолого-экономический аспект) / Ф.Х. Мухаметшин, Г.А. Исаев. – Казань : Изд-е КМ РТ, 1998. – С.28
5Социология в России / под ред. В.А Ядова. – М. : Изд-во ИС РАН, 1998. – С.574.
6Губина Н.В. Тонусологический подход к обобщению количественных данных социологического исследования / VII Адлеровские социологические чтения: Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. – Альметьевск: Типография АГНИ, 2014. - С.34-42
5