СОСТОЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТОЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Салихова Р.Р. 1, Александрова И.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду. Особенности этого сектора при достаточном уровне его развития способствуют экономической, социальной и политической стабильности общества. Системообразующая роль малого предпринимательства в рыночной экономике объективна и закономерна.

Относительно сущности понятия предпринимательства, в частности малого предпринимательства, существуют различные точки зрения, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Рассмотрим трактовку понятий «предпринимательство» и «малое предпринимательство».

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» [1].

По мнению американских ученых, предпринимательство - это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. По их мнению, малое предпринимательство - это обязательное стремление сделать что-то новое или улучшить существующее.

Российский ученый-экономист А.С. Большаков под предпринимательством понимает тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты[3].

М.Г. Лапуста утверждает, что предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [8].

Б.А. Райзберг, Лозовский П.Ш., Стародубцева Е.Б. определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [10].

В научной литературе вместо термина «малое предпринимательство» часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах, а «малый бизнес» - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

Итак, малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска.

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года [2]. Согласно данному документу, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект: юридическое лицо, внесенное в единый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных и муниципальных предприятий; физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и действующие без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие установленным в законе условиям. Данные условия (или критерии) перечислены в статье 4 федерального закона. Во–первых, менее 25 % должна быть доля внешнего участия в уставном капитале фирмы. Во–вторых, средняя численность работников за календарный год для микропредприятия не должна быть больше 15 работников, для малых предприятий – 100 работников, для средних предприятий – 250 работников.

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект [4].

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются [5]:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития;

– создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощённого порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Структура системы государственной поддержки характеризуется вертикальной императивностью по уровням управляемости: федеральному, региональному, муниципальному.

На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом. Функциональной направленностью управленческого воздействия данного уровня является реализация регулирующей, связующей и координирующей роли в осуществлении деятельности системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса посредством:

– разработки и принятия законодательных актов по малому бизнесу, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла;

– учёта специфики малых предприятий при разработке нормативно-правовых актов, не имеющих прямого отношения к малому бизнесу (например, специальные статьи о правах малых предприятий при проведении конкурсов по гос.заказу в законодательстве о государственном и муниципальном заказе, об особом режиме доступа субъектов малого бизнеса к технологической инфраструктуре в законодательстве о деятельности естественных и локальных монополий и т.д.);

– оказание малым предприятиям орга­ни­зационно-финансовой помощи;

– разработка нормативной базы по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Элементами системы на данном уровне являются координационные и совещательные органы государственных структур - либо непосредственно ведающие вопросами государственной поддержки малого бизнеса, либо разрабатывающие меры государственной поддержки, сквозные по профилю деятельности ведомства. К ним относятся: Государственная дума Федерального Собрания РФ - комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству; Совет Федерации Федерального Собрания РФ - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации; Федеральные органы исполнительной власти - в отношении 12 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого бизнеса: Департамент развития малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России, координационный Совет Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет при Минприроды России по вопросам малого и среднего предпринимательства, Совет при Минрегионразвития России по вопросам малого и среднего предпринимательства, отдел развития малых форм хозяйствования при Департаменте сельского развития и социальной политики Минсельхоз России, координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Минэнерго России и др.

Федеральные органы, действующие при конституционных структурах, - Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.

Таким образом, на федеральном уровне определяются основные направления, принципы и формы государственной поддержки малых предприятий, конкретизация которых осуществляется на следующих, региональном и муниципальном, уровнях системы.

На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности.

Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства может быть различной в зависимости от условий, определяющих деловую активность бизнеса, и тех целей, которые ставят перед собой муниципальные власти. Их политика в сфере поддержки предпринимательства может быть консервативной, либеральной или протекционистской.

Политика муниципальных органов власти в сфере поддержки предпринимательства закрепляется в нормативно-правовых актах. Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий – первоочередная задача государственных органов и местного самоуправления. Для инвестиционной поддержки предусматривается создание гарантийного фонда, в котором предполагается аккумулировать часть бюджетных средств для поручительства при взятии предпринимателем кредита [6].

Муниципалитетам необходимо принимать меры по созданию и развитию условий, улучшающих местный предпринимательский климат. Такие действия сводятся к разработке механизмов поддержки малого бизнеса, включающих следующие обязательные элементы [7]:

а) формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства;

б) кредитно-финансовая поддержка;

в) муниципальный заказ (размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд);

г) имущественная поддержка (в том числе предоставление представителям малого бизнеса помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды, организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости, создание целевых фондов нежилых помещений и пр.);

д) создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки;

е) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

д) информационная поддержка;

з) содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные меры поддержки давно и эффективно применяются за рубежом. В России же, где развитие и местного самоуправления, и рынка, и малого бизнеса происходит одновременно, их освоение идет достаточно трудно и дискретно.

Рассмотренные элементы являются основными в структуре системы государственной поддержки малого бизнеса. В целом, четкое выявление задач, элементов структуры и их функций позволяет более предметно анализировать воздействие системы государственной поддержки, ее актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов в соответствии с внутренней логикой следования основной цели.

Муниципальные органы переходят от прямого управления хозяйствующими субъектами к созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Регулирование деятельности организаций предусматривает создание системы правовых, экономических и социальных условий функционирования сфер деятельности, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на макро-, мезо-, микро-уровни управления.

Степень воздействия местных органов власти на хозяйствующие субъекты определяется критерием экономической и социальной целесообразности. Однако издержками муниципального управления является неравномерность его распространения на различные группы населения и сферы экономики. Разрабатывая механизм управления, важно найти баланс между рынком и местным сектором экономики. Регулируемая экономика позволяет устранить отдельные пороки рынка только ценой приобретения новых недостатков. При чрезмерном административном воздействии рыночная экономика может давать сбои.

В процессе принятия решений о выборе ключевых направлений государственного регулирования инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства одной из важнейших задач является оценка экономической эффективности и выявление последовательности создания и развития элементов инфраструктуры, что позволит определить приоритетную последовательность реализации вложений в инфраструктуру малого предпринимательства. Вследствие этого необходимо определить, при каком уровне и какой последовательности развития инфраструктуры ее создание, модернизация и использование субъектами малого предпринимательства будет окупаться [6].

В результате исследования представленных на федеральном портале малого и среднего предпринимательства данных об инфраструктуре поддержки в отдельных регионах России мы выяснили, что в настоящий момент на территории субъектов федерации функционируют 942 объекта инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [9].

Таким образом, концепция регулирования развития предпринимательства на муниципальном уровне формируется в виде системы подходов по достижению целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления, с учетом условий, определяющих деловую активность бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

2 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №31. - Ст. 4006

3. Большаков А.С. Основы бизнеса: Учебное пособие. - Сыктывкар: СЛИ, 2013. - 148 с.

4. Горфинкеля В.Я. Малый бизнес. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 388 с.

5. Данилина Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса // Вестник Института экономики РАН. - 2010. - С. 130-139.

6. Каленская Н.В., Ахметшин Р.М. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 2 (19). - С. 3-8.

7. Ладыгин В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010. – № 4. – с. 32–49.

8. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для высш. учеб. заведений - М.: ИНФРА-М, 2012. - 608 с.

9. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–13. – С. 2916-2920.

10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 512 с.

Просмотров работы: 12492