РОЛЬ ТРАДИЦИЙ И НРАВОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ И НРАВОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Беспалова С.С. 1, Гатауллин А.М. 1, Швецова Е.О. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Суть жизни и индивида, и общества заключается в непрерывном и перекрестном решении проблем. Проблемы возникают при невозможности удовлетворения потребностей. Совместная общественная жизнь индивидов предполагает, что, решая свои собственные проблемы, индивид, часто помимо своей воли, решает проблемы социальные. В свою очередь, основой жизни общества, его воспроизводства и развития даже в самые тяжелые, «смутные» времена выступает то обстоятельство, что оно, решая общие (социальные и глобальные) проблемы, так или иначе, решает проблемы индивидов [1, с.3].

Впервые термин «социальная проблема» появился в литературных источниках Германии в 1835 году. Он использовался для обозначения неравномерного распределения богатства. В современной социологии социальная проблема часто понимается как социальная патология, социальная дезорганизация, дисфункция, социальное противоречие, структурное напряжение и др., т.е. то, что имеет определенный уровень, темп развития или другие количественные характеристики. Однако эту нежелательную ситуацию можно и необходимо изменить.

Американский социолог Чарлз Райт Миллс, отстаивающий идейно-теоретическую позицию, согласно которой общественные науки должны открыто обличать пороки современного общества, выделил следующие структурные элементы социальных проблем: «личные трудности» и «общественные проблемы». Личные трудности – это то, что не выходит за рамки компетентности и непосредственной сферы жизнедеятельности индивида. Они возникают, когда индивид чувствует, что ценности, которых он придерживается, находятся под угрозой. Трудности могут быть разрешены с опорой на опыт и непосредственное окружение индивида. Общественные проблемы – это то, что выходит за вышеназванные индивидуальные рамки и затрагивает институциональный уровень жизни общества. При их возникновении под угрозой оказываются ценности, разделяемые различными слоями общества. Общественная проблема говорит о том, что нарушена структура возможностей человека в обществе, поэтому, «чтобы правильно сформулировать проблему и определить уровень ее возможных решений, надо принимать во внимание экономические и политические институты общества, а не только личные ситуации и особенности характера отдельно взятых индивидов» [2].

Будем считать, что понятие «общественная» - синоним понятию «социальная», и под социальной проблемой будем понимать общественное противоречие, требующее своего немедленного разрешения. При этом немаловажным является замечание Герберта Блумера, который отмечает, что социологи начинают распознавать, идентифицировать и анализировать социальную проблему только после того, как общество признает, что проблема существует. Это, по его мнению, снижает эффективность социологических исследований, делает их конъюнктурными.

По мнению современного татарстанского социолога И.Г. Ясавеева, традиционный подход к рассмотрению социальных проблем после их осознания общественностью не способствует профилактике возникновения и скорейшего разрешения данного социального явления [3]. Не оспаривая эту точку зрения, скажем, что для решения органами муниципального управления социальных проблем города, на наш взгляд важно в первую очередь решать именно осознанные населением проблемы. Поэтому массовые опросы общественного мнения должны проводиться регулярно, а их результаты должны оперативно использоваться органами управления для разрешения беспокоящих население проблем.

Многочисленные социологические исследования, проводимые в г. Нижнекамске показывают, что одной из актуальных проблем, тревожащих население города, выступает загрязнение окружающей среды. Озабоченные этой проблемой все нижнекамцы в лице и рядовых граждан, и представителей органов власти и общественных организаций предлагают самые разнообразные способы решения этой проблемы. Мы присоединяемся к ним и предлагаем взглянуть на решение этой проблемы через призму традиционного воспитания молодого поколения.

На наш взгляд, важную роль в формировании нравственного отношения к природе должна сыграть опора на традиции национальной культуры. Традиционная культура человека и система взаимоотношений нации с окружающей природой на основе традиций, любви к родной земле — важнейшее условие выживание человечества. Человеческие цивилизации разных эпох различны, как различны культуры народов, их традиции и мироощущения.

Связь прошлого, настоящего и будущего проходит именно в культуре. В ее ценностях время замирает, сохраняется для человека в форме прошлого. Настоящее возможно благодаря прошлому, отраженному в традициях, этических нормах, способах мышления. Сегодня признаком экологической культуры становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида [4].

В качестве предмета нашего исследования выступит экологическое поведение нижнекамцев, основой которого являются традиции этого города.

Цель: изучить традиции нижнекамцев, направленные на экологическое воспитание, а так же их влияние на отношение людей к природе.

Гипотеза: мало кто из нижнекамцев соблюдает и сохраняет традиционные нормы и правила.

Задачи исследования: узнать о традициях и нравах города, направленных на экологическое воспитание. Проведение опроса среди нижнекамцев о том, каково их отношение к несоблюдению горожанами экологических правил, а так же узнать придерживаются ли они традиционных норм.

Опрос среди населения показал, что основными традициями, которых придерживаются Нижнекамцы, являются:

  1. Чистый четверг. В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане, в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи [5]. В Чистый Четверг русские крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В этот день устраивалась большая стирка — перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор [6].

  1. Субботник. Субботник— сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название).

В России в ранние годы Советской власти субботники как порождение революционного энтузиазма масс были действительно добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты (комсомольцы).

Конец апреля в России - традиционное время субботников: по всем городам проходят эти странные мероприятия, призванные облагородить внешний вид наших улиц, парков и дворов [7].

Проведя опрос, мы выяснили, готовы ли нижнекамцы выходить на уборку города. В большинстве случаев ответы приблизительно одинаковые: 30 из 52 опрошенных не понимают, с какой такой стати они будут мести улицы, если "для этого есть специально обученные люди". Тем не менее, нашлись и те, кто готов поучаствовать в субботниках, и это оставшиеся 22 человек. Во всем мире тысячи людей собираются в парках, скверах и дворах собственных домов, около водоемов, чтобы навести в них порядок. И не только два раза в год - а в любой момент, когда только назревает такая необходимость. Все дело в некоей социальной ответственности, которую ощущает каждый отдельный человек.

3. Говоря об экологических традициях нашего многонационального города, невозможно не отметить личную гигиену мусульман, культивирующую чистоту. Ислам придает большое значение чистоте, гигиене и уважению к телу, данному человеку Богом. Существует множество хадисов, в которых Пророк Мухаммад предписывал мусульманам быть чистыми и опрятными, должным образом заботиться о своем теле, следить за своим внешним видом. Пророк осуждал неряшливость, особенно если человек имел возможность облачиться в хорошую одежду, ибо "Бог любит видеть на Своих слугах знаки Своей щедрости". [8]

Суть внимания Ислама к вопросам гигиены заключается в следующем:

1. Чистота – неотъемлемая часть естественной и здоровой природы человека.

2. Соблюдая чистоту, человек сохраняет достоинство, силу и праведность. Чистый, опрятный человек привлекает людей, вызывает у них симпатию, что способствуют укреплению Ислама и формирует здоровую атмосферу в обществе.

3. Чистота - залог здоровья. Большинство болезней люди приобретают из-за несоблюдения гигиены. В этой связи Ислам особенно требует, чтобы мусульмане мыли руки и полоскали рот, как перед едой, так и после употребления пищи.

4. Человеку свойственно представать перед вышестоящим начальством в чистом, опрятном виде. Это же должно быть характерно, но гораздо более сильнее, учитывая то, что мы постоянно пребываем перед взором Аллаха [9].

Вывод: Наше теоретическое и практическое исследование показало, что многие нижнекамцы, если они проповедуют православную или мусульманскую религию, обязательно следуют традициям своей веры, а, следовательно, у них с детства формируются экологические ценности. Но есть и такие, кто не соблюдает экологических традиций и не стремится передать экологизированные представления последующим поколениям. Основными направлениями в решении этой проблемы является привлечение местного населения к экологической работе, к решению экологических проблем своей местности, основанных на проведении совместных мероприятий экологической направленности.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной город, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

1) в родном городе могут жить люди разных национальностей;

2) здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

3) каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа. [10]

Литература:

  1. Губина, Н.В. Социология: норма, девиация, контроль: учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное / Н.В. Губина. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. – 170 с.

  2. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение. – М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. – С. 17-18.

  3. Ясавеев, И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004. – 200 с.

  4. http://grani2.kznscience.ru/participants/sekciya1/MingaleevaMT/

  5. http://f-journal.ru/paskha-istoriya-tradicii/

  6. http://tvgorod.ru/28222-velikiy-chistyy-chetverg-otmechayut-segodnya-pravoslavnye.html

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%E1%E1%EE%F2%ED%E8%EA

  8. http://luiza-m.narod.ru/smi/islam/hidjab02.htm

  9. http://my.mail.ru/community/islam_serdse/journal

  10. http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2013/10/11/doklad-po-teme-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie

Просмотров работы: 1071