ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бреднев А.В. 1, Александрова И.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.

Проблема с коррупцией представляется одной из первоочередных для современной России, в чем подтверждается актуальность выбранной темы исследования. Здесь заложена мина длительного действия: муниципальные образования должны бороться зачастую с преступниками в своих же рядах, но, как правило, прикрывают друг друга, тем самым, усугубляя коррупцию в своих рядах давая ей прорости как можно глубже в разные структуры власти.

Коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, которая является существенным препятствием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан.

Противодействие коррупции становится особым видом публичной политики – антикоррупционной политикой – представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Одним из инструментов реализации антикоррупционной политики является публичный мониторинг.

Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.1

Федеральный закон от 25 декабря 2008г. (ред. от 28.12.2013 г.) №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепил основные принципы современной антикоррупционной политики (Ст. 3).2

С экономической точки зрения коррупцией считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления, подрывающая экономическую основу государства, приносящая потери бизнеса, наносящая урон развитию экономики страны в целом, а также в некоторых случаях − развитию социальной сферы.

Сегодня в целях предотвращения коррупции создаются различные институты власти на республиканском и муниципальном уровне. На республиканском уровне в Республике Татарстан создана Региональная Общественная Организация «Антикоррупционный Комитет Республики Татарстан».

Специфика институциональной экспансии коррупции заключается не только в том, что создаются специфические коррупционные организации, для продолжающегося «роспила» в области противодействия коррупции, но и коррумпируются создаваемые для иных целей. Институциональной экспансии коррупции способствует «размножение» дублирующих друг друга организаций, огромный аппарат каждой из которых не может не создавать почву для произрастания коррупции.

В Нижнекамском районе расклад коррупционных преступлений выглядит так: с начала 2014 года совершено 10 служебных подлогов, зафиксировано 20 случаев взяточничества, 23 злоупотребления служебными полномочиями, по 2 случая – превышения должностными полномочиями и халатности. К уголовной ответственности в первом полугодии был привлечён к ответственности лишь один нижнекамский муниципальный служащий и тоже без конкретизации.3 Данные факты учащающихся преступлений говорят об обострении коррупционной проблемы в Нижнекамском муниципальном районе.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противо­действии коррупции», Законом Республики Татарстан № 34-3PT от 04.05.2006 г. «О противодействии коррупции в Республике Татарстан», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 687 от 18.08.2011 г. «Об утверждении Комплекс­ной республиканской антикоррупционной программы на 2012-2014 годы» Руководителем исполнительного комитета было утверждено Положение № 1414 от 10.11.2011 г. «Об утверждении Комплексной антикоррупционной программы Нижнекамского муниципального района на 2012-2014 годы». Согласно положению Программы, меры по выполнению Комплексной антикоррупционной программы НМР, возложены на правоохранительные органы, предприятия и организации НМР. МКУ «Департамент по бюджету и финансам муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан» ежегодно при формировании бюджета предусматривать финансирование мероприятий Программы. Полномочия по реализации антикоррупционной политики на муниципальном уровне возложены на руководителей управлений и отделов Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.4

Одним из серьезных противодействий общественному злу считается систему общественного контроля в г.Нижнекамске. Так в различных учреждениях НМР (в том числе образовательных) проводятся семинары, форумы в целях информирования о мерах борьбы с коррупционным злом в Нижнекамском муниципальном районе.

Сегодня в Нижнекамске постоянно работает 5 горячих телефонных линий: в муниципалитете, в УВД, в прокуратуре, в отделе ФСБ, в газете «Нижнекамское время». Помимо этого, в городе действует телефон доверия, куда можно сообщить о проявлениях коррупции в органах местного самоуправления. Интернет-приемная официального сайта НМР принимает электронные сообщения.

Управлением образования в 4-м квартале этого года была запланирована горячая линия для сбора и обобщения информации по качеству школьного образования и коррупционных проявлений учителей. Проводились анкетирования родителей школьников по вопросам качества школьного образования, коррупционных проявлений среди учителей, платы за поступление в школу. «Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, исполнение требований по обязательной антикоррупционной экспертизе всех проектов нормативных актов и самих актов, открытая работа муниципалитета, понятный и прозрачный алгоритм действий при оказании муниципальных услуг, правовая дисциплина работников являются необходимыми элементами профилактики и эффективными мерами устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в том числе коррупционного характера», - отметил Айдар Метшин5.

В целом уровень антикоррупционной работы в Нижнекамском районе специалистами комитета РТ по социально-экономическому мониторингу оценивается весьма скромно – ниже среднего. Эффективнее с коррупцией борются в Казани, Челнах, Тукаевском и некоторых других районах.

В данной связи могут помочь проводимые социологические исследования коррумпированности муниципальных органов власти.6 Опираясь на подобные научные исследования, к сожалению, нельзя сделать вывод о несостоятельности государственной антикоррупционной политики, но можно сделать выводы о том, что в обществе назрела потребность «общественного противодействия» коррупции и существует серьезный спрос на «антикоррупцию», идущий, как от руководства страны, так и от граждан НМР. В данной связи возникает необходимость тщательного исследования эффективности антикоррупционной политики на уровне муниципального образования Нижнекамского муниципального района.

Литература

  1. Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов факультета государственного управления. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ); Под ред. Г. А. Сатарова . М. : СПАС , 2004. – 98 с.

  2. Федеральный закон от 23 декабря 2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008. -№4823.– ст.3.

  3. http://www.vasha-gazeta.ru.

  4. Постановление № 1414 от 10.11.2011 г. «Об утверждении Комплексной антикоррупционной программы Нижнекамского муниципального района на 2012-2014гг.»

  5. http://e-nkama.ru.

  6. Шишкарев С.Н. Противодействие коррупции: теория и практика: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: КДУ, 2010. - 68 с.

1 Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов факультета государственного управления. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ); Под ред. Г. А. Сатарова . М. : СПАС , 2004. – 98 с.

2 Федеральный закон от 23 декабря 2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008. -№4823.– ст.3.

3 http://www.vasha-gazeta.ru.

4 Постановление № 1414 от 10.11.2011 г. «Об утверждении Комплексной антикоррупционной программы Нижнекамского муниципального района на 2012-2014гг.»

5 http://e-nkama.ru.

6 С.Н. Шишкарев. Противодействие коррупции: теория и практика: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: КДУ, 2010. - 68 с.

Просмотров работы: 1691