Персонал организации является ее ключевым ресурсом, который во многом определяет успех деятельности и конкурентоспособность любой компании. В то же время в настоящее время отечественные компании уделяют данному фактору развития недостаточное внимание.
Управление персоналом все в большей степени представляет гибкую систему, способную своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, конкуренцию, меняющуюся внешнюю и внутреннюю кадровую среду. Таким образом, проблема управления персоналом касается каждой организации независимо от того, какие задачи и функции он выполняет. Особую актуальность приобретают вопросы использования современных систем управления персоналом в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Крайний Север является важным экономическим регионом страны, так как обладает большими запасами полезных ископаемых и разнообразием природных ресурсов, не способный самостоятельно обеспечивать себя трудовыми ресурсами.
Дальнейшее социально-экономическое развитие сопровождается развитием множества компаний в регионе, поэтому изучение систем управления персоналом в районах приравненных к районам Крайнего Севера является весьма важной и интересной задачей.
Особенности системы управления персоналом в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, связаны буквально со всеми аспектами управления персоналом: отбором адекватных условиям Севера людей, их адаптацией, оплатой и стимулированием труда, организацией процесса производства.
Рассмотрим каждый из них подробнее. Под термином «Крайний Север» понимается часть территории Российской Федерации, расположенная преимущественно к северу от Полярного круга, включающая в себя арктическую ледяную зону, тундру, лесотундру и часть тайги и характеризующаяся весьма суровыми климатическими условиями и относительно слабой заселенностью.1 Крайний Север определяет как природную экстремальную зону, предъявляющую повышенные запросы к приспособительным возможностям организма. Жизнь и работа в суровых условиях Севера сопровождается увеличением функциональных нагрузок на организм, создавая тем самым большой риск нарушения или утраты здоровья. Климат Севера предъявляет повышенные требования к организму человека, особенно в начальный период пребывания в непривычных условиях внешней среды.
К факторам, влияющим на акклиматизацию человека, можно отнести чрезвычайно продолжительную зиму, короткое холодное лето, нарушение фотопериодичности (полярный день и полярная ночь), магнитные возмущения, однообразие ландшафта, изоляция и гипокинезия людей в малочисленных населенных пунктах, особенности питания, связанные с возможностью развития гиповитаминозов, бедность флоры и фауны.
В период полярной ночи это постоянная темнота, низкие температуры, повышенная влажность, сильные ветры, резкие смены погоды в короткие промежутки времени, метели, магнитные бури и недостаток солнечной активности. В период полярного дня - это постоянный день. Симптомы, возникающие у людей таковы: тревожная настороженность к погоде, преувеличение трудностей, тревожно-мнительное отношение к своему здоровью, легкая астенизация, снижение работоспособности, сонливость, утомляемость. Симптомы, возникающие у людей таковы повышенная раздражительность, угнетение настроения, бессонница, аффективные реакции и агрессивность. Указанные выше факторы предъявляют организму требования, иногда превышающие его резервы, что исключает возможность полной адаптации организма к этим условиям.
Сочетание неблагоприятных природно-климатических и социально-производственных факторов с особым режимом труда существенно затрудняет процессы социально-психологической адаптации работников в районах Крайнего Севера.
Исходя из вышеизложенного, надо отметить, что условия труда в условиях Крайнего Севера не отвечают в достаточной степени санитарно-гигиеническим требованиям, а, следовательно, могут вызывать патологические процессы в организме, формируя профессиональные заболевания, создавать стрессовую ситуацию.2
Для эффективного выполнения профессиональных функций работник, кроме глубоких специальных знаний должен обладать целым рядом специфических психических качеств. Прежде всего, высокие требования предъявляются к мыслительным, мнестическим, аттенционным, личностным особенностям человека.
Значительную роль играют психологические особенности работников. Кроме необходимости постоянного нахождения в обществе одних и тех же людей в течение длительного срока, на работников действует сам феномен психологической изоляции. Необходимость находиться длительное время вдали от семьи, родни, друзей, может быть даже от увлечений и хобби часто обуславливает возникновение у работников данной сферы негативных психо-эмоциональных реакций, конфликтности, агрессивности и т.д. 3
При оценке профессиональных требований, предъявляемых к различным психологическим качествам работников, большое внимание следует уделять не только изучению характеристик производственных процессов, изучению условий труда, оценке профессиональной подготовки специалиста, но и его физическому здоровью (выносливости и др.), эмоциональной (нервной) устойчивости и т.д.
Решая задачи профессионального отбора, необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности, условия, в которых она должна проходить. возможности самого человека выполнить предстоящую работу. Основными элементами профессионального отбора работников остаются образовательный и медицинский компоненты и психологическая составляющая. Основная задача психологического отбора персонала для работы в экстремальных условиях Крайнего Севера состоит в следующем:
Из множества кандидатов выбрать тех, кто готов адаптироваться к экстремальным условиям Крайнего Севера, непростым условиям проживания и трудовой деятельности без снижения работоспособности и ущерба для психического и физического здоровья.
Снизить вероятность поступления на работу кандидатов с повышенным риском возникновения неадекватных реакций на специфические экзогенные воздействия.
Данные задачи могут быть решены только путем обобщения и типологизации требований, которые предъявляет профессиональная деятельность вахтовым методом к персоналу и формирования надежной, валидной и менее ресурсоемкой батареи тестов.
Практика пребывания производственного персонала в районах Крайнего Севера показывает необходимость проведения комплексной системы наблюдения за психофизиологическим и личностным состоянием персонала4.
Только проведение одного психологического мониторинга позволяет своевременно выявить и скорректировать такие неблагоприятные личностные состояния персонала, как:
стрессовая «экстернализация». В ходе длительной работы в экстремальных условиях многие люди приобретают потребность в психологической поддержке извне. При этом операторские действия по команде выполняется быстрее и точнее, чем произвольные;
стрессовое «интровертирование». Указанное выше возрастание потребности во внешней опоре часто сопровождается тем, что человек «уходит в себя». С одной стороны, он нуждается во внешней опоре, поддержке, а с другой, не ищет ее, углубляясь в свой внутренний мир, что не способствует стабилизации состояния;
ослабление воли. Для длительного стресса характерно ослабление волевых процессов. Становится труднее побуждать себя к выполнению необходимой деятельности, требующей эмоционального, умственного и физического напряжения.
Исследования показывают, что критическим сроком, определяющим способность человека работать в районах приравненных к районам Крайнего Севера на достаточном уровне работоспособности,являются первые три года. И если работник выдерживает организацию труда в течение 3 лет и не увольняется, то это является показателем выработки эффективной адаптивной стратегии на предприятии, позволяющей ему справиться с экстремальными условиями, несмотря на накопление негативных изменений в организме с возрастом и производственным стажем5.
Учитывая климатогеографические условия, в которых пребывает персонал, необходимо, чтобы каждый работник северного предприятия был объектом пристального изучения психологов для поддержания факторов, способствующих формированию наиболее эффективных адаптивных личностных стратегий, позволяющих без снижения работоспособности и ущерба для психического и физического здоровья работника эффективно исполнять профессиональные компетенции и быть лояльным к компании.
Список использованной литературы
Дрогобыцкий, А. Теоретико-методологические основы кадровой работы в крупной компании / А. Дрогобыцкий // Проблемы теории и практики управления: Официальное издание Международного научно-исследовательского института проблем управления. – М., 2008. – № 5. – С. 98–105.
Завьялова, Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами компаний / Е.К. Завьялова // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. – 2012. – Вып.2. – С. 78–106.
Илларионов, М.Г. Основы управления персоналом: учеб. пособие / М.Г. Илларионов, И.С. Осадчий. – Казань : Казань, 2008. – 328 с.
Кошелева, Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. – №16. – С. 12–34.
Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом : учеб. пособие / В.В. Лукашевич . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2012 . – 272 с.
1 Дрогобыцкий А. Теоретико-методологические основы кадровой работы в крупной компании / А. Дрогобыцкий // Проблемы теории и практики управления: Официальное издание Международного научно-исследовательского института проблем управления. – М., 2008. – № 5. – С. 98–105.
2 Илларионов, М.Г. Основы управления персоналом: учеб. пособие / М.Г. Илларионов, И.С. Осадчий. – Казань : Казань, 2008. – 328 с.
3 Кошелева, Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. – №16. – С. 12–34.
4 Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом : учеб. пособие / В.В. Лукашевич . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2012 . – 272 с.
5 Завьялова, Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами / Е.К. Завьялова // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. – 2012. – Вып.2. – С. 78–106.