Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой по уровню социально-экономического развития (в силу расположения в разных климатических зонах), также по уровню обладания различными природно-ресурсными потенциалами и неодинаковой степени развития транспортной инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного производства. В связи с этим очевиден тот факт, что большинство регионов не имеют достаточного экономического потенциала для того, чтобы самостоятельно выполнять в полном объеме все социальные функции государства на своей территории без помощи извне, равно как поддерживать на должном уровне и развивать экономику. Из этого вытекает объективная необходимость перераспределения федеральным центром части финансовых ресурсов в пользу экономически слаборазвитых регионов для их поддержки и обеспечения выполнения социальных и экономических задач.
Классифицируя финансовую помощь, можно выделить:
- общую - дотация;
- целевую (адресную) - субвенция и субсидия.
Согласно БК РФ даны следующие определения видов финансовой помощи бюджетам системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.1
Благодаря проводимой Правительством РФ реформе межбюджетных отношений финансовые потоки из центра в регионы становятся с каждым годом прозрачнее и объективнее: регулирующие налоги расщепляются по единым нормативам, а трансферты из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации распределяются на основе формализованной методики, а их объем перестал зависеть от переговорного процесса. Основная доля финансовых средств из федерального бюджета проходит через бюджет субъекта Федерации транзитом до своего конечного назначения – местных бюджетов. Субъекты Федерации передают местным органам власти почти 70% полученных из федерального бюджета средств.
Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета). Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше бюджеты зависят от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях. Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.2
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета показан в таблице:
Таблица 1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
По предоставленным данным видно, что темпы роста с 2015 по 2016 годы уменьшаются, а в 2017 предполагается вновь увеличение на 9,4 %.
Данные по предоставлению финансовой помощи Ростовской области представлены ниже.3
Рисунок 1. Безвозмездные поступления из федерального бюджета
Таблица 2. Объемы межбюджетных трансфертов местным бюджетам на 2015-2017 годы
Из диаграммы видно, что безвозмездные поступления Ростовской области к концу 2015 года будут повышаться. А объем межбюджетных трансфертов к 2016 году сначала увеличится, а к 2017 упадет.
Функционирующие у нас в стране механизмы помощи субъектам федерации не лишены недостатков. К наиболее существенным из них относятся:
1. Ощутимая финансовая зависимость некоторых регионов от центра. По данным Министерства финансов, из 89 субъектов федерации всего 17 не получают финансовую помощь из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. У более чем 10 субъектов доля его трансфертов в доходах бюджета региона составляет более 70 %.
2. Неплатежи. По официальным данным Министерства финансов, отношение долгов к собственным доходам бюджета у 34 субъектов Федерации превышает 30 %. По этой причине в Законе о федеральном бюджете РФ регулярно поднимается вопрос о реструктуризации задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом.4
3. Стимулирование иждивенчества, снижение заинтересованности органов власти территориальных образований в наращивании налогового потенциала, в рациональном и эффективном расходовании средств.
4. Бесконтрольность и нецелевое расходование средств, получаемых из федерального бюджета и от международных организаций.
Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также формирования объемов данных трансфертов исходя из необходимости решения приоритетных задач социально-экономического развития.
Стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования является основой повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов. Исходя из этого, в проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы будет обеспечено максимальное распределение межбюджетных трансфертов по субъектам Российской Федерации. Для сохранения уровня финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с относительно низким уровнем подушевых налоговых и неналоговых доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение, с учетом темпов инфляции, общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности.5
Планируется продолжение работы по консолидации субсидий, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в рамках государственных программ. При этом предоставление субсидий на софинансирование конкретных региональных и муниципальных объектов будет осуществляться только при условии, что они необходимы для функционирования объектов федеральной собственности. В целях софинансирования других объектов планируется предоставлять единую (комплексную) субсидию в рамках государственных программ, контроль за использованием которой не предусматривает включение региональных и муниципальных объектов в федеральную адресную инвестиционную программу. После завершения этих мероприятий (в среднесрочном периоде) необходимо отказаться от дальнейшего изменения методологии и подходов к формированию, распределению и предоставлению межбюджетных трансфертов, корректировки распределения полномочий между уровнями публичной власти, изменения налогового законодательства, что позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления реализовать преимущества долгосрочного бюджетного планирования и программно-целевого метода на качественно новом уровне. В условиях существенного роста объемов государственного и муниципального долга будет изменена основная задача предоставления бюджетных кредитов. Сокращению уровня долговой нагрузки региональных и местных бюджетов, в частности, будет способствовать замещение коммерческих кредитов субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование бюджетными кредитами. При этом в качестве условий предоставления кредитов будут использоваться дополнительные требования к ограничению наращивания прочих заимствований (за исключением займов на реструктуризацию накопленной задолженности), оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов.
Список использованной литературы:
Силуанов А. Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения // Финансы. – 2013. – №10. – С. 3–5.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 29.11.2014).
Интернет-ресурс http://minfin.ru/ru
Интернет-ресурс http://studopedia.net
Бюджет для граждан Ростовской области на 2015 - 2017 г. С. 12, 76. (http://www.minfin.donland.ru)
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 29.11.2014).
2 Силуанов А. Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения // Финансы. – 2013. – №10. – С. 3–5.
3 Бюджет для граждан Ростовской области на 2015 - 2017 г.
4 Интернет-ресурс http://studopedia.net
5 Интернет-ресурс http://minfin.ru/ru