БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА СОВРМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА СОВРМЕННОМ ЭТАПЕ

Смирнова И.О. 1
1федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Основой успешного развития любого государства является грамотное формирование его экономики. Экономика в свою очередь зависит от бюджета страны – того как он формируется и на что расходуются денежные средства. Это центральный элемент всей финансовой системы страны.

Именно то, на сколько эффективно будет он применен на практике, определяет в будущем благополучие населения, субъектов хозяйствования и государства в целом.

Несомненно, рычагом воздействия государства на экономическую сферу общества является его политика в области расходов. Осуществление своих расходных обязательств является одной из основных функций государства как гаранта достойного уровня жизни населения и успешного развития страны в целом. При формировании бюджета страны, одна из проблем, с которой сталкивается правительство, это эффективное и сбалансированное распределение бюджетных средств по статьям расходов, определение приоритетных направлений использования ресурсов государства для обеспечения требуемого уровня функционирования всех сфер жизни общества и поступательного развития экономики, сферы социальных услуг и инфраструктуры.

Кроме того, в качестве проблемы можно так же выделить и распределение расходных обязательств между бюджетами трех уровней бюджетной системы РФ. Возложенные расходные обязательства бюджеты не всегда в состоянии покрыть собственными финансовыми ресурсами, что вызывает дефицит бюджетов и необходимость изыскания дополнительных источников таких, как межбюджетные трансферты, займы и государственные кредиты.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что стабильность бюджетной системы достигнута не в полной мере. Необходима ее модернизация и совершенствование с целью обеспечения сбалансированности бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, сокращения дефицитов бюджетов и количества межбюджетных трансфертов, которые непременно влекут за собой временные лаги, и приведение в соответствие в региональных и местных бюджетах объемов доходных источников с объемами вмененных им расходных обязательств.

Целью работы является рассмотрение принципов формирования расходной части регионального бюджета на примере бюджета Ростовской области, а также существующих проблем и возможных путей их решения в перспективе.

При написании работы были использованы нормы действующего законодательства.

Задачи данной работы состоят в следующем:

- раскрытие теоретического содержания бюджетной политики, в том числе в сфере расходов;

- рассмотрение особенностей формирования регионального бюджетной политики;

- анализ расходной части регионального бюджета Ростовской области.

Основу работы составили методические и учебные материалы, а так же труды таких ученых, как Мягкова Е.Л., Фролова Т.А., Омирбаев С.М., Николаева Т.П., Грязнова А.Г, Маркина Е.В., Макарова С.Д., и др.

Объектом исследования в данной работе являются теоретические и практические основы формирования расходов региональных бюджетов и их нормативно-правовое закрепление.

Предметом исследования выступает проблематика определения приоритетных направлений расходования средств бюджета для формирования регионального бюджета и их закрепление за соответствующим уровнем бюджетной системы РФ.

  1. Бюджетная политика как составная часть финансовой политики

Основа успешного развития государства – это его успешная финансовая политика, грамотное распределение денежных средств среди всех сфер жизни общества, их поддержание на должном уровне и развитие. Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают интересы общества в целом, обеспечивают государство ресурсами для осуществления им своей деятельности. Государственные финансы одновременно и мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости и важный механизм стимулирования деловой активности населения.

Понятие государственных финансов весьма емко и многообразно.

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды государства. Так же государственные финансы — это система самих потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые так же можно назвать государственными финансами.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, государственные или общественные финансы – это система потоков денежных средств, методов их сбора, использования и контроля за их движением с целью обеспечения общества и государства необходимым фондом денежных средств для выполнения государством своих функций и удовлетворения всевозрастающих потребностей общества.

Управление государственными финансами осуществляется в рамках финансовой политики.

Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов. Финансовая политика государства – это система взаимосвязанных элементов, способов и методов по управлению общественными (государственными) финансами, нацеленных на их сбор, эффективное распределение между субъектами финансовой системы и контроль за их движениями с целью рационализации их использования.

Выделение элементов финансовой политики государства это спорный вопрос.

В узком смысле слова финансовая политика государства часто понимается, как политика, проводимая государством в отношении доходов, расходов, а также государственного долга.

Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, объединяя в это понятие бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную политику. Иногда исследователи выделяют только две составляющие: финансовую политику и денежно-кредитную политику, затрагивающую вопросы денежного регулирования.

Разграничение финансовой и денежной политики связано с тем, что осуществляемые в их рамках меры проводятся двумя формально независимыми государственными учреждениями — Министерством финансов и Центральным банком. Принципиально различен и инструмент (совокупность методов) обоих политик.

В финансовой политике можно выделить два аспекта – это чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику через денежную массу путем ее искусственного увеличения и сжатия; под вторым — воздействие государственных закупок на сферы хозяйствования.

Фролова Т.А. в своих трудах выделила следующие элементы финансовой политики:1

1) долговременная политика;

2) текущая политика;

3) дефляционная политика;

4) бюджетная политика;

5) налоговая политика;

6) валютная политика (дисконтная, валютное субсидирование, диверсификация валютных резервов);

7) кредитная политика;

8) учетная (дисконтная) политика;

9) политика по управлению финансами.

Думаю, выделить какую-либо позицию как главенствующую будет невозможно. Но вполне очевидно, что все позиции в своем разнообразии сходятся в выделении отдельным элементом финансовой политики бюджетную политику. Это связано с тем, что бюджетная политика – это политика в особой области – в области управления государственным бюджетом, который является основой финансовой политики и всех экономики в целом. Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и как таковая выступает одним из средств осуществления экономической и социальной политики государства.

Определение понятия бюджетной политики – это также спорный вопрос.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.2

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.3

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и населением.

Разработка бюджетной политики начинается с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем формируются цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. На завершающем этапе бюджетной политики должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени. Достижение поставленных задач и целей осуществляется путем использования налоговых, фискальных инструментов, а так же путем использования бюджетных средств и методов.

Временной аспект бюджетной политики состоит прежде всего из бюджетной стратегии, которая рассчитывается на определенную перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

Главное требование для обеспечения эффективности и результативности бюджетной политики – это научный подход к ее разработке, который должен учитывать реальное состояние экономики страны, финансов и бюджетной системы.

Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения таких двух условий, как политическая стабильность в стране и высокий уровень профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики принимают участие законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.4

Инструментами же реализации бюджетной политики выступают бюджетное право и бюджетный механизм.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода по средствам оптимизации сбора налогов и рационального планирования государственных расходов. Как правило, эта цель достигается путем минимизации дефицита государственного бюджета и накопленного государственного долга.

Сущность бюджетной политики, как экономической категории раскрывается в ее функциях - распределительной и контрольной.

Посредством первой функции происходит концентрация денежных средств у государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными отраслями экономики, сферами жизни общества, территориальными единицами, уровнями государственного управления, слоями общества и т.д. Распределительная функция охватывает все общество в целом, т.к. в бюджетные отношения вступают все субъекты хозяйствования.

Вторая функция - контрольная – позволяет установить контроль за практической реализацией распределения бюджетных средств, их эффективным и результативным использованием, позволяет установить отклонения от намеченного плана и выявить пробелы в структуре экономики. Благодаря ей можно составить социально-экономический прогноз результатов реализации бюджетной политики.

Элементы же бюджетной политики могут быть представлены в следующем виде:

Рисунок 1 – Элементы бюджетной политики.5

Бюджетное право – это законодательная основа составления и проведения бюджетной политики. Одновременной это и информационное обеспечение, дающее четкое представление об этапах формирования и реализации бюджетной политики в стране, правилах и принципах функционированию органов государственной власти в бюджетной сфере.

Для осуществления функций государство вырабатывает определенный бюджетный механизм, который представляет собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств фонда денежных средств государства. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовую основу в виде законов и постановлений высших органов власти, обеспечивающих деятельность по исполнению доходной и расходной частей бюджета.

В зависимости от экономического содержания бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма можно выделить три звена (см. рис. 1).

Рисунок 2 – Структура бюджетного механизма.6

Управление государственным долгом – это процесс создания стратегии сокращения задолженности государственных органов власти перед внешними и внутренними кредиторами. Как известно, от успешной политики в области управления государственным долгом зависит экономическое состояние внутри страны и ее положение на международной арене.

Среди инструментов бюджетной политики можно выделить инструменты фискальной политики как основные, так же присутствуют инструменты денежной политики и инвестиционной (см. рис. 3). Поэтому чаще всего говорят о бюджетно-налоговой политики или о денежно-кредитной и инвестиционной политиках как составных частях бюджетной политики.

Рисунок 3 – Инструменты бюджетной политики.7

Основополагающими принципами формирования бюджетной политики России являются следующие принципы:

- бюджетная политика должна быть составлена с учетом прогноза состояния экономики на текущий финансовый год и плановый период, который составляет два года;

- политика в области доходов должна соответствовать реальным возможностям сбора средств в стране;

- политика в области расходов должна отвечать современным потребностям общества и иметь социальную направленность;

- бюджет должен быть сбалансирован по государственным доходам и расходам на протяжении всего срока своего действия.

Таким образом, очевидна важность и первостепенность бюджетной политики как ядра политики в области государственных финансов, основы развития страны и рычага воздействия на экономику и общество в целом.

  1. Исполнение расходных обязательств региона (на примере бюджета Ростовской области)

Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и на субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований.

Региональные финансы — это денежные фонды административно-территориальных единиц – субъектов Российской Федерации. Так же это и совокупность действий, мероприятий и способов по управлению бюджетами на региональном уровне бюджетной системы страны. Рассредоточение ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс принятия решения на нижние уровни власти, что позволяет проводить более эффективную бюджетную политику на местах.

В общем объеме средств, составляющих государственные финансы, высока доля средств, направляемых на удовлетворение непосредственно потребностей населения. Расход этих средств происходит непосредственно по месту проживания адресата, получающего общественные услуги. В этой связи возникает необходимость распределения финансовых ресурсов по территориальному признаку. Таким образом, возникает объективная необходимость формирования и распределения денежных средств у соответствующего конкретной территории органа власти.

К территориальным финансам в федеративном государстве относятся:

  • финансы членов Федерации;

  • финансы местных органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов.

Региональные финансы приближены к потребностям конкретного режима. Эти финансы имеют свои особенности:

  • региональные финансы выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;

  • объем ресурсов, аккумулируемых в фондах областных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;

  • региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям.

Региональный бюджет – это основной централизованный денежный фонд на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.

В Российской Федерации бюджетная система выстроена согласно принципу бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм — такое устройство бюджетной системы страны, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, основанную на четких, закрепленных законодательством нормах.

Бюджетный федерализм отражает характер распределения и перераспределения налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов Российской Федерации, и входящих в них муниципальных образований.

Бюджет субъекта Федерации — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта.

Бюджеты субъектов Федерации формируются и исполняются на основе следующих принципов:

  • единства (все доходы поступают в единый бюджет);

  • самостоятельности (каждый уровень власти составляет свой собственный бюджет);

  • сбалансированности;

  • гласности.

Важной функцией самоуправления в регионе является бюджетная политика.

Любой региональный бюджет в Российской Федерации состоит из двух частей – бюджета развития и текущего бюджета. В ходе осуществления бюджетного процесса и проведения бюджетной политики такое разграничение проводится в обязательном порядке. Оно обусловлено различиями в подходах к формированию и оценке расходной части бюджета в зависимости от целей, на которые направляются бюджетные средства.

При этом исходят, во-первых, из необходимости первоочередности финансирования текущих расходов, во-вторых, из важности социально-экономического развития территориальных образований, а также выбора приоритетных направлений такого развития.

Расходная часть бюджета, направленного на развитие, может содержать в себе ассигнования - дотации, трансферты и субвенции - бюджетам нижестоящего территориального уровня, а также дотации и субвенции предприятиям и иным юридическим лицам.

Текущий бюджет – это та часть бюджета, которая включает в себя расходы на содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетных учреждений, затраты на текущий и капитальный ремонт помещений, оборудования и другие расходы, носящие постоянный характер и не включаемые в бюджет развития. Расходы текущего бюджета чаще всего защищены, т.е. они финансируются независимо от степени наполнения доходной части бюджета.

Бюджет развития – это часть бюджета, включающая в себя ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в производственную и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития региона, а также расходы по восстановлению окружающей среды.

Основной целью региональной инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям.

Бюджетная политика Ростовской Области за последние годы позволила достичь заметных положительных результатов в том числе в совершенствовании бюджетного контроля.

По итогам 2013 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Ростовской области.

  • Доходы составили 155,4 млрд. рублей, с ростом собственных доходов на 4,6 п.п. в сравнении с 2012 годом;

  • Расходы были произведены в объеме 164,5 млрд. рублей, с ростом на 8п.п.;

  • Дефицит бюджета составил 9,1 млрд. рублей. Основными источниками его покрытия стали кредитные ресурсы банков и остатки средств бюджета на 01.01.2013 г. 8

Начиная с 2014 года по бюджету Ростовской области было обеспечено:

  • формирование программного бюджета, с учетом 21-ой государственной программы Ростовской области.

  • реализация в полном объеме полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю. Министерством финансов Ростовской области с 1 января 2014 г. проводится «сплошная» проверка документов, представленных в целях санкционирования операций со средствами областного бюджета.

  • внедрение современной унифицированной информационной системы управления общественными региональными финансами с использованием современных телекоммуникационных технологий.

Структура расходов бюджетов субъектов Федерации существенно отличается от структуры расходов федерального бюджета. Значительный удельный вес в структуре бюджетов субъектов Федерации занимают статьи "Финансовая помощь бюджетам других уровней" и "Социальная политика".

Первая статья отражает объем денежных средств, передаваемых муниципальным образованиям для финансирования ЖКХ, здравоохранения, образования.

Вторая статья — "Социальная политика" — отражает финансирование расходов, предусмотренных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Средства для реализации этих законов предусматриваются в федеральном бюджете в Фонде компенсаций и передаются в бюджеты субъектов Федерации для осуществления непосредственных расходов.9

Из бюджетов субъектов Федерации финансируются учреждения здравоохранения и образования, подчиняющиеся непосредственно исполнительной власти субъектов Федерации. К ним, в частности, относятся так называемые областные (краевые) больницы и клиники, ПТУ, музыкальные школы и училища.

Из бюджетов субъектов Федерации предоставляются льготные кредиты предприятиям промышленности и сельского хозяйства, оказывается помощь региональным учреждениям науки.

Значительные средства выделяются из этих бюджетов на государственное управление и правоохранительную деятельность, в частности, на содержание органов внутренних дел, на противопожарную службу.

Расходы территорий подразделяются на обязательные и дискретные.

Обязательные расходы территорий — расходы, которые осуществляются по направлениям, утвержденным федеральными органами власти.

Дискретные расходы территорий — расходы, которые осуществляются по направлениям, определяемым органами власти территорий.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ исключительно из бюджетов субъектов Федерации финансируются следующие расходы:

  • обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

  • проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

  • обеспечение реализации региональных целевых программ;

  • формирование государственной собственности субъектов Федерации;

  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

  • содержание организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

  • оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Рассмотрим тенденции в исполнении бюджетов Ростовской области по статьям расходов за последние несколько лет.

Таблица 1 – Исполнение расходов бюджета Ростовской области за 2011-2014 отчетные года (тыс.руб.).10

Наименование статьи расходов

Исполнение за 2011 год

Исполнение за 2012 год

Исполнение за 2013 год

Исполнение за 9 мес. 2014 года

общегосударственные вопросы

2 399 087,8

3 378 726,5

3 955 271,1

2 878 354,1

национальная оборона

102 857,6

77 601,1

85 644,6

79 112,2

нац. безопасность и правоохранит. деят.

4 006 915,8

912 823,7

723 946,2

621 272,0

национальная экономика

14 014 714,2

17 821 359,6

23 129 656,8

13 519 914,2

жилищно-коммунальное хозяйство

8 910 069,5

5 819 707,1

5 068 630,1

4 299 471,0

охрана окружающей среды

188 062,7

149 654,1

165 171,3

113 527,5

образование

19 938 376,5

25 754 915,0

29 346 630,2

25 710 415,0

культура, кинематография

1 175 212,3

1 435 437,0

1 528 865,7

1 165 333,0

здравоохранение

19 070 834,2

23 636 953,8

21 903 668,5

17 485 093,6

социальная политика

26 458 332,7

28 051 835,7

29 681 079,7

23 945 085,2

физическая культура и спорт

1 038 178,7

1 438 816,9

1 421 959,2

1 284 139,0

средства массовой информации

235 180,2

355 135,6

407 103,1

258 954,9

обслуживание государственного и муниципального долга

150 785,6

344 679,7

517 300,5

876 245,1

межбюджетные трансферты бюджетам сРФ и МО

6 908 017,1

6 083 361,6

7 746 847,4

5 519 004,3

итого расходов

104 596 624,9

115 261 007,4

125 681 774,4

97 755 921,1

дефицит (-), профицит (+)

-3 919 844,4

421 231,2

-7 446 367,8

-6 143 441,1

Как видно из данных таблицы 1, расходы областного бюджета в 2013 году выросли незначительно к аналогичному показателю 2011 года, а именно на 20,16% к уровню 2011 года или на 21 085 149,5 тыс.рублей. Если обратить внимание на те же показатели в 2014 году, то мы увидим наоборот значительное сокращение расходов областного бюджета, одна стоит принять во внимание тот факт, что отчетный период в 2014 году составляет 9 мес., а не полный календарный год, а значит объективно оценить исполнение расходных обязательств мы пока не имеем возможности. Согласно политике страны, расходы не должны уменьшаться, цель состоит в оптимизации расходов, но не в их сокращении. Думаю, что отчет об исполнении областного бюджета Ростовской области за 2014 год должен отразить именно эту тенденцию, что, с другой стороны, не исключает возможности некоторого сокращения расходов.

Рассмотрим структуру расходных обязательств областного бюджета.

Таблица 2 – Структура расходов бюджета Ростовской области в 2011-2013 гг.,%.11

Наименование расходов.

2011г.

2012г.

2013г.

общегосударственные вопросы

2

3

3

нац. безопасность и правоохранит. деят.

4

1

1

национальная экономика

14

16

19

жилищно-коммунальное хозяйство

9

5

4

образование

19

23

24

здравоохранение

19

21

18

социальная политика

26

25

25

межбюджетные трансферты бюджетам сРФ и МО

7

6

6

Наибольший удельный вес в 2011 году в структуре расходов областног бюджета пришелся на статью «Социальная политика» (26%), на втором месте находятся статьи «Образование» и «Здравоохранение» - оба 19%. Это отражает социальную направленность бюджетной политики как в масштабах всей страны, так и в рамках региона. В этом состоит одна из общих черт, объединяющих федеральную и региональную бюджетные политики. Различия состоят в том, что расходы по статьям «Общегосударственные вопросы» (2%), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»(4%), «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям» (7%), «Национальная оборона»(менее 1%) намного меньший имеют удельный вес в общем объеме расходов бюджета, так как основные расходы по данным статьям возложены на федеральный бюджет. Так же, в данной диаграмме отсутствуем ряд расходных статей, таких как «СМИ» и «Культура и кинематография» и др., так как их удельный вес крайне мал (менее 1%), что позволило исключить их из расчета в целях данной работы.

Согласно полученным данным, структура расходов областного бюджета РО в 2012 году не претерпела кардинальных изменений. Произошел небольшой рост расходов по статьям «Образование» - на 4п.п.; «Здравоохранение» - на 2п.п.; «Национальная экономика» - на 2п.п. Считаю, что данные изменения произошли отчасти снижения расходов по статьям «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 3 п.п. и «Социальная политика» и «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» - на 1 п.п. по каждой статье.

В 2013 году, аналогичные показатели остались практически неизменны. Заметные изменения произошли лишь по статье «Здравоохранение», которая сократилась на 3 п.п. до уровня 18% к 21% в 2012 году.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о динамике расходов областного бюджета по самым крупным и социально значимым статьям расходов бюджета:

Рисунок 6 – Изменения удельного веса статей расходов областного бюджета РО 2011-2013 годы,%.12

Показатели исполнения бюджета Ростовской области 2014 года не были приняты во внимание при проведении данного сравнения ввиду того, что, на данный момент времени, известны показатели лишь за период в 9 месяцев. Сравнение таких данных с аналогичными показателями прошлых лет, но за 12 месяцев представляется некорректным. Рассмотрим их отдельно и сравним выявленные тенденции с тенденциями прошлых лет.

Рисунок 7 - Структура расходных обязательств бюджета Ростовской области в 2014 году за отчетный период 9 месяцев , %.13

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что удельный вес статей расходов бюджета Ростовской области остались практически на том же уровне.

Таблица 5 – Структура расходов бюджета Ростовской области в 9 мес. 2014 года,%.14

Наименование статьи расходов.

Удельный вес в общей сумме расходов, %

общегосударственные вопросы

3

нац. безопасность и правоохранит. деят.

1

национальная экономика

14

жилищно-коммунальное хозяйство

4

образование

27

здравоохранение

19

социальная политика

25

межбюджетные трансферты бюджетам сРФ и МО

6

Расходы по статье «Образование» за 9 месяцев 2014 года превысили расходы по той же статье за 2013 год на 3 п.п., что кажется мне положительной тенденцией. Так же и расходы по статье «Здравоохранение» за 9 месяцев 2014 года превысили расходы по той же статье за 2013 год на 1 п.п. Расходы по статье «Социальная политика» составили 25% удельного веса всех расходов областного бюджета, то есть можно сделать предположение о том, что удельный вес расходов по данной статье за 2014 год будет выше того же показателя за 2013 год.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы по статьям социальной направленности возросли по отношению к расходам по статьям с иной направленностью.

Из всего выше сказанного и полученных данных можно суммировать, что структура расходов бюджета Ростовской области достаточно постоянна и не имеет резких изменений, что, я считаю, положительным показателем ведения бюджетной политики региона. При этом, имеется стойкая тенденция к росту удельного веса расходных статей социальной направленности.

3. Проблемы региональной бюджетной политики и направления их решения

Основой региональной политики в нашей стране является обеспечение сбалансированности социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Все это предусматривает, с одной стороны, стирание различий в уровне экономического развития субъектов Российской Федерации, а с другой стороны, создание относительно равных возможностей для населения страны в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворения потребностей, независимо от места проживания.

Эффективность регулирования процесса социально-экономического развития регионов находится в прямой зависимости от рационального и эффективного использования финансовых ресурсов. Основой финансовых ресурсов территорий являются бюджеты всех уровней и их бюджетные расходы.

Принятая «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р выделяет основные недостатки и проблемы в сфере управления общественными финансами РФ, в том числе в сфере исполнения расходных частей бюджетов РФ на региональном уровне.

В данной программе наряду с достигнутыми положительными изменениями отмечены следующие недостатки в системе управления общественными финансами в сфере исполнения расходных обязательств регионов15:

  • недостаточная самостоятельность и ответственность региональных органов власти при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий;

  • наличие в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, переходных положений и норм временного применения, а также отдельных неурегулированных вопросов;

  • недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

Для ликвидации указанных проблем предложено обеспечить решение следующих основных задач:

  • формирование прозрачной и стабильной системы разграничения полномочий и доходов между публично-правовыми образованиями;

  • реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;

  • осуществить совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

  • переход к программно-целевым методам управления, в том числе - "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за достижение запланированных целей и результатов.

  • наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов государственной власти субъектов РФ и др.

В Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия последовательно реализуется бюджетная политика, направленная на совершенствование системы управления бюджетными расходами. Она предусматривает смещение акцентов от управления расходами на управление результатами.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2015-2017 годы разработаны на основе основных направлений бюджетной политики Российской Федерации.

На основе федеральной программы утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 216 Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области.

Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены и сохраняются задачи:

  • обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов;

  • повышения объективности и качества бюджетного планирования;

  • обеспечения в полной мере приоритизации структуры бюджетных расходов;

  • повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости.

При формировании областного бюджета 2015-2017 годы в целях адаптации к экономической реальности приняты достаточно жесткие решения – сокращение регламентных расходов при сохранении приоритетных инвестиционных.

Основной приоритет - реализация программных Указов Президента РФ. В их числе:

- повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;

- ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения;

- улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей;

- переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;

- установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

- льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами и продуктами лечебного питания;

- организация и проведение государственными музеями Ростовской области обменных выставок с музеями Российской Федерации;

- содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

В прошлом и текущем годах хватало собственных средств на повышение зарплаты «бюджетникам» в рамках Указов Президента РФ, в предстоящем бюджетном цикле мы будем резервировать средства до распределения на федеральном уровне дотации на эти цели.

  • Нормирование и ограничение аппаратных расходов.

Вопрос о возможности индексации в 2015 году оплаты труда государственных и муниципальных служащих будет рассмотрен по итогам 2014 года.

  • Оптимизация расходов бюджетных и автономных учреждений за счет привлечения альтернативных источников финансирования.

Кроме того, учтена объективная экономия на финансовое обеспечение всех государственных и муниципальных учреждений (субвенции областного бюджета) на 2 %.

  • Плановые расходы по фонду оплаты труда муниципальных служащих и работников МФЦ сокращены на 5 %, в том числе по всем субвенциям на организацию исполнительно-распорядительных функций. Это ежегодно складывающаяся объективная экономия.

  • Сокращена бюджетная составляющая на проведение мероприятий в «социальных» государственных программах и расходы на субсидирование юридических и физических лиц на 10 %, в остальных государственных программах, включая поддержку государственно-частного партнерства, на 50 %.

  • Приоритеты инвестиционных расходов:

- дошкольные образовательные учреждения;

  • организация подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году,

  • капитальный ремонт памятников Великой Отечественной войны,

  • обеспечение инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям.16

  • Сокращение наименее эффективных видов целевой финансовой помощи, повышение ее концентрации на приоритетных направлениях. Субсидии местным бюджетам – по приоритетным инвестиционным направлениям и направлениям софинансируемым из федерального бюджета.

Так же важным документом, определяющим бюджетную политику Ростовской области, является Государственная программа Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».17

Целями программы является:

- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета области;

- создание необходимых условий для эффективного управления муниципальными финансами.

Достижение целей государственной программы будет осуществляться путем решения следующих задач:

- проведение эффективной бюджетной политики;

- совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Необходимым условием для достижения поставленных целей и задач по эффективному управлению общественными финансами и результативному исполнению бюджета является наличие эффективного контроля за участниками бюджетного процесса, за поступлением, движением и расходованием средств бюджета на местах. Система государственного финансового контроля является важным элементом финансовой системы и требует постоянного совершенствования в соответствие с современными потребностями бюджетной и налоговой политик как в части законодательной базы, так и в части проведения контрольных мероприятий по выявления нарушений.

Основными направлениями развития системы государственного финансового контроля станут:18

- разграничение и уточнение полномочий между органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля и главными распорядителями средств областного бюджета;

- осуществление министерством финансов Ростовской области с 1 января 2014 г. исключительного полномочия по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств после проверки документов, подтверждающих возникновение таких обязательств;

- осуществление управлением финансового контроля Ростовской области полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок для государственных нужд.

По итогам исполнения данной программы планируется достичь стабильных финансовых условий и повышения уровня жизни населения региона; необходимым условием при этом является достижение сбалансированности бюджетов муниципальных образований РО и ликвидация просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов.

В сфере расходов бюджета Ростовской области приоритетом является обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании и развитии бюджетного процесса за последние годы, дальнейшее его развитие и работа по повышению эффективности управления государственными финансами невозможны без принятия действенных мер по решению ряда проблем. В их числе:

- обеспечение в полной мере приоритизации структуры бюджетных расходов в целях увеличения доли средств, направляемой на развитие человеческого капитала и инфраструктуры;

- повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

- внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования, государственного финансового контроля, межбюджетных отношений;

- решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию;

- создание единой информационной системы осуществления бюджетного процесса, интегрированной в деятельность всех участников бюджетного процесса.

Дальнейшее направление бюджетной политики Ростовской области, так же как и бюджетной политики страны в целом, состоит в рационализации и оптимизации расходов бюджета, совершенствовании контроля за движением и использованием бюджетных средств и, возможно, в сокращении неоправдывающих себя расходов. Верной стратегической линией бюджетной политики является не рост расходов, а повышение их эффективности. В том числе, подчеркивается важность и необходимость сокращение расходов на содержание государственного аппарата и направления средств бюджета в поддержание и развитие сферы образования и повышения уровня жизни населения, особенно многодетных семей.

Заключение

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрывается содержание бюджетной политики с точки зрения теории, в том числе в сфере исполнения бюджета. Вторая глава посвящена особенностям и направлениям формирования региональной бюджетной политики в рамках бюджета РФ. Был проведен анализ расходной части регионального бюджета, динамики его структуры за 2011-2014 года. В третьей главе приведены проблемы и возможные пути их решения.

Бюджетная политика – это политика в особой области – в области управления государственным бюджетом, который является основой финансовой политики и всех экономики в целом. Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и как таковая выступает одним из средств осуществления экономической и социальной политики государства.

Главное требование для обеспечения эффективности и результативности бюджетной политики – это научный подход к ее разработке, который должен учитывать реальное состояние экономики страны, финансов и бюджетной системы.

Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и на субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований.

Важной функцией самоуправления в регионе является бюджетная политика.

Начиная с бюджета Ростовской области на 2014 год, было обеспечено:

  • формирование программного бюджета, с учетом 21-ой государственной программы Ростовской области.

  • реализация в полном объеме полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю. Министерством финансов Ростовской области с 1 января 2014 г. проводится «сплошная» проверка документов, представленных в целях санкционирования операций со средствами областного бюджета.

  • внедрение современной унифицированной информационной системы управления общественными региональными финансами с использованием современных телекоммуникационных технологий.

В Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия последовательно реализуется бюджетная политика, направленная на совершенствование системы управления бюджетными расходами. Она предусматривает смещение акцентов от управления расходами на управление результатами.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2015-2017 годы разработаны на основе основных направлений бюджетной политики Российской Федерации.

Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены и сохраняются задачи:

  • обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов;

  • повышения объективности и качества бюджетного планирования;

  • обеспечения в полной мере приоритизации структуры бюджетных расходов;

  • повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости.

При формировании областного бюджета 2015-2017 годы в целях адаптации к экономической реальности приняты достаточно жесткие решения – сокращение регламентных расходов при сохранении приоритетных инвестиционных.

Дальнейшее направление бюджетной политики Ростовской области, так же как и бюджетной политики страны в целом, состоит в рационализации и оптимизации расходов бюджета, совершенствовании контроля за движением и использованием бюджетных средств и, возможно, в сокращении не оправдывающих себя расходов. Верной стратегической линией бюджетной политики является не рост расходов, а повышение их эффективности. В том числе, подчеркивается важность и необходимость сокращение расходов на содержание государственного аппарата и направления средств бюджета в поддержание и развитие сферы образования и повышения уровня жизни населения, особенно многодетных семей.

Список использованной литературы

Правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред Законов РФ о поправках к конституции от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1993. 25 декабря; 2014.4 августа.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (в последней редакции от 21.07.2014г. №249-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25, Ст. 2954; 2013. № 30, Ст. 4548, 4825.

  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/20071.html#.UV2a4Fdc3Fk.

  4. «Основные направления бюджетной политики РО на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // [www.donland.ru]; дата публикации 11.07.2014.

  5. Постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 № 583 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» (в последней редакции от 25.09.2014 № 647) // [www.donland.ru]; дата публикации 24.09.2013.

Научная литература:

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2011. – 486 с.

  2. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. – 252 с.

  3. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2012. – 393 с.

  4. Мягкова Е.Л. Финансы и кредит. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. – 326с.

  5. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2010. - 234 с.

  6. Омирбаев С.М. Государственный бюджет. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2011. - 632 стр.

  7. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие. – М.: Наука, 2012. – 246 с.

  8. Региональная экономика России: учебник. Под ред. Кистанов В. В., Копылов Н. В. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 584 с.

  9. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: уч. пособие; под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2013. – 383 с.

  10. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. – М.: «Финансы и статистика», 2012. - 496 с.

  11. Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 316с.

  12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации» // [Режим доступа]: http://www.minfin.ru/ru/budget/regions/mb/.

  13. «Открытый Бюджет» [Режим доступа]: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/10/Otkrytyy_budzhet.pdf.

  14. Официальный портал Правительства Ростовской области» // [Режим доступа] http://www.donland.ru/.

  15. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону // [Режим доступа]: http://www.rostov-gorod.ru/.

  16. Официальный сайт «The Economy» // [Режим доступа]: http://www. http://theeconomy.ru/puti-povysheniya-doxodnoj-bazy-byudzhetov-vsex-urovnej.html/.

1 Фролова Т.А. Экономическая теория. Конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 423 с.

2 Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2010. - 234 с.

3 Мягкова Е.Л. Финансы и кредит. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. – 326с.

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (в последней редакции от 21.07.2014г. №249-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25, Ст. 2954; 2013. № 30, Ст. 4548, 4825.

5 Составлен автором на основе источника [3].

6 Составлен автором по данным источника [6].

7 Составлен автором по данным источника [3].

8 "Основные направления бюджетной политики РО на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // [www.minfin.ru]; дата публикации 11.07.2014.

9 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации» // [Режим доступа]: http://www.minfin.ru/ru/budget/regions/mb/.

10 Составлена автором по данным источника [15].

11 Составлена автором по данным источника [15].

12 Составлена автором по данным источника [15].

13 Составлена автором по данным источника [15].

14 Составлена автором по данным источника [15].

15Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

16 "Основные направления бюджетной политики РО на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // [www.donland.ru]; дата публикации 11.07.2014.

17 Постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 № 583 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» (в последней редакции от 25.09.2014 № 647) // [www.donland.ru]; дата публикации 24.09.2013.

18 Постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 № 583 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» (в последней редакции от 25.09.2014 № 647) // [www.donland.ru]; дата публикации 24.09.2013.

Просмотров работы: 7189