ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Акользина А.И. 1
1ФБОУ ВПО РГЭУ РИНХ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня — только один из многих, многих дней, которые еще впереди.

Но, может быть, все эти будущие дни зависят от того, что ты сделаешь сегодня.

Эрнест Хемингуэй

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако почти два десятилетия назад очевидность доминирования распределительной системы была явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный. В некоторых государствах накопительная система сочетается с распределительной. Но в других – осуществляются глобальные пенсионные реформы, под воздействием которых накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения пожилых людей.

Кроме того, пенсионное обеспечение - это базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. В России в настоящее время проживает свыше 39 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Вопрос о рассмотрении и изучении пенсионной реформы в Российской Федерации в настоящее время актуален. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы:

  • достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;

  • повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;

формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Актуальность исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы сможем выявить основные тенденции развития пенсионной реформы, а также дать оценку регулированию пенсионного обеспечения.

Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессов её реформирования, задачами выступают -

  • изучение аспектов и основных направлений реформирования российской системы пенсионного обеспечения;

  • рассмотрение отличий новой пенсионной системы от старой;

  • оценка состояния пенсионной реформы в настоящее время.

Объектом исследования является пенсионная система, а предметом - пенсионная реформа, проводимая в России, она напрямую затрагивает интересы каждого человека, так как любая пенсионная система - это одна из составляющих системы социальной защиты.

Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему. Этим и объясняется интерес к выбранной теме.

Становление российской пенсионной системы в рыночных условиях

Теоретические основы построения пенсионной системы

Система пенсионного обеспечения в России находилась в состоянии реформирования с 1992 г. В ходе разработки ее идеологии и практической реализации были использованы рекомендации МВФ, Всемирного банка, направленные на разгосударствление и либерализацию ее экономического механизма. Ожидание качественных перемен в пенсионной системе растянулось почти на 20 лет.

Отказ от многих социальных гарантий требовал коренного пересмотра всей системы социального обеспечения, перевода ее на страховые принципы, когда финансовые средства формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями.

Программа пенсионной реформы в Российской Федерации была одобрена Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 года и в том же году был принят так называемый «президентский» пакет законов (от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Несколько позже были приняты федеральный закон, определивший порядок инвестирования пенсионных накоплений (от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»), и дополнения к Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондов», определившие порядок участия негосударственных пенсионных фондов в формировании накопительной части трудовой пенсии (от 10.01.2003 г. №14-ФЗ). Программой пенсионной реформы 2001 года предполагалось построение единой пенсионной системы в Российской Федерации как совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, и которая должна была состоять из:

  1. Государственного пенсионного обеспечения – части пенсионной системы, обеспечивающей:

  • компенсацию заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

  • компенсацию утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

  • компенсацию вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

  • пенсию по государственному пенсионному обеспечению, предоставляемую также нетрудоспособным гражданам в целях получения ими средств к существованию (социальная пенсия).

  1. Обязательного пенсионного страхования – части пенсионной системы, обеспечивающей за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

  2. Дополнительного пенсионного страхования и обеспечения – части пенсионной системы, обеспечивающей в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В рамках новой структуры трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами формирования.

Проведенная реформа соответствовала общим тенденциям, сложившимся в 1990-е годы и зафиксированным, в частности, в рекомендациях Всемирного банка. Эти рекомендации предусматривали включение в состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга составных частей, (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Составные компоненты пенсионной системы по рекомендациям Всемирного банка. [1]

Рассмотрим подробнее каждую компоненту.

• Первая компонента – предназначалась для борьбы с бедностью среди пожилого населения. Размеры пенсии здесь не зависят от трудового стажа и прошлой заработной платы. Обычно использовали один из трех подходов к их формированию: а) единая для всех величина пенсии, б) предоставление пенсии стандартного размера нуждающимся (что предполагает контроль других источников доходов), в) использование первой компоненты для доведения (в необходимых случаях) суммарной величины всех видов пенсий до установленного минимума.

• Вторая компонента – реализовывала страховые принципы и предназ-началась для сглаживания уровня потребления на протяжении жизненного цикла. Источником финансирования служили пенсионные взносы, а размеры пенсии увязывались с заработками в период трудовой деятельности. Построена на распределительном принципе.

• Третья компонента – также предназначалась для сглаживания потреб-ления. Однако, в отличие от второй компоненты, построена не на распре-делительном, а на накопительном принципе. Это делало связь между трудо-выми доходами и пенсионными выплатами максимально полной.

• Четвертая компонента – добровольное пенсионное страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая также базировалась на накопительных принципах.

Вместе с тем, несмотря на все реформы, состояние пенсионной системы оценивалось большинством экспертов как неудовлетворительное.

В связи с этим представлялись достаточно актуальными исследования путей повышения эффективности методов и механизмов реформирования системы социальных платежей, в первую очередь пенсионных взносов, и разработка предложений по решению проблем пенсионного обеспечения в России.

Цели и задачи пенсионной реформы 2002 года

С 2002 года Российская Федерация взяла курс на достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы. Данный рывок выразился в плавном переходе от распределительной системы к распределительно-накопительной. По сути, был модернизирован существовавший ранее «солидарный принцип» - его дополнил накопительный с персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы являлось достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключалась в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя на уплату страховых взносов за каждого работника.

Цель пенсионной реформы:

  • реализовать гарантированные статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом;

  • развить пенсионное обеспечение на основе государственного пенсионного страхования;

  • дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть шла на личный счет этого конкретного работающего и инвестировалась в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина зависела от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.

К старости на пенсионном счете у гражданина накапливалась определенная сумма. Российская экономика получала инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели были заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Новое пенсионное законодательство РФ предусматривало:

  • государственные пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;

  • трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С 2003 года трудовая пенсия формировалась в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, она состояла из базовой, страховой и накопительной частей. Размер пенсии считался по установленной федеральным законодательством формуле.

Базовая часть гарантировалась государством и имела фиксированный размер, который каждый год увеличивался. Страховая часть зависела от суммы взносов и стажа сотрудника. Накопительная часть формировалась у граждан не старше 1967 года рождения и складывалась из взносов и инвестиционного дохода. Накопительная составляющая образовывалась за счет части единого социального налога, уплачиваемого работодателем, а её размер был привязан к заработной плате и, соответственно, к объёму накопленных на индивидуальном счете гражданина средств. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должны были ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступала уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Работник начинал заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности. Таким образом, повысилась как ответственность работников за обеспечение своей старости, так и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Реформирование пенсионной системы позволило гражданам РФ влиять на размер будущей пенсии. Это стало реальным благодаря возможности самостоятельно управлять пенсионными накоплениями. Можно было по умолчанию оставить свои накопления в Пенсионном фонде РФ, перенести их в негосударственный пенсионный фонд или в частную управляющую компанию. Пенсионный фонд РФ под управлением Внешэкономбанка мог инвестировать пенсионные накопления только в государственные облигации. Как показала практика, такие инвестиции обеспечивали низкую доходность накоплений (ниже уровня инфляции). Что же касается негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования накоплений здесь на порядок выше. Однако менять пенсионный фонд застрахованное лицо (мужчины до 60 лет и женщины до 55 лет) могло лишь один раз в год.

Согласно реформе, работодатель платил единый социальный налог 26% от размера зарплаты сотрудника, 6% из которых отчислялось на медицинское и социальное страхование, а оставшиеся 20% перечислялись в Пенсионный фонд. В свою очередь, 20% разбивались на базовую (6%), страховую (10%) и накопительную (4%) части.

Право на государственные пенсии имели: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.

Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию являются:

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

  • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Законодательство разграничивает понятия трудового и страхового стажа.

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Под страховых стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются:

  • период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);

  • периоды работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

  • иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Характеристика пенсионной реформы Российской Федерации 2015 года

Необходимость корректировки положений предыдущей пенсионной реформы

С 2015 года в России планируется ввести новый порядок назначения пенсий.

Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

- гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;

- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

- обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

- обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;

- повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Принципиально меняются правила формирования страховой части. Накопительная пенсия будет назначаться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии вводится понятие "годовой пенсионный коэффициент". Он показывает соотношение между официальным заработком работника и максимальной зарплатой, с которой уплачиваются страховые взносы. Так оценивается трудовой вклад: чем выше зарплата, тем выше коэффициент. Максимальное его годовое значение равно 10. Перед выходом на пенсию конкретного человека все его коэффициенты суммируются. Итоговая величина умножается на так называемую "стоимость пенсионного коэффициента". Эту стоимость ежегодно будет рассчитывать правительство - исходя из экономической ситуации в стране, поступлений в Пенсионный фонд.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав, подчеркнул министр труда и соцзащиты Максим Топилин.[2] Все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены.

Трудовая пенсия по старости будет разделена на две самостоятельные части - накопительную и страховую, причем последняя через два года может быть увеличена на 500 рублей. Об этом говорится в ФЗ "О страховых пенсиях", размещенном для обсуждения на едином портале нормативных актов.[3]

Авторами законопроекта выступили эксперты Министерства труда и соцзащиты, которые разработали этот документ в рамках реализации Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года.

Новая формула предполагает "выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости как элемента, не имеющего солидарного характера по своей сути, и преобразование этой части пенсии в самостоятельный вид пенсии", говорится в пояснительной записке к документу. При этом с 2015 года к страховой пенсии предусматривается фиксированная выплата - 4 104 рубля в месяц (при наличии одного иждивенца - 5 472 рубля, двух иждивенцев - 6 840 рублей, трех и более - 8208 рублей). Сегодня она составляет 3,6 тысячи рублей, а, значит, вырастет на 500 рублей. После достижения возраста 80 лет выплаты составят 8 208 рублей в месяц (при наличии одного иждивенца - 9576 рублей в месяц, двух иждивенцев - 10 944 рубля, трех и более - 12 312 рублей). Этот размер будет индексироваться ежегодно - в апреле.

Выплачиваться фиксированная часть будет не всем, а только тем, кто заработал положенный стаж. При этом надо отметить, что условиями для получения страховой пенсии по старости может являться достижение мужчины возраста 60 лет, а женщины - 55 лет и наличие страхового стажа 15 лет. Кстати, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, сегодня составляет 5 лет. А, согласно документу, продолжительность страхового стажа, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно будет увеличиваться на один год. И с 2025 года и далее он составит 15 лет.

По мнению экспертов "Российской Газеты", ФЗ "О страховых пенсиях" "призывает" россиян уходить на пенсию как можно позже. Ведь, согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на заслуженный отдых в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже - в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет - 1,9 раза.

Таким образом, средства пенсионных накоплений формируются за счет трех источников, (см. рис.2).

Рисунок 2 – Структура пенсионных накоплений, 2014 г.

  • у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 год работодатели уплачивали страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями законодательства. При этом данные средства пенсионных накоплений учтены на индивидуальных лицевых счетах;

  • у участников Программы государственного софинансирования пенсий;

  • у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование будущей пенсии.

Коэффициент замещения в России в 2014 году составляет 38%, а средняя пенсия в сентябре 2014 года –11144 рублей, то есть при коэффициенте замещения в 38% средняя пенсия составляет 165% от прожиточного минимума пенсионера и всего лишь 125% от прожиточного минимума трудоспособного населения (для сравнения — в советский период в 1989 г. коэффициент замещения составлял около 55 % при среднем заработке, а при меньшей заработной плате достигал 75—100 %).[4]

Для сравнения приведем показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой, (см. табл.1).

Таблица 1 - Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.

Страна

Коэффициент замещения

2014 год

США

58%

Германия

56%

Франция

69%

Великобритания

50%

Испания

69%

               

Анализ проведения пенсионной реформы

В конце декабря 2013 года после бурных обсуждений депутаты окончательно приняли решение о проекте пенсионной реформы. Федеральные законы «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» подписаны президентом 28 декабря. Также внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с пенсионным обеспечением.

Принципиально изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа:

  • Право на пенсионное обеспечение будет давать пенсионный коэффициент (ПК), величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию.

Считать пенсионный коэффициент (или баллы) будут следующим образом: страховая часть отчислений делится на 16% от установленной государством максимальной суммы, облагаемой обязательными отчислениями. В 2014 году эта сумма установлена в размере 624 тыс. рублей. Результат умножается на коэффициент, величина которого с 1.01.2015 установлена 6,6. Ежегодно предусмотрено его увеличение на 2,4. Верхний порог этого коэффициента — 30. Например, при годовом доходе 100 тысяч рублей, ежегодное начисление баллов происходит следующим образом, (см.табл.2):

Таблица 2 - Схема ежегодного начисления баллов

Стаж

Есть накопительная часть, страховая -10%

Нет накопительной части, страховая — 16%

1 год

(10 000/99840)*6,6=0,66 балла

(16000/99840)*6,6=1 балл

2

0,9

1,44

3

1,14

1,8

4

1,38

2,2

5

1,62

2,6

  • Значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии — 15 лет. Сегодня к пенсионному возрасту достаточно иметь стаж 5 лет. Увеличение требований по стажу планируется проводить постепенно. Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2016 году— 7 лет и так далее. К 2024 году пройдёт постепенное увеличение до 15 лет.

  • Страховая и накопительная — это 2 вида пенсий согласно новым законам, государство берёт на себя ответственность только за первую.

  • При недостатке стажа и ПК оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.

  • Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребёнка — 1,8, второго — 3,6, третьего и четвёртого — 5,4. Шесть лет будут учтены при назначении пенсии по старости, сегодня только три года включаются в пенсионный стаж.

  • Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 г. предусмотрена прибавка к пенсии. Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.

По представленным данным (рис.3), можно сделать вывод о возрастающей нагрузке пенсионной системы на население после 2010 года.

Рисунок 3 - Нагрузка пенсионной системы на население в 2002—2020 гг.

Прогноз численности пенсионеров до 2020 г. разработан Управлением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографического прогноза и отражен в таблице 3. В соответствии с ним, тенденция увеличения численности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый период, что наряду с тенденцией депопуляции приведет к увеличению нагрузки пенсионной системы на население.

Таблица 3 - Численность пенсионеров на период с 2002 г. по 2020 г., тыс.чел.

Годы

 

Всего пенсионеров

Пенсионеры, получающиетрудовые пенсии

в том числе пенсионеры, получающие пенсии

     
       

По старости

 

по инвалидности

По случаю потерикормильца

2002

 

38713,9

37070,6

29525,6

 

5184,8

2360,2

2003

 

38759,5

37111.6

29807 ,71

 

5210,3

2094,1

2004

 

38658,31

37019,9

9864,3

 

5270,6

1885,0

2005

 

38727,3

37071,8

20199,1

 

5164,6

1708,1

2006

 

38634,7

36985,4

20585,6

 

4891,1

1508,6

2007

 

38663,4

37018,4

31047,6

 

4635,4

1335,4

2008

 

38797,9

37159

31543,2

 

4269,1

1347,4

2009

 

39093,0

37465

32138,2

 

4052,5

1275,0

2010

 

39483,4

37859

32662,7

 

3969,5

1227,6

2015

 

42108.1

40521

35012,1

 

4109,1

1400,5

2020

 

43333,3

41788

36452,2

 

4350,9

985,2

Из анализа таблицы 3 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., т.е. на 11,8%, по сравнению с 2002 г. При этом рост численности пенсионеров будет происходить в основном за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых составит 1—2%.

В результате роста численности получателей пенсий по старости и сокращения получателей пенсий по случаю потери кормильца, существенно изменится структура получателей трудовых пенсий.

Доля получателей пенсий по случаю потери кормильца сократится к 2020 г. до 2,4%, пенсионеров по старости возрастет (в том числе за счет включения в их состав бывших получателей пенсии за выслугу лет) и увеличится до 87,2%, доля пенсионеров по инвалидности снизится незначительно: с 12,89% в 2001 г. до 10,41% в 2020 г. [5]

Расчеты Министерством труда стоимости мер по оптимизации пенсионной системы были представлены в ходе экспертного обсуждения новой пенсионной формулы в рамках "Открытого правительства":

• Из распространенной презентации министерства следует, что основной мерой, увеличивающей расходы бюджета Пенсионного фонда России, является повышение пенсий за выработку сверхнормативного стажа. Это обойдется ПФР в 2015 году в 105 млрд руб.; в 2020 году - в 202 млрд; а к 2030 году расходы вырастут на 255 млрд руб. в год.

• Правда, тот же отказ от назначения пенсии в общеустановленном возрасте (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и продолжение ими трудовой деятельности в течение еще пяти лет даст возможность ПФР экономить на выплатах пенсий этим добровольцам-"сверхсрочникам" 1,3 млрд руб. в 2015 году, 16,5 млрд - в 2020 и 31 млрд руб. ежегодно к 2030 году.

• Основными мерами, увеличивающими доходы пенсионной системы, будут повышение взносооблагаемого по ставке в 22% (только в ПФР) предела годового заработка с нынешних 1,6 до 2,3 средних размеров зарплат в стране (в результате облагаемая по обычной ставке годовая зарплата увеличится с нынешних 568 тыс. руб. примерно до 1 млн. руб.) и сокращение льготных категорий пенсионеров (экономия 16 млрд. руб. - в 2015 году; 101 млрд. руб. - в 2020 году и 238 млрд. руб. - в 2030 году).[6]

• Но основной эффект для бюджета даст изменение механизма индексации фиксированных выплат. Сейчас это делается по росту средней заработной платы по стране (но не ниже инфляции). Предлагается в дальнейшем гарантировать индексацию пенсий просто не ниже инфляции. В результате годовая экономия бюджета ПФР к 2030 году, по расчетам Минтруда, достигнет 2,7 трлн. руб.

• Дополнительные проблемы новая пенсионная формула создаст для тех, кто пожелает увеличить свой персональный пенсионный балл-коэффициент за периоды работы до 2000 года. Это имеет смысл делать тем, у кого соотношение дохода в те годы к среднему по стране было выше, чем в 2000-2001 годах, когда персонифицированный учет уже был налажен.

• В этом случае придется собирать справки о размере доходов с прежних мест работы. Причем не все они будут автоматически приняты ПФР: там их проверят на достоверность. Если организация в указанные годы не платила достаточные объемы налогов, то в расчете пенсии не будет учтен не только размер заработка, но и сам стаж.

Бюджет Пенсионного Фонда РФ на 2014 год сформирован по доходам в сумме 6289,96 млрд. рублей (8,6% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 73315 млрд. рублей) и по расходам в сумме 6416,41 млрд. рублей (8,8% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП): по доходам в сумме 6201,66 млрд. рублей и по расходам в сумме 6397,06 млрд. рублей.

Основные характеристики бюджета ПФ РФ по доходам и расходам определены в следующих объемах, (см. табл.4).

Табл.4 - Характеристики бюджета ПФ РФ, 2013 – 2016 гг.

 

Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2013 год

(03.12.2012

№ 218-ФЗ)

2014 год

Плановый период

2015 год

2016 год

         

Доходы - всего,

6343,33

6289,96

7090,57

7731,03

         

в том числе:

       
         

в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП

5761,46

6201,66

6769,46

7364,41

         

по накопительной

составляющей бюджета

581,87

88,30

321,11

366,62

         

Расходы - всего,

6088,73

6416,41

6963,53

7413,49

в том числе:

       

в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП

5821,95

6397,06

6936,52

7382,53

         

по накопительной

составляющей бюджета

266,78

19,35

27,01

30,96

         

ДЕФИЦИТ (-) /

ПРОФИЦИТ, превышение доходов

над расходами (+), всего

254,60

-126,45

127,04

317,54

         

в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП

-60,49

-195,40

-167,06

-18,12

по накопительной

составляющей бюджета

315,09

68,95

294,10

335,66

Сбалансированность в распределительной составляющей бюджета ПФ РФ в 2014 - 2016 годах достигается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на указанные цели, и привлечения переходящих остатков средств бюджета ПФ РФ по состоянию на 1 января 2014 года.

Ключевые проблемы и перспективы дальнейшего развития пенсионной реформы в России

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20% экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить работать.

«Стратегия развития пенсионной системы до 2030 г.» разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», была создана в целях совершенствования и повышения эффективности пенсионной системы РФ, которая должна обеспечить:

  • размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, сложившийся в рабочий период не ниже определенной продолжительности (коэффициент замещения не ниже 40%);

  • размер пенсионных выплат не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

  • приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны;

  • долгосрочную актуарную сбалансированность бюджета пенсионной системы.

Основными инструментами формирования, реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного страхования являются:

тарифно-бюджетная политика, в том числе изменение показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов федерального бюджета (регулирование объемов дефицита (профицита) бюджетов);параметрические изменения условий пенсионного страхования (требования к пенсионному возрасту, размеру страхуемого заработка и продолжительности страхового (трудового) стажа; к условиям реализации пенсионных выплат, определение ожидаемого периода выплаты пенсии и др.);формирование накопительной составляющей пенсионной системы, соотносимой с показателями развития финансового рынка и экономики страны в целом.

В этой связи в рамках Стратегии предлагаются основные принципы совершенствования тарифно-бюджетной политики, реформирования института досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере.

Министерство труда и социального развития РФ готовит стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России до 2050 г., в которой предлагается размер пенсии корреспондировать с заработком и трудовым стажем и таким образом регулировать возраст выхода на пенсию. На данный момент пенсионное законодательство говорит о том, что если человек получает пенсию, продолжая при этом работать, то пенсия каждый год пересчитывается и увеличивается.

Стоит обратить внимание на то, что прогнозная оценка развития пенсионной системы связана с прогнозом численности постоянного населения до 2030 г.

Проблемы реформирования пенсионной системы нельзя связывать только с фискальным аспектом, они с каждым годом всё больше привязаны к макроэкономической и системной проблемам всей экономики страны. Для эффективного использования методов и способов государственного реформирования пенсионной системы необходимо обращать внимание на факторы, сопровождающие ее развитие:

  • макроэкономические: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;

  • демографические: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения;

  • социально-трудовые: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;

  • собственно пенсионные: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п.

Данные факторы в какой-то степени выступают ограничителями при формировании экономических механизмов, которые влияют на пенсионную систему, они должны учитываться при разработке долгосрочной стратегии развития.

Развитая пенсионная система связана практически со всеми сферами жизни государства, поэтому для ее существования нужно развивать и связанные с ней области, начиная с государственного образования и адекватного ценностного ориентирования будущих поколений и заканчивая развитием финансового сектора.

России предстоит долгий и тяжелый путь для того, чтобы обустроить данные сферы, но это и неудивительно, учитывая всего лишь двадцатилетнюю историю существования рыночных отношений в современном их виде. Однако должна быть разработана четкая и последовательная программа реформ, которая будет затрагивать не только пенсионный сектор, но и смежные сферы общественной жизни.

В ближайшем будущем резкое и радикальное изменение системы неприемлемо, поскольку в России не созданы адекватные институциональные условия для функционирования накопительной пенсионной системы.

Нельзя проводить реформы, не создав для них благоприятной почвы.

Примером могут служить реформы пенсионной системы в латиноамериканских странах, которые так и не смогли поменять ментальность населения и вывести работников из теневого сектора экономики. На наш взгляд, полезным этапом формирования эффективной системы могло бы стать создание трехуровневой пенсионной системы. Эта система могла бы включать и развивающийся накопительный сектор, в котором главную роль могло бы играть негосударственное пенсионное обеспечение при адресной и точечной пенсионной и социальной поддержке со стороны государства. Упор стоит сделать на накопительный принцип функционирования пенсионной системы. В начале реформы государственная поддержка выполняла бы ключевую роль, поэтому начальные шаги были бы сделаны с использованием государственных структур и в рамках нынешней распределительной системы. Адресной поддержкой (т.е. «старой» пенсионной системой и мерами вроде «государственного софинансирования пенсии») обеспечивались бы только беднейшие слои населения, граждане, имеющие право на льготы (инвалиды, потерявшие кормильца в семье), а также те работники и пенсионеры, которые «не успевают» накопить достаточно пенсионных средств в рамках накопительной пенсионной системы. Вполне вероятно, что людей, требующих поддержки, окажется большинство. В таком случае стоит увеличить бюджетные вливания. Однако в отличие от нынешней ситуации эти деньги были бы потрачены не только на выплату пособий, но и на мероприятия, которые помогли бы повысить автономность системы (иными словами, способность системы функционировать без привлечения внешних средств). Такое увеличение затрат будет относительно краткосрочным. При правильном использовании бюджетных средств система не только перестанет расширять «дыру» в государственном бюджете, но и начнет приносить прибыль.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

2. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом.

3. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя. Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

4. Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти.

5. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.

6. Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) – уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему. [7]

Важнейшей составляющей дальнейших работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная проработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы, в процессе которой необходимо решить следующие основные вопросы:

1. Определение и закрепление места накопительного элемента в пенсионной системе России, сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы – распределительного и накопительного, - главный вопрос нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России, дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов.

2. Переосмысление роли и путей развития добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, предусматривающее:

- дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ - основной составляющей добровольного накопительного страхования в России, их успешное встраивание в новую пенсионную систему России и обеспечение заинтересованного участия работодателей;

- создание в рамках социального партнерства механизмов, гарантирующих с одной стороны соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя, а с другой стороны, позволяющих работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом;

- при определении принципов содействия развитию добровольных пенсионных накоплений граждан необходимо учесть опыт (в том числе и отрицательный) реализации программы государственного софинансирования, обеспечить распространение заложенных в ней принципов поддержки на другие формы добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, в том числе и с учетом окончания программы в 2013 году.

3. Дальнейшее совершенствование обязательного накопительного компонента пенсионной системы, предусматривающее, прежде всего:

- принятие федерального закона о выплатах накопительной пенсии;

- формирование системы страхования пенсионных накоплений, построенной на принципах государственно-частного партнерства;

- обеспечение действительного волеизъявления граждан при выборе места формирования пенсионных накоплений;

4. Дополнительные меры по развитию процессов инвестирования пенсионных накоплений, позволяющие обеспечить:

- сближение требований к инвестированию пенсионных накоплений и размещению пенсионных резервов и обеспечение эффективного использования пенсионных средств в экономике России.

Пенсионная система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости на работах с неблагоприятными условиями труда, будет более сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан.

Переход к формированию гражданами своих пенсионных прав в рамках добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения освободит пенсионную систему от решения задач, связанных с предоставлением пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников, а также позволит проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц.

Реализация предлагаемых мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:

  • оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;

  • обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера - до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;

  • создать условия для повышения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка не менее чем до 40% для лиц, выработавших нормативный стаж с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 - 50% (при 42 - 45-летнем трудовом стаже - до 55 - 70%).

Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с Российской Федерацией интеграционные проекты.

В нынешних демографических условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

  2. Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014)

  3. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014)

  4. Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  5. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" [3]

  6. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

  7. Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 г. // Режим доступа // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/

  8. Барабанов В.Н. Пенсионная реформа: вариант 2015[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.solidarnost.org/articles/articles_2902 [6]

  9. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник.// Дашков и К, 2009 г.

  10. Булин Д.И. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/ society/2013/12/131223_duma_pensions_reform_approved.shtml

  11. Все о льготах для пенсионеров. Справочник для населения. // Омега-Л.– 2014. – С.96. [1]

  12. Демина Е.В. Пенсионная реформа 2015 года: последние новости[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://god2015.com/novosti-2015/pensionnaya-reforma-2015-goda[2]

  13. Домчева Е. Пенсию разделят на две части. Электронный журнал «Пенсионное обозрение» www.pensionobserver.ru [5]

  14. Невинная И. Пенсия по расчету. Российская газета - Федеральный выпуск №6127 (151) [4]

  15. Общероссийский народный фронт. Людмила Швецова: Необходимо отложить принятие пакета законопроектов о пенсионной реформе на первое полугодие 2014 года. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://onf.ru. [7]

  16. Омельчук Т., Новая пенсионная реформа уменьшит размеры пенсий всех будущих пенсионеров // Информационно-аналитический портал AZERROS. – 19.09.2012.

  17. Основные направления бюджетной политики на 2012-2014// Официальный сайт Министерства финансов//www.minfin.ru.

  18. Потапенко В.В., Широв А.А., Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.macroforecast.ru/doc/shirov_potapenko.doc.

  19. Роик В.Д. Пенсионная система РФ: вызовы XXI века и пути модернизации// Питер. – 2012. – С. 256.

  20. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: Учебное пособие // Проспект. –2014.– С. 296

  21. Сулакшин С.С. О пенсионной реформе и либеральных шараханьях //Режим доступа -http://www.rusrand.ru/

  22. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2011.

Просмотров работы: 52665