ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Дефицит федерального бюджета в 2015-2016 годах ожидается более 500 миллиардов»-сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

«В проекте бюджета в 2015 году доходы составят около 14,7 триллионов рублей, расходы — 15,2 триллиона, дефицит в районе 500 с лишним миллиардов рублей. 2016 год: доходы — 15,7 триллиона рублей, расходы — около 16,3 триллиона рублей, дефицит — приблизительно в тех же рамках. Но это наши проектировки», — сказал он.1

На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял от трех и более процентов от величины валового внутреннего продукта. Впервые профицит, т. е. положительное сальдо государственного бюджета было достигнуто лишь в 2000 г. благодаря весьма благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.. Сейчас же в нашем бюджете снова существует дефицит. И это видно на рис 1.

Рисунок 1 - Дефицит /профицит бюджета в 2007-2016 годах2

Дефицит бюджета - это состояние государственного бюджета, при котором его расходная часть не перекрывается доходами. При этом возникает отрицательное сальдо. Данное состояние бюджета характерно для большинства государств с развитой экономикой и связано с инфляцией. Дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности. Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга.Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета соответствовала расходной. Такая ситуация называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

  • спад общественного производства,

  • завышенные расходы на реализации принятых социальных программ,

  • возросшие затраты на оборону,

  • рост «теневого» сектора экономики,

  • рост предельных издержек общественного производства,

  • массовый выпуск «пустых» денег.

Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.3

Рассмотрим причины сложившейся ситуации на примере России за 2007-2014 годы.

Наверное, самой главной причиной дефицита федерального бюджета 2008 года многие сейчас назовут мировой финансовый кризис. Кризис сильно повлиял на экономику нашей страны. Ведь накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. К тому же экономика нашей страны очень сильно зависит от цен на нефть на мировом рынке. Снижение цен на нефть с мая 2008 года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии. Также в августе 2008 года внес свой вклад и грузино-осетинский конфликт, породивший противостояние России и стран Запада и повлекший за собой отток иностранного капитала из страны.В 2008 году валютные резервы сократились на 45 млрд долл. США (а золотовалютные — на 51,7 млрд) и фактически перестали выполнять функцию источника денежного предложения. Их сокращение привело к серьезному замедлению денежного предложения. За 2008 год в России заметно снизилось количество выдаваемых кредитам населению и предприятиям. И все же в 2008 году мы видим достаточно большой профицит.

Но и кризис не закончился в 2008 году, а лишь набирал свои обороты. Самый сильный удар на экономику станы пришелся именно на 2009 год. Как заявил президент РФ Дмитрий Медведев в ежегодном послании парламенту: "Экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран".4

Российскому руководству в 2009 году не удалось в полной мере справиться с такой проблемой, как безработица, считает президент. Это сложная и комплексная проблема.

Еще одной нерешенной проблемой он считал то, что РФ в 2009 году не удалось снизить зависимость экономики от экспорта сырья. "У нас осталась прежняя экономическая система, за один год эту задачу не решить. С одной стороны, мы получаем больше денег от экспорта сырья, но с другой - провал в ценах на сырье негативно сказывается на нашей экономике", - подчеркнул глава государства.

Также одной из серьезных проблем Д.Медведев считал большое количество неконкурентоспособных предприятий в РФ. "Инновационное развитие производства должно быть приоритетным", - уверен он.

Главным поражением 2009 года Алексей Кудрин (в то время министр финансов) назвал снижение ВВП по итогам года на 8,5%, а главным достижением - выход российской экономики из рецессии в третьем квартале.

Поэтому бюджет 2010 года планировался с дефицитом в 2936,2 млрд.руб.

(см. рис.2).

Рисунок 2-Характеристика проекта федерального бюджета на 2010 год5

Объем ВВП России за 2010 год, по оценке Росстата, составил в текущих ценах 44,5 трлн. рублей. Реальный объем относительно 2009 года повысился на 4%. Таким был первоначальный прогноз Минэкономразвития на 2010 год. В 2009 году ВВП России провалился на 7,8%.

Драйверами роста стали объем добычи полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, свидетельствует Росстат. В текущих ценах в 2010 году объем добычи полезных ископаемых вырос на 4,8% по сравнению с 2009 годом, обрабатывающее производство — на 13,4%, услуги транспорта и связи прибавили 7%, оптовая и розничная торговля выросли на 4,5%.

Конечно, большой проблемой в РФ за 2010 год стали пожары летом, и большое количество государственных средств были потрачены на преодоление такой сложной ситуации. Но все же Россия медленно выходила из кризиса, который привел к такому дефициту. Соответственно и дефицит каждым годом уменьшался6(см. рис.3).

Рисунок 3-Основные параметры проекта федерального бюджета России на 2011 год7

Рисунок 4-Характеристика бюджета России на 2012 год8

При формировании федерального бюджета на 2011-2013 годы нормы Бюджетного кодекса, закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета,использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансирования федерального бюджета и формирования нефтегазового трансферта, были приостановлены до 1 января 2014 года в условиях прогнозируемого дефицита бюджета.

В связи тем,что в 2012-2014 годах сохранилась тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, снижения нефтегазовых доходов, использования средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета законом, принятым депутатами, предлагается приостановить эти нормы еще на один год-до 1 января 2015 года.

Рисунок 5-Характеристика бюджета России на 2013 год9

Дефицит федерального бюджета РФ в 2013 году составил 2,9%ВВП.

В течение следующих трех лет бюджет Росси будет находиться в дефиците. Например, в 2014 году доходы бюджета составят 13,52 трлн.руб, а расходы-13,847 трлн.руб. В связи этим внутренние займы в 2014 году дошли до 808,7 млрд.руб, а в 2015 году могут дойти до 1,147 трлн.руб, а в 2016 году- 1,24 трлн.руб. Согласно информации, ежегодные заимствования на внешнем рынке не должны превышать семь млрд.долларов. Госдолг, вероятно, увеличится с 12% ВВП до 14,3% ВВП в 2016 году.

Грядущие несколько лет ,по всей видимости, заставят государство «затянуть пояса». В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета .С 19,1% ВВП до 18,5% доходы снизились в 2014 году, а в 2016 году ожидается снижение до 18,3% ВВП. Это связано,прежде всего с предполагаемым снижением нефтегазовых доходов. И поэтому в грядущие годы расходы будут оптимизированы, а ресурсы перераспределены на наиболее приоритетные задачи- выполнение обязательств государства и финансовое обеспечение пенсионной системы.

Рисунок 6-Основные параметры бюджета РФ 2014-2016 годы10

По предварительной оценке РИАНОВОСТИ, дефицит государственного бюджета будет наращивать свои темпы. «Это связано с общим ухудшением экономической ситуации. Серьезные риски присутствуют не только сегодня ,но и в среднесрочной перспективе. Следует обязательно эти объективные ограничения учитывать ,прежде всего при прогнозировании доходной части бюджета. В случае увеличения бюджетного дефицита сверхпрогнозов нам нужно предусмотреть источники его погашения. При этом мы обязаны сохранять объем государственного долга на экономически безопасном уровне»-сообщил Д.Медведев.11

Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. А политика ежегодного балансирования бюджета непригодна для моделирования экономики на долговременной основе. Однако проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается и при создании эффективного рынка. Но она решается на гибкой основе долговременного развития.

Список литературы:

1.Русские новости. http///afn.by/news /I/ 181693

2. РИАНОВОСТИ.m.ria.ru/economy/

3.Подпорина.И. Современные проблемы бюджетного регулирования //Экономист,№7,2013.

4. Интерфакс.www.interfax.ru/Russia/109637

5/ Взгляд .Деловая газета. vz.ru/tags/1469

6 Строев.Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики//Вопросы экономики, №1, 2010.

7. РБК. top.rbc.ru/economics

8. Финам.www.finam.ru/analysis/asp

1 http///afn.by/news /I/ 181693

2 m.ria.ru/economy/ РИАНОВОСТИ

3 Подпорина.И. Современные проблемы бюджетного регулирования//Экономист,№7,2013.

4www.interfax.ru/Russia/109637

5 Взгляд .Деловая газета. vz.ru/tags/1469

6 Строев.Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики//Вопросы экономики, №1, 2010.

7 m.ria.ru/economy/ РИАНОВОСТИ

8 Взгляд .Деловая газета. vz.ru/tags/1469

9 m.ria.ru/economy/ РИАНОВОСТИ

10 m.ria.ru/economy/ РИАНОВОСТИ

11 top.rbc.ru/economics

12

Просмотров работы: 14826