КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.

Агуреева Д.В. 1
1Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. [5]

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики, федеральный бюджет - важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели - объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций. [6]

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственные пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества;

  • доходов от продажи имущества;

  • части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по установленным нормативам.

Таблица 1 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ на 01.11.2014г. [4]

Виды доходов

Консолидир.

бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Федерал. бюджет, млрд. руб.

Бюджеты ГВБФ, млрд. руб.

Бюджеты терр. ГВБФ, млрд. руб.

Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

Всего доходов

21 563,53

11 891,60

6 200,91

1 184,51

7 246,07

Налог на прибыль организаций

2 036,57

351,59

   

1 684,98

Налог на доходы физических лиц

2 088,32

7,71

   

2 080,60

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

3 825,19

 

4 166,51

0,05

0,00

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 821,46

1 816,32

   

5,14

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

819,03

423,20

   

395,84

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 395,45

1 394,19

   

1,26

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

297,10

     

297,10

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

856,16

     

856,16

Налог на добычу полезных ископаемых

2 437,17

2 401,00

   

36,17

Таможенные пошлины

3 762,89

3 762,26

   

0,64

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

0,00

36,50

2 081,93

1 182,70

1 313,79

Прочие

-1 601,00

1 698,83

-4 214,04

1,71

574,39

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной деятельности;

  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

  • государственная поддержка атомной энергетики;

  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

  • исследование и использование космического пространства;

  • формирование федеральной собственности;

  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

  • федеральная инвестиционная программа;

  • официальный статистический учет.

Таблица 2 - Исполнение федерального бюджета по расходам (ведомственная структура) на 01.11.2014 г. [4]

Наименование статьи расходов

Млрд. руб

Удельный

Вес, %

По всем разделам и подразделам

10 713,9

100

Социальная политика

2 823,9

26

Национальная оборона

1 942,1

18

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 542,4

14

Национальная экономика

1 431,7

13

Общегосударственные вопросы

707,2

9

Прочие расходы

2 266,6

21

Как показывают данные таблицы 2, основными расходными статьями федерального бюджета являются:

  • социальная политика;

  • национальная оборона;

  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов характеризуются низкой динамикой экономического развития, а в ряде сфер деятельности замедлением или падением темпов экономического роста, повышенным уровнем инфляции, увеличением просроченной задолженности по заработной плате, существенным ослаблением курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро на фоне сокращения международных резервов и увеличения оттока капитала из страны

из-за нестабильной международной ситуации, обусловившей ухудшение финансово-экономических условий для России в ряде сегментов мирового рынка.

По прогнозу, номинальный объем ВВП на 2014 год оценивается в размере 72 612,0 млрд. рублей, что на 1 119,0 млрд. рублей, или на 1,6 %, выше предусмотренного в статье 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (71 493,0 млрд. рублей), а с учетом Крымского федерального округа оценка ВВП составляет 72 793,0 млрд. рублей. Темп роста ВВП в 2014 году сохранен на уровне, учтенном в прогнозных расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениям), – 100,5 %, индекс-дефлятор ВВП увеличен с 106,6 % до 108,2 %, или на 1,6 процентного пункта. Индекс потребительских цен на 2014 год увеличен с 105,5 – 106,5 % (106 %), представленных в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениям), до 107 – 107,5 % (107,5 %). В статье 1 Федерального закона № 349-ФЗ (с изменениями) целевой параметр инфляции установлен на уровне 5 % (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года). [2]

Ожидаемая среднегодовая мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2014 году составляет 104 доллара США за баррель, что соответствует уровню, принятому в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ 104 доллара США за баррель), а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 321 доллар США за тыс. куб. метров, что на 30 долларов США за 1 тыс. кубических метров (на 8,5 %) ниже значения, принятого в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (351 доллар США за тыс. куб. метров).

Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [3] отмечала наличие рисков недостижения ожидаемого значения среднеконтрактной цены на природный газ по итогам 2014 года на уровне 351 доллара США за 1 тыс. м3, что подтверждается корректировкой в прогнозе в сторону снижения ожидаемого

значения среднеконтрактной цены на природный газ по итогам текущего года.

Прогнозируемый объем ВВП составит в 2015 году 77 306 млрд. рублей (77 498 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 101,2 % и индексе-дефляторе 105,2 %, в 2016 году – 83 001 млрд. рублей (83 208 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 102,3 % и индексе-дефляторе 104,9 % и в 2017 году – 89 839 млрд. рублей (90 063 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 103 % и индексе-дефляторе 105,1 %. При этом индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) планируется снизить с 105 – 106 % (105,5 %) в 2015 году до 104 – 105 % (104,5 %) в 2016 году и до 103,5 – 104,5 % (104 %) в 2017 году.

Согласно прогнозу внутренние условия на плановый период характеризуются:

  1. снижением инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года): с 5 – 6 % (5,5 %) в 2015 году до 4 – 5 % (4,5 %) в 2016 году и до 3,5 – 4,5 % (4 %) 2017 году (по оценке, 7 –7,5 % (7,5 %) в 2014 году);

  2. ослаблением курса рубля относительно доллара США: по прогнозу, среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю составит 37,2 – 38,2 (37,7) рубля за 1 доллар США в 2015 году, 38,2 – 39,2 (38,7) рубля за 1 доллар США в 2016 году и 39 – 40 (39,5) рублей за 1 доллар США в 2017 году (по оценке, 35,2 – 36,2 (35,7) рубля за 1 доллар США в 2014 году);

  3. снижением индекса реального эффективного обменного курса рубля (к

  4. предыдущему году): в 2015 году – 100,4 %, в 2016 году – 98,7 %, в 2017 году – 99,3 % (по оценке, 96,5 % в 2014 году);

  5. сокращением численности экономически активного населения с 71,8 млн. человек в 2015 году до 71,6 млн. человек в 2017 году (по оценке, 71,8 млн. человек в 2014 году).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ.

  2. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (02 декабря 2013 г.)

  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

  5. Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/

  6. Интернет ресурс http://www.glossary.ru/

Просмотров работы: 6534