Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. [5]
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.
С точки зрения экономической практики, федеральный бюджет - важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.
За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.
Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели - объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.
По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций. [6]
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственные пошлины.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
доходов от использования имущества;
доходов от продажи имущества;
части прибыли унитарных предприятий.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
прибыль Банка России;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по установленным нормативам.
Таблица 1 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ на 01.11.2014г. [4]
Виды доходов |
Консолидир. бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб. |
Федерал. бюджет, млрд. руб. |
Бюджеты ГВБФ, млрд. руб. |
Бюджеты терр. ГВБФ, млрд. руб. |
Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб. |
Всего доходов |
21 563,53 |
11 891,60 |
6 200,91 |
1 184,51 |
7 246,07 |
Налог на прибыль организаций |
2 036,57 |
351,59 |
1 684,98 |
||
Налог на доходы физических лиц |
2 088,32 |
7,71 |
2 080,60 |
||
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
3 825,19 |
4 166,51 |
0,05 |
0,00 |
|
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 821,46 |
1 816,32 |
5,14 |
||
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
819,03 |
423,20 |
395,84 |
||
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1 395,45 |
1 394,19 |
1,26 |
||
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
297,10 |
297,10 |
|||
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
856,16 |
856,16 |
|||
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 437,17 |
2 401,00 |
36,17 |
||
Таможенные пошлины |
3 762,89 |
3 762,26 |
0,64 |
||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
0,00 |
36,50 |
2 081,93 |
1 182,70 |
1 313,79 |
Прочие |
-1 601,00 |
1 698,83 |
-4 214,04 |
1,71 |
574,39 |
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности;
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
федеральная инвестиционная программа;
официальный статистический учет.
Таблица 2 - Исполнение федерального бюджета по расходам (ведомственная структура) на 01.11.2014 г. [4]
Наименование статьи расходов |
Млрд. руб |
Удельный Вес, % |
По всем разделам и подразделам |
10 713,9 |
100 |
Социальная политика |
2 823,9 |
26 |
Национальная оборона |
1 942,1 |
18 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 542,4 |
14 |
Национальная экономика |
1 431,7 |
13 |
Общегосударственные вопросы |
707,2 |
9 |
Прочие расходы |
2 266,6 |
21 |
Как показывают данные таблицы 2, основными расходными статьями федерального бюджета являются:
социальная политика;
национальная оборона;
национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов характеризуются низкой динамикой экономического развития, а в ряде сфер деятельности замедлением или падением темпов экономического роста, повышенным уровнем инфляции, увеличением просроченной задолженности по заработной плате, существенным ослаблением курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро на фоне сокращения международных резервов и увеличения оттока капитала из страны
из-за нестабильной международной ситуации, обусловившей ухудшение финансово-экономических условий для России в ряде сегментов мирового рынка.
По прогнозу, номинальный объем ВВП на 2014 год оценивается в размере 72 612,0 млрд. рублей, что на 1 119,0 млрд. рублей, или на 1,6 %, выше предусмотренного в статье 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (71 493,0 млрд. рублей), а с учетом Крымского федерального округа оценка ВВП составляет 72 793,0 млрд. рублей. Темп роста ВВП в 2014 году сохранен на уровне, учтенном в прогнозных расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениям), – 100,5 %, индекс-дефлятор ВВП увеличен с 106,6 % до 108,2 %, или на 1,6 процентного пункта. Индекс потребительских цен на 2014 год увеличен с 105,5 – 106,5 % (106 %), представленных в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениям), до 107 – 107,5 % (107,5 %). В статье 1 Федерального закона № 349-ФЗ (с изменениями) целевой параметр инфляции установлен на уровне 5 % (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года). [2]
Ожидаемая среднегодовая мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2014 году составляет 104 доллара США за баррель, что соответствует уровню, принятому в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ 104 доллара США за баррель), а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 321 доллар США за тыс. куб. метров, что на 30 долларов США за 1 тыс. кубических метров (на 8,5 %) ниже значения, принятого в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (351 доллар США за тыс. куб. метров).
Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [3] отмечала наличие рисков недостижения ожидаемого значения среднеконтрактной цены на природный газ по итогам 2014 года на уровне 351 доллара США за 1 тыс. м3, что подтверждается корректировкой в прогнозе в сторону снижения ожидаемого
значения среднеконтрактной цены на природный газ по итогам текущего года.
Прогнозируемый объем ВВП составит в 2015 году 77 306 млрд. рублей (77 498 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 101,2 % и индексе-дефляторе 105,2 %, в 2016 году – 83 001 млрд. рублей (83 208 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 102,3 % и индексе-дефляторе 104,9 % и в 2017 году – 89 839 млрд. рублей (90 063 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 103 % и индексе-дефляторе 105,1 %. При этом индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) планируется снизить с 105 – 106 % (105,5 %) в 2015 году до 104 – 105 % (104,5 %) в 2016 году и до 103,5 – 104,5 % (104 %) в 2017 году.
Согласно прогнозу внутренние условия на плановый период характеризуются:
снижением инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года): с 5 – 6 % (5,5 %) в 2015 году до 4 – 5 % (4,5 %) в 2016 году и до 3,5 – 4,5 % (4 %) 2017 году (по оценке, 7 –7,5 % (7,5 %) в 2014 году);
ослаблением курса рубля относительно доллара США: по прогнозу, среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю составит 37,2 – 38,2 (37,7) рубля за 1 доллар США в 2015 году, 38,2 – 39,2 (38,7) рубля за 1 доллар США в 2016 году и 39 – 40 (39,5) рублей за 1 доллар США в 2017 году (по оценке, 35,2 – 36,2 (35,7) рубля за 1 доллар США в 2014 году);
снижением индекса реального эффективного обменного курса рубля (к
предыдущему году): в 2015 году – 100,4 %, в 2016 году – 98,7 %, в 2017 году – 99,3 % (по оценке, 96,5 % в 2014 году);
сокращением численности экономически активного населения с 71,8 млн. человек в 2015 году до 71,6 млн. человек в 2017 году (по оценке, 71,8 млн. человек в 2014 году).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс РФ.
Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (02 декабря 2013 г.)
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/
Интернет ресурс http://www.glossary.ru/