СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ РФ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ РФ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первым суверенным фондом в Росси был Стабилизационный фонд — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд Российской Федерации был основан 1 января 2004 года, являлся частью федерального бюджета. Фонд призван был обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (которая была установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). [2]

Фонд должен был способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Фонд просуществовал до 2008 года, когда произошла его трансформация в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, ставшими современными суверенными фондами.

В настоящее время Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. В соответствии со ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.[1]

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Первоначально максимальный размер Резервного фонда был закреплен на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. В настоящее время действует норматив по величине фонда в размере 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.

Средства Резервного фонда могут использоваться на покрытие дефицита федерального бюджета (в предшествующей редакции Бюджетного кодекса – на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта – теперь это понятие из кодекса исключено) и досрочное погашение государственного долга РФ.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

В Резервный фонд поступают дополнительные нефтегазовые доходы, если накопленный объем средств фонда не достигает его нормативной величины. Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществлялся.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

В начале осени 2014 года Минфин России оценивал возможность пополнения Резервного фонда в 2014 году на сумму около 200 миллиардов рублей, однако уже в октябре в связи с падением цен на нефть министр финансов Силуанов заявлял, что такой возможности может и не быть.

В 2013 году Резервный фонд был пополнен на 212 миллиардов рублей за счет дополнительных нефтегазовых доходов. В 2014 году из-за неблагоприятной геополитической ситуации Минфин был вынужден отказаться от внешних заимствований и сократить внутренние. Нефтегазовые доходы, которые должны были быть направлены в Резервный фонд, пошли на замещение дефицита бюджета.

По состоянию на 1 декабря 2014 г. совокупный объем Резервного фонда составил 4,387 трлн. руб., что эквивалентно $88,94 млрд. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили $40,82 млрд., 31,39 млрд. евро, 5,76 млрд. фунтов стерлингов.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 30 ноября 2014 г. составила $0,59 млрд., что эквивалентно 29,15 млрд. руб.

Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 30 ноября 2014 г. составила 1,3 трлн. руб.[3]

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).[1]

Формируется Фонд национального благосостояния за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, если объем средств Резервного фонда достигает нормативной величины, указанной нами ранее, а также доходов от управления средствами фонда.

По состоянию на 1 декабря 2014 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 3,944 трлн. руб., что эквивалентно $79,97 млрд., в том числе:

1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России размещено $24,42 млрд., 23,97 млрд. евро, 4,35 млрд. фунтов стерлингов;

2) на депозитах во "Внешэкономбанке" размещено 234,98 млрд. руб. и $6,25 млрд.;

3) в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения правительства РФ, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности, размещено $3,00 млрд.;

4) в привилегированные акции кредитных организаций размещено 239,04 млрд. руб.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 30 ноября 2014 г. составила $0,43 млрд., что эквивалентно 21,28 млрд. руб.

Курсовая разница от переоценки средств фонда за период с 1 января по 30 ноября 2014 г. составила 1,056 трлн. руб., в том числе:

- по остаткам средств на счетах в иностранной валюте в Банке России - 902,36 млрд. руб.;

- по средствам, размещенным на депозитах в долларах США во "Внешэкономбанке"- 103,77 млрд. руб.;

- по средствам, размещенным в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения правительства РФ, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности, - 49,78 млрд. руб.

Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во "Внешэкономбанке" с января по ноябрь 2014 г. составил 44,38 млрд. руб., что эквивалентно $1,22 млрд. [3]

В Бюджете для граждан на 2015-2017 годы представлены данные о покрытии дефицита федерального бюджета (см. табл.1).

Таблица 1 – Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2017 гг.[4]

Согласно закону о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годы, средства суверенных фондов запланированы в следующих размерах (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Прогноз объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, млрд.руб.[4]

В 2015-2017 годах ожидается рост объема Резервного фонда только за счет положительной курсовой разницы и зачисления в фонд в 2017 году доходов от управления средствами Резервного фонда, так как дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета планируется использовать на замещение государственных заимствований Российской Федерации. Увеличение объема Фонда национального благосостояния в 2015–2017 годах прогнозируется за счет положительной курсовой разницы и зачисления в фонд в 2016–2017 годах доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»

  3. ИСТОЧНИК, откуда Вы брали цифры

  4. Бюджет для граждан на 2015-2017 годы

Просмотров работы: 9364