ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Сидякина О.И. 1, Сидякин М.И. 1
1Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России активно ведется переход к бюджетированию, ориентированному на результат (далее – БОР). В современной литературе существует несколько точек зрения на это понятие. В частности, под бюджетированием, ориентированным на результат понимается система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. 1

Основным инструментом, который используется при переходе к БОР, - это долгосрочное бюджетное планирование и прогнозирование. Активное использование этого метода началось после 2004 года, когда было объявлено начало бюджетной реформы. Еще более активно стали разрабатываться разного рода концепции стратегического развития не только Российской Федерации, но и всех регионов.

До начала бюджетной реформы, нацеленной на переход к программно-целевому методу планирования, на всех уровнях власти сложилась ситуация, при которой через действующие федеральные и региональные целевые программы проходило менее 10% расходов бюджетов, что весьма осложняло данное планирование. Поэтому решено было ввести новый инструмент планирования, который позволит проводить через себя большинство расходов бюджетов всех уровней. Такой инструмент был назван государственной программой. Рассмотрим основные различия между данными понятиями на примере Ростовской области.

Областные долгосрочные целевые программы Ростовской области представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития как федерации, так и каждого региона, а также инновационное развитие экономики указанных субъектов бюджетного процесса.

Государственная программа Ростовской области – это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Как видно уже из вышеуказанных определений, государственная программа подразумевает под собой не только систему мероприятий, направленных на достижение определенного показателя, но и систему мер государственного регулирования, в которые могут быть включены налоговые льготы, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов и пр. в зависимости от специфики государственной программы.

Мы считаем необходимым проанализировать отличия в основополагающих элементах государственной программы Ростовской области и областной долгосрочной целевой программы Ростовской области (таблица 1), Требования к государственной программе утверждены Постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области».2

Таблица 1

Сравнительная характеристика государственной программы Ростовской области и областной долгосрочной целевой программы Ростовской области

Государственная программа Ростовской области

Областная долгосрочная целевая программа Ростовской области

паспорт государственной программы Ростовской области

Паспорт целевой программы

характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Ростовской области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы

Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа

приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Ростовской области, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Ростовской области и планируемые показатели по итогам реализации государственной программы

Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере

 

сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей

 

перечень основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, перечни инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в государственной собственности Ростовской области, муниципальной собственности), сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателя (индикатора) государственной программы, а также иные сведения в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации государственной программы, которые утверждаются министерством экономического развития Ростовской области по согласованию с министерством финансов Ростовской области

Мероприятия целевой программы

основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов

 

перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы

 

информацию по ресурсному обеспечению государственной программы за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет, средств местных бюджетов и внебюджетных источников(с расшифровкой по подпрограммам, основным мероприятиям подпрограмм, мероприятиям ведомственных целевых программ, главным распорядителям средств областного бюджета, а также по годам реализации государственной программы)

Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы

описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы

 

методика оценки эффективности государственной программы

 
 

Механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы

порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников государственной программы по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ

 

прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (в случае оказания областными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам)

 

обоснование необходимости применения налоговых, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации (в случае их использования)

 

объем ассигнований, имеющий документальное подтверждение участников государственной программы, обеспечивающих дополнительные источники финансирования (в случае реализации отдельных мероприятий государственной программы за счет внебюджетных источников финансирования)

 

Как видно из таблицы, государственная программа Ростовской области является намного более детализированным и проработанным способом долгосрочного бюджетного планирования.

После перехода на программный бюджет через государственные программы финансируется 99,9 % расходов областного бюджета Ростовской области. Это позволяет отследить финансирование наиболее точно и прозрачно.

Переход к программно-целевому методу планирования имеет множество положительных сторон в плане прозрачности расходования бюджетных средств, урегулированности взаимоотношений между всеми публично-правовыми образованиями, участниками какого-либо бюджетного правоотношения, долгосрочности планирования и целесообразности расходования средств областного бюджета и пр. Но наряду с преимуществами есть и очевидные недостатки, такие как:

  • Дискуссионность вопроса о выборе метода оценки эффективности государственных программ;

  • Несвоевременность доведения получателям бюджетных средств информации об объемах ассигнований, предусмотренных на финансирование различных мероприятий государственных программ;

  • Ограничение по финансированию непредвиденных или вновь образовавшихся расходов, в части направления финансирования на новый объект только после включения его в государственную программу;

  • Проблемы методологического характера в части приведения в соответствие бюджетов муниципальных образований Ростовской области с областным бюджетом, в случае, если изменения, внесенные в закон о бюджете не отражены в государственной программе.

Подводя итог, отметим, что государственная программа является универсальным инструментом долгосрочного планирования, но так как практика применения данного инструмента очень невелика, еще существует ряд вопросов, которые требуют дальнейшей проработки. В связи с этим, этот механизм будет совершенствоваться в дальнейшем, начиная с 2015 года.

Список литературы:

  1. О. В. Макашина «Бюджетирование, ориентированное на результат»// Вестник ИГЭУ – 2008 - №1 – с. 1

  2. Постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» //Правовая система «Консультант+»

1 О. В. Макашина «Бюджетирование, ориентированное на результат»// Вестник ИГЭУ – 2008 - №1 – с. 1

2 Постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» //Правовая система «Консультант+»

Просмотров работы: 2277