АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ

Баштыгова М.Т. 1
1Ростовский Государственный Экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена в обществе имела место социальная дифференциация: были богатые и были бедные, которым нужна была помощь. Для поддержания социального равновесия необходим был контроль со стороны государства, целью которого было бы распределить денежные ресурсы в стране таким образом, чтобы социально-слабые слои населения получали поддержку. Для реализации такой поддержки и существует социальная политика.

Социальная политика - это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и материальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.1

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти и финансируется из государственного бюджета.

За основу возьмем 2008 год и проследим динамику изменения изучаемой расходной части бюджета (см. таблицу 1).

Таблица 1- Расходы федерального бюджета России на социальную политику2Изобразим графически имеющиеся данные на рис.1.

Рисунок 1 - Изменения расходов из федерального бюджета на социальную политику

Нельзя не заметить, что расходы на социальную политику за последние годы значительно выросли. 3-4%, что выделялись из бюджета в 2008-2010 годах, возросли вплоть до 28-30%. По данным на 1.11.14 г расходы на социальную политику занимают 25% от всего исполнения расходов федерального бюджета, что в денежном выражении равно 19362,33 млрд. руб. Для наглядности укажем, что предшествовавшие 2-3% соответствовали приблизительно 2500 млрд. руб.

Данные наблюдения подтвердим графическими иллюстрациями диаграмм расходов бюджета РФ за 2008 и 2014 годы (см. рис.2-3).

Рисунок 2 - Расходы федерального бюджета за 2008 год

Рисунок 3 - Расходы федерального бюджета за 2014 год

Эффективность российской социальной политики считаем рациональным оценить методом сравнения со странами, чье положение по экономическим и политическим показателям опережает Россию. Для этого, например, мы выберем Германию, - одну из немногих стран, что славится высокой социальной защитой и широким спектром возможностей развития человеческого капитала.

Таблица 2 - Расходы из федерального бюджета Германии за 2012 год3

Как мы видим, в 2012 году на социальную политику Германия расходовала 41,3% всей расходной части бюджета – в противовес 30% нашего бюджета, притом, что данный показатель был максимальным в российской практике. Рассмотрим конкретные суммы: в 2012 году немецкое правительство выделяло на социальные нужды 126,5 млрд. евро, что в рублях на тот момент равнялось 5186,5 млрд. руб. Данная сумма вдвое больше размера выплат на социальную политику в предшествовавшие годы, однако в 4 раза меньше выплатам в 2012 году, что немало радует. Все это с учетом такого важного фактора как численность населения.

Чтобы дать реальную оценку выявленным числам конкретизируем данные на каком-нибудь примере. И для этого мы решили сравнить пособия матерей-одиночек в обеих рассматриваемых странах.

Начнем с России. Размер пособия матери-одиночки зависит от различных факторов и варьируется в нашей стране в пределах от 340 руб. до 6400 руб. максимум.4

Что же касается Германии, то здесь нам помогут следующие данные в таблице:

Таблица 3 - Ставка пособий Германии в 2014 году5

391€= 26588руб., что в среднем в 50-60 раз превышает российские пособия матерям-одиночкам.

Проведенный в статье анализ показал, что социальное обеспечение России меркнет на фоне с лидирующими странами: пособия маленькие, выплаты из федерального бюджета ниже, чем в других странах, социально нуждающимся в нашей стране живется в разы хуже. Однако нельзя не заметить, что российская экономика не стоит на месте, наша страна развивается, и с годами это развитие берет обороты. Почти в 10 раз увеличились расходы из бюджета на социальную политику в 2011 году. Материнский капитал в 2015 году вырос до 453 026 руб. В 2011 году его сумма составляла 365 698,4 рублей.6

На своем же примере можем выделить и рост стипендий нуждающимся: в 2012 году она возросла более чем на 10 тыс. руб.

Итак, как можно заметить, совершенствование социальной политики в 2012 году значительно уменьшило пропасть между нашей страной и ведущими странами Запада. С уверенностью можно заявить, что перешагнув все препятствия и продолжив улучшение экономики нашей страны, мы сможем занять лидирующие позиции в мировом рейтинге, но спустя какое-то время. Главное приложить усилия и не останавливаться на достигнутом.

Список использованной литературы:

  1. Википедия — свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org

  2. Единый портал бюджетной системы РФ - http://www.budget.gov.ru

  3. http://www.burokratam-net.ru

  4. http://www.ptr-vlad.ru

  5. http://www.focus.de

  6. Электронная газета «Русская Германия» - http://www.rg-rb.de

1 https://ru.wikipedia.org

2 http://budget.gov.ru

3 http://www.focus.de

4 http://www.burokratam-net.ru

5 http://www.rg-rb.de

6 http://www.ptr-vlad.ru

Просмотров работы: 5088