ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В ФИНАНСИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В ФИНАНСИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНЕ.

Костина А.А. 1
1Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. В результате реализации Областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008-2010 годы" и Областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта на 2011-2014 годы" в Ростовской области значительно улучшены организационная структура управления физкультурно-спортивным движением и материальная база для занятий физической культурой и спортом.

Установлено, что расходы региона на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан Ростовской области.

Структура управления физкультурно-спортивной отраслью в Ростовской области представлена сетью из 114 учреждений спортивной направленности, из них: 66 - детско-юношеские спортивные школы, 44 - специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, одно училище олимпийского резерва, три центра спортивной подготовки.

Министерством спорта Российской Федерации определены 23 базовых олимпийских вида спорта, развиваемых в Ростовской области, и 3 паралимпийских и сурдоолимпийских вида.

Практически по всем ключевым показателям наблюдается устойчивый рост, свидетельствующий о позитивных изменениях в системе управления физической культурой и спортом. В результате реализации Областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011-2014 годы" (далее - ОДЦП на 2011-2014 годы) на территории Ростовской области оптимизирована организационная структура управления физкультурно-спортивной отраслью и значительно улучшена материальная база для занятий физической культурой и спортом. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 2009 года по 2011 год увеличился с 21,2 до 24 процентов.

В середине прошлого десятилетия в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации и Ростовской области, в частности, возник комплекс проблем.

Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения, что является результатом влияния таких негативных факторов физкультурно-спортивной отрасли, как:

Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время всего 24 процента жителей Ростовской области занимаются систематически физической культурой и спортом.

Второй проблемой является наличие недостаточно эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Ростовской области, в том числе дефицит высококвалифицированных, профессиональных кадров.

За последние годы отмечен рост численности работников отрасли физической культуры и спорта. Это связано в первую очередь со сдачей в эксплуатацию новых спортивных сооружений, а также с введением в организациях, учреждениях, предприятиях Ростовской области дополнительных ставок спортинструкторов. Вместе с тем отрасль испытывает недостаток тренеров-преподавателей.

Третьей проблемой является отток спортсменов Ростовской области в другие субъекты Российской Федерации, предлагающие более выгодные финансовые условия, а также лучшие условия для обеспечения учебно-тренировочного процесса. Это связанно с усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений.

Четвертой проблемой является низкая привлекательность отрасли для частных инвесторов на фоне дефицита бюджетного финансирования, обеспечивающего целевые показатели развития сферы физической культуры и спорта.

Пятой проблемой является несовершенство действующих законодательных актов всех уровней, прежде всего федеральных, не позволяющих создать необходимые условия для функционирования и развития учреждений спортивной направленности.

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Ростовской области определены:

1) удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (на первом этапе - 31,1 процента и на втором этапе - 40 процентов);

2) доля учащихся (общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования, вузов, учреждений дополнительного образования спортивной направленности), занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений (на первом этапе - 91,6 процента и на втором этапе - 91,8 процента);

3) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - 3,9 процента и на втором этапе - 4,0 процента);

4) численность занимающихся в специализированных спортивных учреждениях в общей численности детей 6-15 лет (на первом этапе - 77600 человек и на втором этапе - 77700 человек);

5) обеспеченность спортивными сооружениями (на первом этапе - 9443 единицы и на втором этапе - 9500 единиц);

6) завоевание спортсменами Ростовской области на чемпионатах, первенствах, кубках мира и Европы медалей разного достоинства (на первом этапе - 100 медалей и на втором этапе - 103 медали).

Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:

  • реализация информационно-пропагандистских кампаний, в том числе в рамках подготовки и проведения Всемирной летней универсиады в 2013 году в г. Казани (проведение на территории Ростовской области "Эстафеты огня Универсиады"); в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (проведение на территории Ростовской области "Эстафеты олимпийского и паралимпийского огня"), II Летние юношеские олимпийские игры 2014 года, XXXI Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро, чемпионата мира по футболу 2018 года;

  • использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;

  • активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;

Проанализируем основные положения программ в Ростовской области. Областная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 – 2014 годы».

Основными задачами программы являются:

  • вовлечение жителей Ростовской области различного возраста, состояния здоровья и социального положения в регулярные занятия физической культурой и спортом и приобщение их к здоровому образу жизни;

  • повышение интереса населения Ростовской области к занятиям физической культурой и спортом;

  • разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

  • развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;

  • развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

  • повышение эффективности и качества работы, укрепление материально-технической базы государственных учреждений спортивной направленности, подведомственных министерству по физической культуре и спорту Ростовской области;

  • развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского, паралимпийского и сурдлимпийского резерва;

  • создание условий для подготовки спортсменов высокого класса Ростовской области к всероссийским и международным соревнованиям;

  • развитие игровых видов спорта;

  • содействие обеспечению общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями».

Общий объем финансирования программы составил –7 933 502,0 тыс. рублей (см. табл. 1).

Таблица 1- объемы и источники финансирования ОДЦП «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 – 2014 годы».

 

2011

2012

2013

2014

Всего (тыс. рублей)

Общий объем финансирования

1 512 259,6

2 169 928,8

2 400 725,9

1 850 587,7

7 933 502,0

Средства федерального бюджета

97 918,5

310 959,1

-

-

408 877,6

Средства областного бюджета

1 398 281,4

1 912 508,9

1 616 666,3

1 667 397,7

6 594 854,3

Средства местных бюджетов

8 099,7

39 785,5

39 976,5

45 690,0

133 551,7

Внебюджетные средства

7 960,0

69 388,0

805 672,0

191 980,0

1 075 000,0

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» и Соглашением от 01.02.2011 № 25 между Ростовской областью и Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

1. Увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 30,0% (около 315,0 тыс. человек).

2. Увеличение удельного веса детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности (в общей численности детей и молодежи), до 60,0%.

3. Увеличение удельного веса детей в возрасте 6-15 лет, систематически занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, до 30,0%.

4. Увеличение количественного показателя спортивных сооружений на территории города из расчета 184,6 ед. на 100,0 тыс. населения.

Теперь рассмотрим Государственную программу Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 г.».

Задачами данной программы являются:

  • повышение мотивации граждан Ростовской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;

  • обеспечение успешного выступления российских спортсменов Ростовской области на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта Ростовской области, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

  • проведение на высоком организационном уровне подготовки Ростовской области к чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации.

Общий объем финансирования программы составил – 13 070 184,9 тыс. рублей (см. табл. 2).

Таблица 2 - объемы и источники финансирования Государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 г.».

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего,

тыс. рублей

Общий объем финансирования

3 168 389,8

1 648 348,3

3 168 389,8

1 689 596,3

1 790 734,20

1 599 523,70

1 599 523,70

13 070 184,9

Средства областного бюджета

3 065 962,5

1 610 452,6

1 529 825,5

1 641 579,6

1 754 158,7

1 564 358,7

1 564 358,7

12 730 696,3

Средства местных бюджетов

68 322,5

3 418,9

9 078,4

12 851,7

1410,5

-

-

95 082,0

Внебюджетные средства

34 104,8

34 476,8

35 165,0

35 165,0

35 165,0

35 165,0

35 165,0

244 406,6

Отметим, что в 2014 году в составе средств областного бюджета запланированы безвозмездные поступления за счет средств федерального бюджета на сумму – 405 216,9 тыс. рублей.

Если сравнить данные 2014 года по ОДЦП «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 – 2014 годы» и Государственной программе Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 г.», то можно увидеть, что в Государственной программе выделяется больше средств:

  • Общий объем финансирования – на 1317802,1 тыс. руб.;

  • Средства областного бюджета – на 1398564,8 тыс.руб.;

  • Средства местных бюджетов – на 22632,5 тыс.руб.

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению в рамках формирования проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

На реализацию мероприятий государственной программы планируется привлекать субсидии из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7, в том числе подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы».

В государственной программе в отличие от ОДЦП ожидаются следующие результаты:

  • устойчивое развитие физической культуры и спорта в Ростовской области, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта;

  • привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан Ростовской области;

  • достижение спортсменами Ростовской области высоких спортивных результатов на международных спортивных соревнованиях и конкурентоспособности спорта Ростовской области, а также успешному проведению в Ростовской области чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации.

Особую роль в популяризации физической культуры и спорта призваны сыграть чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубок конфедераций ФИФА 2017 года. Успешная организация этих мероприятий открывает уникальные возможности для обновления облика Ростовской области посредством повышения ее туристической привлекательности, проведения комплексных инфраструктурных преобразований в сферах транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, гостиничного бизнеса, телекоммуникаций.

Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

  • недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

  • несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;

  • отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

Государственная программа Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 г.» нацелена на решение данных проблем.

Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период.

Список литературы:

  1. Областная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 – 2014 годы» (Утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 07.09.2010 № 168);

  2. Государственная программа Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 г.» (Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 591).

Просмотров работы: 917