Коррупция и борьба с ней
Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента с борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.
Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается.
По признанию Президента РФ В.В. Путина, одной из самых тяжёлых болезней нашего государства и общества в настоящее время является коррупция. Она приобрела такие масштабы, стала столь массовой, что теперь реально угрожает не только благополучию отдельных граждан, не только экономическому развитию, но и политической стабильности и безопасности государства.
Формы коррупции бесконечно разнообразны: от получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий, коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов за вознаграждение и т. п. Наиболее типичные проявления коррупции — подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений).
В Следственном комитете Российской Федерации расследуется подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности, а работа в сфере противодействия коррупции рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности.
За 9 месяцев 2013 года в производстве следователей Следственного комитета находилось около 30 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что на 4 тысячи больше, чем за весь период 2012 года. Окончено расследование по 9 280 уголовным делам. Направлено в суд 7 861 уголовное дело о преступлениях коррупционной направленности. Из них 45 уголовных дел – в отношении организованных групп (за весь период 2012 г. – 36) и 3 – в отношении преступных сообществ (преступных организаций), совершивших коррупционные преступления.
Количество коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам, совершенных должностными лицами за 9 месяцев 2013 года, составило 19 011 (за весь период 2012 г. – 21 263).
Следственными органами Следственного комитета по направленным в суд уголовным делам в текущем году за совершение преступлений коррупционной направленности привлекались в качестве обвиняемых и лица, обладающие особым правовым статусом: депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации – 9 (2012 г. – 10); представители органов исполнительной власти – 52 (2012 г. – 56); представители органов местного самоуправления – 771 (2012 г. – 840); судьи и представители органов судебной власти – 15 (2012 г. – 14); прокуроры (их заместители) и помощники прокуроров – 11 (2012 г. – 14); сотрудники Следственного комитета – 11 (2012 г. – 14); сотрудники МВД России – 987 (2012 г. – 1268); сотрудники органов ФСКН России – 64 (2012 г. – 65).
За 9 месяцев 2013 года в следственные органы Следственного комитета поступило 37 086 сообщений о коррупционных преступлениях (за весь период прошлого года – 42 052), в 24 018 случаях приняты решения о возбуждении уголовных дел. При этом в Следственном комитете расследованы уголовные дела в отношении сотен чиновников различного ранга по всей стране, в том числе весьма высокопоставленных.
В анализируемый период 2013 года следственные органы Следственного комитета до направления уголовного дела в суд проводили работу по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности государству, гражданам и юридическим лицам. Размер причинённого ущерба составил 9,3 млрд. рублей, возмещено 3,8 млрд. рублей или 40,8% (при этом за этот же период 2012 г. ущерб – 7,9 млрд. рублей, возмещено 1,2 млрд. рублей – 15,8%). Наложен арест на имущество на сумму 3,9 млрд. рублей.
Эффективная борьба с коррупцией предполагает решение ряда задач теоретического, методологического и организационного характера.
Российская Федерация участвует в различных программах по борьбе с коррупцией. 8 марта 2006 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приняла на себя ряд обязательств по имплементации антикоррупционных механизмов.
Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. В 2011 году в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки. УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки.
Необходимо более чёткое юридическое толкование коррупции, понимание её природы. Борьбу с коррупцией должен возглавить главный субъект управления страной — Президент. И он её возглавил.
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции", образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Решение об образовании Совета – несомненный шаг вперед в развитии государственной системы противодействия коррупции. То, что эта проблема взята под личный контроль Президента страны, само по себе придаст мощный импульс к усилению борьбы с этим опасным явлением.Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов исполнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.
В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.
Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.
Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.
Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.
· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования.
· Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников.
· Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.
· Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов.
· Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.
· Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.
· Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.
Список литературы
Кардаполова Т.Ф., Руденкин В.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Екатеринбург УИЭУиП. 2012г.
Катаев Н.А. Сердюк Л.В. Коррупция. – Уфа, 2011г.
Дементьев А.С. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией. Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 2013, Т.1, с.25.
Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Под ред. Лунева В.В. М., Юристъ 2011 г.
Граждан В. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // "Власть" 12’2012
Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2011, № 50
Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции Общественные науки и современность, 2012, № 6
Симония Н. Особенности национальной коррупции // Свободная мысль - XXI, 2013, № 7