ПРОБЛЕМЫ БАЛАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ БАЛАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами определяется дефицит или профицит бюджета (см. рис. 1).

Рисунок 1.Виды бюджета и методы его балансирования.[1]

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектами управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение его профицита в следующей последовательности:

• сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

• предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Причины образования бюджетного дефицита:

– рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

– чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к дополнительным источникам;

– кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Уровень дефицита бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или ВНП:

Удеф1 = (Р – Д) / Р

Удеф 2= (Р – Д) *100 / ВНП ,

где Удеф1—уровень дефицита по расходам, коэф.;

Удеф2 — уровень дефицита по валовому национальному продукту (%); Р — абсолютные расходы бюджета, руб.; Д — абсолютные доходы бюджета, руб.; ВНП — валовой национальный продукт, руб.

Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2–3 % от ВНП.

Различают фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит — это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит — это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета.

1. Теория ежегодного балансирования предполагает ежегодное уравнивание доходов и расходов, когда сальдо бюджета равно нулю. До разработки теории кейнсианства (Дж.М. Кейнс) этот подход считался основой здоровых финансов страны. Ежегодный секвестр как приведение текущих расходов в соответствие с текущими доходами бюджета, в итоге означает сокращение совокупных доходов: заработной платы государственных служащих, льгот по налогообложению.

2. Теория циклического балансирования бюджета. Основная идея этого подхода состоит в том, что нет необходимости балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (5–7 лет). В период рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики.

3. Теория функционализма. Функциональный подход к проблеме не предполагает балансирования бюджета. Сторонники теории рассматривают бюджет как инструмент социально-экономического развития. Если при дефиците достигается экономический рост и растет благосостояние людей, то пусть существует бюджетный дефицит.

В целях регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации разработаны Правила налогово-бюджетной политики, призванные сократить и предупредить бюджетный дефицит (см. рис. 2).

Рисунок 2. Правила налогово-бюджетной политики в отношении бюджетного дефицита.[1]

Финансово-экономическая наука разработала два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

эмиссионный способ финансирования или выпуск в обращение новых денег, в мировой практике — «сеньораж»;

неэмиссионный способ финансирования — это займы, кредиты, ссуды (внутренние и/или внешние).

Применение первого способа усиливает присущую современному периоду развития общества инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Применение второго способа позволяет сократить дефицит бюджета, но не дает положительного эффекта в социально-экономическом развитии. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц — покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. В Российской Федерации финансирование дефицита государственного бюджета отражается в блоке бюджетной классификации «Финансирование бюджета» и включает изменение объема обязательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов государственного управления. Заимствование государственных финансов согласно международным стандартам статистики не относится к доходам, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

Итак, с точки зрения финансирования, дефицит можно определить по формуле:

Деф = З – Пд + Ост ,

где Деф — дефицит, ден.ед.; З — заимствования, ден.ед.; Пд — суммы погашения долгов, ден. ед.; Ост — уменьшение остатков ликвидных финансовых средств, ден. ед.

Формами финансирования государственного бюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестирования доходов. Бюджетным кодексом определены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета. Так, ст. 94 Бюджетного кодекса РФ указывает, что источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  1. Внутренние источники в следующих формах:

• кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации (в руб.);

• государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

  1. Внешние источники в следующих формах:

• государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• кредиты правительств иностранных государств, иностранных юридических лиц, международных финансовых организаций;

• кредиты кредитных организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77 498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5%. Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2017 годы.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составляет 15 082,4 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета - 344,3 млрд. рублей, объем расходов - 15 513,1 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета определен в объеме 430,7 млрд. рублей (см. табл. 1).

Таблица 1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2015 год.

Наименование

Сумма

тыс. руб.

Удельный вес, %

1

2

3

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

430718643,0

100%

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

367419272,3

85%

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение (с учетом использования дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона)

279 987 250,2

279987250,2

65%

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года

19 711 050,6

19711050,6

4%

В том числе:

изменение остатков средств Фонда национального благосостояния

19 711 050,6

19711050,6

4%

Иные источники внутреннего финансирования дефицита

федерального бюджета

67 720 971,5

67720971,5

16%

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

63299370,7

15%

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение

139 337 933,3

139337933,3

32%

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц

-22 803 926,6

-22803926,6

-5%

Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

-53 234 636,0

-53234636,0

-12%

Минфин РФ скорректировал основные характеристики федерального бюджета на 2015-2017 годы, пересмотрев уровень дефицита на 2015 год в сторону увеличения — до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП. Дефицит на 2016-2017 годы планируется в объеме 0,6% ВВП.

Таблица 2. Основные характеристики федерального бюджета на 2013-2017 годы.

В 2014 - 2017 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,9% ВВП в 2014 году до 19,6% в 2015 году и до 18,1% ВВП к 2017 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов.

Объем нефтегазовых доходов снижается с 9,9% ВВП в 2015 году до 8,4% ВВП в 2017 году, а ненефтегазовых остается на уровне 9,7% ВВП.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.

Объем ненефтегазовых доходов сформирован с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя меры по сокращению теневого сектора экономики, реализации ряда дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2015 году на 138,4 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 65,3 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 116,7 млрд. рублей (0,1% ВВП).

Дефицит бюджета РФ в 2015 году будет существенно больше запланированных 0,6% ВВП, в 2016-2017 годах власти рассчитывают выйти на сбалансированный бюджет, заявил в Совете Федерации глава Минфина РФ Антон Силуанов.[7]

"В следующем году, очевидно, что при снижении доходов по сравнению с тем, что у нас было запланировано, и сохранении расходов, мы в следующем году будем предлагать определиться более жестко по приоритетам и часть расходов, все-таки оптимизировать, оставить основные", — сказал Силуанов. "Социальные мы вообще не будем трогать", —подчеркнул он.

В 2016-2017 годах, по словам министра, правительство намерено принять некие нормативные решения, чтобы такого дефицита бюджета, как в 2015 году, не было. "Мы должны выйти на минимизацию дисбаланса бюджета, чтобы обеспечить устойчивость государственных финансов", — подчеркнул Силуанов.

Минфин России видит перед собой задачу достижения сбалансированного бюджета страны к 2017 г. при цене на нефть в $70 за баррель, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов.[2]

При среднегодовой цене на нефть в $60 за баррель дефицит бюджета в 2015 г. может превысить 3% ВВП, а падение экономики составить порядка 4%, рассказал Силуанов. В этих условиях курс доллара составит 51 руб., сказал министр.

«С моей точки зрения фискальный разрыв, который возникает, — это порядка 2 триллионов рублей», — сказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, отвечая на вопрос о прогнозе по дефициту бюджета в 2015 году.[9]

Он уточнил, что такой расчет будет верен при прогнозной цене нефти 60 долларов за баррель.

«Примерно 1,5 триллиона рублей — это именно разрыв по доходам. И примерно миллиардов 400-500 — это дополнительные расходы, связанные с индексацией (пенсий и социальных выплат — ред.) прежде всего», — пояснил министр.

Таким образом, одной из сложнейших проблем современной бюджетной политики России является проблема балансирования федерального бюджета, особое значение при этом считаем необходимым придать повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Список литературы

  1. Белоножко М. Л. , Скифская А. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник СПб: ИЦ "Интермедия", 2014 49-52

  2. Грицюк Т. В., Котилко В. В., Лексин И. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебно-методическое пособие М.: Финансы и статистика, 2013 г. 332-338.

  3. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник М.: Дашков и Ко, 2014 с 124-127

  1. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145 (с изм. и доп.)

  3. Основные направления бюджетной политики на 2015-2017 годы.

  4. URL: http://ria.ru/economy/20141225/1040084779.html

  5. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/37901721/siluanov

  6. URL: http://news.mail.ru/economics/20588620/

Просмотров работы: 5285