ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевой проблемой современного мира является его финансовая безопасность, в обеспечении которой играют особую роль устойчивое развитие экономики и ее важнейшего звена — финансовой системы. Последствия мирового финансового кризиса оказали ощутимое влияние на устойчивость финансовых систем практически всех государств.

Банкротство сотен финансовых институтов не только в развивающихся, но и в развитых странах оказывают дестабилизирующее воздействие на стабильность национальных экономик, могут приводить к финансовым и экономическим кризисам. Для России, интегрирующейся в международное сообщество, формирование устойчивости финансовой системы становится приоритетной задачей.

В общем виде финансовая устойчивость - это сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих поддержать свою деятельность в течение определенного периода времени. Она во многом определяет финансовую независимость. Финансовую устойчивость можно также рассматривать, как способность финансовой системы сохранить количество и качество своих финансовых ресурсов при изменении среды1.

Устойчивость системы - понятие широкое, как и виды устойчивости (политическая, операционная, кадровая, организационная и пр.). Виды устойчивости системы взаимосвязаны, но в современных условиях важнейшее значение имеет финансовая устойчивость, хотя бы в силу того, что она обеспечивает работу любого экономического института и позволяет ему успешно решать остальные задачи. Например, определять виды предоставляемых клиентам услуг и расширять их спектр, строить стратегию, расширять клиентскую базу, решать организационные вопросы, способствуя тем самым росту деловой активности, которая, в свою очередь, расширяет возможности экономики по производству материальных и нематериальных благ.

В настоящее время не представляется возможным оценка какой-либо национальной финансовой системы как абсолютно устойчивой. На этой основе выделяют два признака финансовой устойчивости: платежеспособность; наличие финансовых ресурсов, достаточных для дальнейшего развития.

На сегодняшний день устойчивость национальной финансовой системы столкнулась с рядом проблем:

  1. неустойчивость банковской системы;

Неустойчивость банковской системы может привести к кризису неплатежей, и, соответственно, к нарушению устойчивости бюджетной системы.

  1. несовершенство налогообложения банковской деятельности – соответственно к потере финансовой устойчивости банковского сектора;

  2. дестабилизация валютной системы;

  3. повышение уровня государственного долга;

По относительному уровню государственного долга (отношение долга к ВВП) развитые страны в настоящее время оказались в положении, которое было характерно для периода после второй мировой войны – более 100%.

  1. наращивание внешних долгов частным сектором.

Еще один важный макроэкономический показатель – внешний долг. В конце двухтысячных много говорилось о тревожной тенденции наращивания внешних долгов частным сектором (причем в значительной степени компаниями с государственным участием), при резком сокращении внешнего долга органами государственного управления.

В Приложении 1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России. Пороговые значения параметров этой таблицы, индикаторов финансовой устойчивости не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических. Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.

Пороговые значения параметров устойчивости в значительной мере условны, представляют оценочные ориентиры, установленные на основе приводимых в литературе экспертных суждений, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы; повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения устойчивости банковской системы.

Также Правительством было проведено ряд мер для достижения устойчивости финансовой системы: осуществление финансовой политики и реформирование бюджетного законодательства, аккумуляция значительной части нефтегазовых доходов в период действия высоких цен на энергоносители, реформа пенсионной системы, изменения налоговой политики и т.д.

Особую роль в изучении вопросов повышения устойчивости глобальной финансовой системы играет Совет по финансовой стабильности, в рамках которого предпринимается попытка свести вместе полномочных представителей национальных центральных банков, министерств финансов и регуляторов финансовых рынков наиболее развитых стран мира, а также ведущих международных финансовых организаций. Совет играет также роль своеобразного координатора действий национальных финансовых регуляторов и международных экономических и финансовых организаций при разработке рекомендаций, выносимых на обсуждение во время встреч как глав государств и правительств, так и руководителей центральных банков и министров финансов.

Сложность разработки критериев устойчивости финансовой системы определяется тем, что сегодня нет единства в понимании как самого понятия устойчивости системы, так и в классификации видов устойчивости. Программа оценки финансового сектора МВФ/ВБ (FSAP) предполагает проведение оценки надежности отдельных подсистем (прежде всего, банковской системы), качества банковского, страхового, финансового рынков и надзора по принятым международным стандартам, проведение стресс-тестов, оценку способности монетарных властей эффективно реагировать в случае системного стресса, но не раскрывают понятие устойчивости всей финансовой системы.

По словам Председателя Банка России Набиуллиной Э.С. на сегодняшний день экономика находится в непростой ситуации. С одной стороны, темпы роста экономики существенно замедлились под влиянием как внутренних структурных, так и внешних негативных факторов, с другой стороны, значительно ускорилась инфляция. Для обеспечения ценовой и финансовой стабильности, устойчивости банковского сектора и финансового рынка используются специализированные механизмы. А для преодоления экономического замедления и для импортозамещения нужны инвестиции. Только на базе инвестиций в модернизацию, в замену изношенных основных фондов возможен рост производительности труда. Что касается частных инвестиций, нужно создать благоприятные условия для инвесторов. В первую очередь необходимо обеспечивать снижение инфляции. Низкая инфляция является неотъемлемым элементом благоприятной инвестиционной деловой среды.2

В заключение подчеркнем, что обеспечение устойчивости национальной финансовой системы предполагает проведение изменений, направленных на создание условий для поступательного инновационного развития во всех ее институтах.

Список использованной литературы:

  1. Гиляровская Л., Вехорева А. Анализ и оценка устойчивости финансовой системы. Питер, 2003

  2. Шевченко Л.М. Содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы//Финансы и кредит. 2012,№24

  3. URL: http://www.cbr.ru/

Приложение 1

Показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации

(по состоянию на конец периода)

Год

Коэф.

"Внешний

долг/ВВП",

%1

Коэф.

"Внешний

долг/ЭТУ",

%2

Коэф.

"Платежи

по

внешнему

долгу/ВВП

", %3,6

Коэф.

"Платежи по

внешнему

долгу/ЭТУ",

%4,6

Коэф.

"ЗВР/платежи

по внешнему

долгу", %5,6

Внешний долг

на душу

населения,

долл. США

2011

28

94

8

26

341

3 767

2012

32

108

8

28

326

4 440

2013

35

123

9

32

266

5 072

Июнь 2014

35

123

9

32

253

5 085

Справочно

Пороговые

значения коэф-в*

30-40-50

100-150-200

15-20-25

Пороговые значения коэф-в**

50

130-220

25

Не менее 100

   

Примечание:

Для расчетов использованы данные Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики.

 

Накопленный объем совокупного внешнего долга России включает внешний долг органов государственного управления, центрального банка, банков и прочих секторов по состоянию на конец отчетного периода (отчетную дату).

   

1 Соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема ВВП.

2 Соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).

3 Соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу России в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема ВВП.

4 Соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).

5 Коэффициент покрытия годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) международными (золотовалютными) резервами (ЗВР).

6 В графике погашения внешнего долга учитываются расчеты в натуральной форме, а также платежи, осуществляемые в российских рублях.

* Пороговые значения, предлагаемые Международным валютным фондом в аналитических целях. Степень риска: «низкаясредняявысокая».

** Пороговые значения, предлагаемые Счетной палатой Российской Федерации в аналитических целях. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 9 (81), 2004 год.

Для всестороннего анализа внешней долговой устойчивости необходимо использовать совокупность долговых коэффициентов, а также учитывать особенности экономики страны-дебитора.

Дата последнего обновления: 22 октября 2014 года.

1 Шевченко Л.М. Содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы//Финансы и кредит. 2012,№24

2 Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на заседании Совета Федерации,26 ноября 2014 года

Просмотров работы: 5084