Современная модель местного самоуправления, основанная на положениях Федерального закона №131-ФЗ, закрепила необходимые гарантии развития одного из наиболее востребованных институтов народовластия.[1] На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государственной политики в отношении местного самоуправления.
Одной из основных задач муниципальной реформы заключается в приближении местной публичной власти к населению. Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации сельских поселений.
Проанализируем бюджет муниципального уровня по материалам Новоалександровского сельского поселения.
Статус и границы муниципального образования «Новоалександровское сельское поселение определены Областным законом от 27.12.2004 года № 239-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Азовский район» и муниципальных образований в его составе». [2]
Новоалександровское сельское поселение является сельским поселением в составе муниципального образования «Азовский район» (далее – Азовский район), расположенного на территории Ростовской области.
В состав Новоалександровского сельского поселения входят следующие населенные пункты:
1)хутор Новоалександровка – административный центр;
2) село Высочино;
3) хутор Мило-Яковлевка;
4) хутор Павловка;
5) хутор Петровка;
6)село Платоно-Петровка.
Общая площадь поселения- 135,1 квадратных километра.
Численность населения – 4124 человек.
Новоалександровское сельское поселение находится в северо–западной части Азовского района Ростовской области. Граничит с четырьмя сельскими поселениями района: Кулешовским, Пешковским, Задонским, Самарским и городом Азовом.
В статье 2 Устава Муниципального образования раскрываются вопросы местного значения Новоалександровского сельского поселения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления. Самым первым вопросом местного значения является формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Таблица 1 – Состав и структура доходов бюджета Новоалександровского сельского поселения
Наименование доходов |
2012год |
2013 год |
2014 год |
|||
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
|
1.Налоговые и неналоговые доходы: |
4174,98 |
96,68 |
4 999,79 |
95,06 |
6 753,5 |
97,62 |
1.1 Налоги на прибыль, доходы |
1859,96 |
43,07 |
2 470,92 |
46,98 |
2 711,3 |
39,19 |
1.2 Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
816,3 |
11,78 |
1.3 Налоги на совокупный доход |
100,93 |
2,39 |
174,61 |
3,32 |
160,9 |
2,32 |
1.4 Налоги на имущество |
1855,09 |
42,96 |
1 796,85 |
34,16 |
2 010,3 |
29,05 |
1.5 Государственная пошлина |
25,86 |
0,57 |
34,59 |
0,65 |
20,0 |
0,28 |
1.6 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,06 |
0,001 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
1.7 Доходы от использования имущества |
305,10 |
7,06 |
485,04 |
9,22 |
702,9 |
10,16 |
1.8 Доходы от продаж материальных и нематериальных активов |
27,945 |
0,64 |
34,10 |
0,64 |
301,3 |
4,35 |
1.9 Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,00 |
0 |
79,09 |
1,50 |
41,0 |
0,57 |
1.10 Прочие неналоговые доходы |
0,00 |
0 |
-75,40 |
0 |
-10,4 |
0 |
2.Безвозмездные поступления |
142,98 |
3,31 |
259,50 |
3,53 |
164,5 |
2,30 |
Итого |
4317,97 |
100 |
5 259,30 |
100 |
6 918,10 |
100 |
Анализируя структуру доходов сельского поселения видно, что рассматриваемый период наибольший удельный вес занимают налоговые доходы., однако доля неналоговых доходов в общем объеме доходов поселения возрастает и за 2012 год составляет 8,27%, за 2013 год – 12,01%, а за 2014 – 15,36%. В 2012 году всего лишь 3,31% от общего объема доходов сельского поселения составляют безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2013 – 3,53%, в 2014 – 2,30%. В структуре расходов бюджета поселения (см. таблицу 2) наибольший удельный вес занимают: расходы(субсидии) на содержание учреждений культуры, расходы на содержание органов местного самоуправления, расходы на благоустройство, коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство, расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования.
Таблица 2 – Состав и структура расходов бюджета Новоалександровского сельского поселения
Наименование расходов |
2012год |
2013год |
2014год |
|||
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Тыс. руб. |
Уд.все, % |
|
Общегосударственные вопросы |
2107,69 |
45,65 |
3 486,53 |
55,3 |
4 090,2 |
57,93 |
Национальная оборона |
50,81 |
1,10 |
64,48 |
1,02 |
63,9 |
0,90 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
31,50 |
0,68 |
117,00 |
1,85 |
59,0 |
0,83 |
Национальная экономика |
345,61 |
7,48 |
219,05 |
3,47 |
440,4 |
6,23 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
926,69 |
20,07 |
843,07 |
13,37 |
677,6 |
9,59 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
1079,61 |
23,38 |
1 549,22 |
24,57 |
1 679,5 |
23,78 |
Социальная политика |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
Физическая культура и спорт |
74,50 |
1,61 |
25,00 |
0,39 |
49,6 |
0,66 |
ИТОГО |
4616,41 |
100 |
6304,35 |
100 |
7060,20 |
100 |
Незначительными по удельному весу в общем объеме расходов поселения являются расходы на физическую культуру ,пенсионное обеспечение лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, достигшие пенсионного возраста, другие общегосударственные вопросы. Сопоставив выше приведенные данные, можно сделать вывод, что бюджет Новоалександровского сельского поселения Азовского района несбалансирован. Дефицит бюджета составляет: в 2012 году – 298,44 тыс. рублей, в 2013 году – 1044,95 тыс. рублей, в 2014 – 142,1 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета сельского поселения являются остатки средств бюджета за предшествующий период.
Рассмотрим основные проблемы социально-экономического развития Новоалександровского сельского поселения. Необходимо отметить, что за последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в нелегком положении: наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни. Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Сократилась подготовка специалистов в профессиональных училищах для аграрного сектора. Большинство объектов водоснабжения не имеет необходимых сооружений и оборудования, 80% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции. 20 % локальных водопроводов - безхозные (подлежат регистрации и оценке силами и средствами бюджета поселения). В результате жители сельского поселения пользуются водой, не соответствующей санитарным нормам. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть находится в неудовлетворительном состоянии и требует колоссальных вложений. Значительная удаленность населенных пунктов поселения друг от друга тормозит развитие торгово-бытового обслуживания населения и других видов сервиса. Ситуация в местном самоуправлении остается сложной и противоречивой.
Главная проблема муниципального образования - финансовая необеспеченность. Доходная база сельского поселения не соответствует объему расходных обязательств, так как расходные обязательства подгоняются под планируемые доходы. Такой подход не позволяет предусмотреть в бюджете поселения средства на развитие муниципального образования. Запроса расчета реальной потребности бюджетных средств муниципального образования на решение вопросов местного значения не осуществлялось Минфином Ростовской области. В бюджете сельского поселения основная доля расходов состоит из расходов на оплату труда работникам и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу. Не созданы социально-экономические стимулы развития муниципального образования и расширения собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней. Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, уплачиваемые предприятиями малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса, так и производства вообще на соответствующей территории. Таким образом, следует разработать комплекс мер по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства РФ в целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.
Список литературы:
1.Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Областной закон от 27.12.2004 года №239-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Азовский район» и муниципальных образований в его составе.» 3.Официальный сайт Администрации Новоалександровского сельского поселения – URL: http://novoaleks.ru