ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный бюджет России — ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории России, укрепления обороноспособности государства.

Место Федерального бюджета Российской Федерации в бюджетной системе РФ представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура бюджетной системы России1

Каждый бюджет, не зависимо от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета2 - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы федерального бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы федерального бюджета:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества;

  • доходов от продажи имущества;

  • части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной деятельности;

  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

  • государственная поддержка атомной энергетики;

  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

  • исследование и использование космического пространства;

  • формирование федеральной собственности;

  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

  • федеральная инвестиционная программа;

  • официальный статистический учет.

Далее в представленной работе будет проведен анализ доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 238 774,5 млн. рублей (19,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 7 480 189,3 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 6 758 585,2 млн. рублей (9,4% к ВВП) (см. таблицу 1).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» сформированы прогнозные показатели доходов федерального бюджета на 9 месяцев 2014 года (далее - прогноз доходов на 9 месяцев 2014 года).

Таблица 1- Основные показатели федерального бюджета по доходам

за 9 месяцев 2014года3

млн. рублей

Наименование

Федеральный закон

«О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Прогноз доходов

на 9 месяцев

2014 года

Отчет

за 9 месяцев 2014 года

Отклонение

1

2

3

4

5=4-3

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

104,0

105,0

105,1

0,1

Курс доллара США к рублю

35,5

35,3

35,4

0,1

ДОХОДЫ

14 238 774,5

10 462 251,2

10 698 307,5

236 056,3

в % к ВВП

19,9

19,9

20,4

0,5

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 480 189,3

5 507 556,0

5 494 733,9

-12 822,1

в % к ВВП

10,5

10,4

10,5

0,1

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

6 758 585,2

4 954 695,2

5 203 573,6

248 878,4

в % к ВВП

9,4

9,5

9,9

0,4

Исполнение федерального бюджета по доходам за 9 месяцев 2014 года составило 10 698 307,5 млн. рублей (20,4% к ВВП) или 75,1% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 236 056,3 млн. рублей или на 2,3% больше прогноза доходов на 9 месяцев 2014 года.

Поступление нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года составило 5 494 733,9 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовых доходов – 5 203 573,6 млн. рублей (9,9% к ВВП) или соответственно 73,5% и 77,0% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», 99,8% и 105,0% к прогнозу доходов на 9 месяцев 2014 года соответственно.

По сравнению с прогнозом доходов на 9 месяцев 2014 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 236 056,3 млн. рублей или на 0,5% к ВВП, в том числе за счет ненефтегазовых доходов – на 248 878,4 млн. рублей (на 0,4% к ВВП) при снижении нефтегазовых доходов – на 12 822,1 млн. рублей (на 0,1% к ВВП). Рост ненефтегазовых доходов обусловлен увеличением налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций, доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; безвозмездных поступлений. Снижение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных (снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти на 1,7%, газа на 5,3%, экспорта нефти на 0,9% и газа природного на 2,9%, которые не были компенсированы увеличением мировых цен на нефть марки «Юралс» на 0,1 долл. США/барр., роста курса доллара США по отношению к рублю на 0,1 рубля).

Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Фактическое исполнение доходов федерального бюджета

за 9 месяцев 2012 - 2014 годов4

млн. рублей

Наименование

9 месяцев

2012 года

9 месяцев

2013 года

9 месяцев

2014 года

1

2

3

4

ВВП, млрд.рублей

44 889,4

48 163,0

52 541,3

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

110,9

107,7

105,1

Цена на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл. США/тыс.куб.м.

350,6

345,1

329,3

Курс доллара США к рублю

31,1

31,6

35,4

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США

386,8

384,7

384,1

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США

225,8

231,5

216,0

ДОХОДЫ

9 385 360,7

9 604 470,0

10 698 307,5

в % к ВВП

20,9

19,9

20,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

4 739 651,4

4 774 166,6

5 494 733,9

в % к ВВП

10,6

9,9

10,5

НДПИ на нефть

1 598 756,8

1 621 932,4

1 882 330,8

НДПИ на газ горючий природный

189 711,4

223 481,0

265 064,7

НДПИ на газовый конденсат

7 395,7

9 650,9

11 913,8

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1 836 328,4

1 715 530,7

1 916 436,7

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

326 039,1

341 994,7

372 404,3

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

781 420,0

861 576,9

1 046 583,6

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

4 645 709,3

4 830 303,5

5 203 573,6

в % к ВВП

10,3

10,0

9,9

Налог на прибыль организаций

286 419,4

259 427,5

320 710,0

Налог на добавленную стоимость

2 644 242,0

2 616 403,0

2 894 555,7

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

1 438 165,9

1 406 368,3

1 663 762,3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1 206 076,1

1 210 034,7

1 230 793,4

Акцизы

283 818,9

376 496,7

426 705,9

Ввозные таможенные пошлины

547 109,9

507 333,9

469 457,5

Прочие ненефтегазовые доходы

884 119,1

1 070 642,4

992 144,4

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации

159 852,8

128 099,2

218 557,5

Разовые платежи за пользование недрами

24 152,5

155 984,1

68 845,0

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации

16 301,5

73 130,3

51 826,0

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

80 376,6

47 635,6

52 268,1

Прочие доходы

603 435,9

665 793,2

600 647,8

Динамика поступления доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов характеризуется снижением с 20,9% к ВВП за 9 месяцев 2012 года до 19,9% к ВВП за 9 месяцев 2013 года и увеличением до 20,4% к ВВП за 9 месяцев 2014 года.

За 9 месяцев 2014 года доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 0,5% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,4% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП. Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (рост курса доллара США по отношению к рублю на 3,8 рубля, снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 2,6долл. США/барр.,увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти на 9,9%, облагаемых объемов добычи газового конденсата и нефти на 2,3% и 1,9%соответственно), а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Ростненефтегазовых доходов в номинальном выражении связан с увеличением поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, что обусловлено поступлениями доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год, ранее не прогнозируемые администратором доходов.

Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, %5

В общей сумме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года нефтегазовые доходы составили 51,4% и ненефтегазовые доходы – 48,6 процента. При этом, динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс» (снижение за 9 месяцев 2013 года до 107,7 долл. США/барр. против 110,9 долл.США/барр. за 9 месяцев 2012 года и за 9 месяцев 2014 года до 105,1 долл.США/барр.), экспортных цен на газ природный (9 месяцев 2012 года – 350,6 долл.США/тыс.куб.м, 9 месяцев 2013 года – 345,1 долл. США/тыс.куб.м, 9месяцев 2014года – 329,3 долл.США/тыс.куб.м) и курса доллара США по отношению к рублю (9 месяцев 2012 года – 31,1 рублей, 9 месяцев 2013 года – 31,6 рублей, 9 месяцев 2014 года – 35,4 рублей), что в значительной мере влияет на изменение доли нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года по отношению к 9 месяцам 2012 - 2013 годов и, как следствие, изменение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов.

Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов по видам доходов показана на рисунке 3.

Рисунок 3- Структура доходов федерального бюджета по видам доходов за 9 месяцев 2012 - 2014 годов

Основная часть поступлений федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за 9 месяцев 2014 года приходится 78,8% всех доходов федерального бюджета. Снижение доли прочих доходов на 0,8% обусловлено, в основном, снижением поступления разовых платежей за пользование недрами; доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации.

Согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» прогнозируется следующая оценка доходов федерального бюджета (см. табл. 3).

Таблица 3 - Прогноз доходов федерального бюджета6, млрд.руб.

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Закон 201-ФЗ

%% ВВП

прогноз

%% ВВП

прогноз

%% ВВП

прогноз

%% ВВП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Доходы, всего

14 238,8

19,9

14 923,9

19,6

15 493,2

18,8

16 272,7

18,1

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

7 480,2

10,5

7 520,6

9,9

7 516,1

9,1

7 590,9

8,4

в том числе:

               

НДПИ

2 917,1

4,1

3 052,4

4,0

3 209,6

3,9

3 251,5

3,6

Таможенные пошлины

4 563,1

6,4

4 468,2

5,9

4 306,5

5,2

4 339,4

4,8

Ненефтегазовые доходы

6 758,6

9,5

7 403,3

9,7

7 977,1

9,7

8 681,8

9,7

в том числе:

               

Налог на прибыль организаций

363,2

0,5

380,6

0,5

403,8

0,5

449,6

0,5

НДС

3 711,9

5,2

4 202,4

5,5

4 704,3

5,7

5 283,9

5,9

Акцизы

664,9

0,9

797,0

1,0

933,7

1,1

1 036,5

1,2

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

20,3

0,0

22,4

0,0

23,0

0,0

23,8

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

711,1

1,0

707,8

0,9

686,2

0,8

664,7

0,7

Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации

139,1

0,2

229,1

0,3

152,1

0,2

167,3

0,2

Прочие ненефтегазовые доходы

1 148,1

1,6

1 064,0

1,4

1 074,0

1,3

1 056,0

1,2

Как видно из Таблицы 3, в 2015 - 2017 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,9% ВВП в 2014 году до 19,6% в 2015 году и до 18,1% ВВП к 2017 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов (предположительно объем нефтегазовых доходов снизится с 9,9% ВВП в 2015 году до 8,4% ВВП в 2017 году, а объем ненефтегазовых доходов останется на уровне 9,7% ВВП).Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.

Объем ненефтегазовых доходов сформирован с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя меры по сокращению теневого сектора экономики, реализации ряда дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы был произведен на основе возможных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Для прогноза доходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы были учтены следующие основные показатели: объем ВВП; курс доллара США (среднегодовой); цена на нефть марки "Юралс"; цена на газ; объем импорта; налогооблагаемый объем импорта; объем экспорта; налогооблагаемый объем экспорта; налогооблагаемые объемы добычи (нефти, газа, газового конденсата).

Изменение доходной базы федерального бюджета в 2015 - 2017 годах также связано со следующими изменениями в законодательстве Российской Федерации:

  • индексация специфических ставок акцизов:

-на табачную продукцию (увеличение ставки с 1 января 2015 г. с 1 250 рублей до 1 300 рублей за 1 тыс. штук; с 1 января 2016 г. с 1 600 рублей до 1 650 рублей и установление с 1 января 2017 г. ставки в размере 1 900 рублей за 1 тыс. штук)

- на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (снижение ставки за 1 литр безводного этилового спирта с 1 января 2015 г. с 600 рублей до 500 рублей, с 1 января 2016 г. с 660 до 500 рублей и установление с 1 января 2017 г. ставки в размере 523 рублей)

- на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2017 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 928 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 6 239 рублей за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 10 000,0 рублей за 1 тонну, на прямогонный бензин - 15 325 рублей за 1 тонну)

- на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья

  • дополнительные доходы федерального бюджета в виде дивидендов от ОАО "Роснефтегаз" в результате продажи акций ОАО "НК "Роснефть"

  • взимание акциза на газ природный, экспортируемый в Турцию по газопроводу "Голубой поток"

  • открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства юридическим лицам (таким как федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, акционерные общества, федеральные автономные учреждения);

  • дополнительные поступления таможенных пошлин в результате снижения стоимостной нормы беспошлинного ввоза товаров до 150 евро и весовой нормы беспошлинного ввоза товаров до 10 килограммов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами в международных почтовых отправлениях и товаров, доставляемых физическим лицам перевозчиками ("интернет-торговля");

  • отказ от предоставления вычетов НДС при осуществлении юридическими лицами инвестиций за счет взносов в уставные капиталы из бюджета;

  • изъятие прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75%.

Указанные изменения приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2015 году на 138,4 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 65,3 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 116,7 млрд. рублей (0,1% ВВП).

Список литературы

  •  
    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2014) //КонсультантПлюс

    2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов //КонсультантПлюс

    3. Официальный сайт Министерства финансов РФ URL: http://www.minfin.ru

    4. Финансы: Учебник Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Mapкиной. - М.: Финансы и статистика,2004.

1Финансы: Учебник Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Mapкиной. - М.: Финансы и статистика,2004

2Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2014) //КонсультантПлюс

3http://minfin.ru/ru-сайт Министерства финансов Российской Федерации

4http://minfin.ru/ru - сайт Министерства финансов Российской Федерации

5http://minfin.ru/ru-сайт Министерства финансов Российской Федерации// «Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года»

6«Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» //КонсультантПлюс

14

Просмотров работы: 13079