Федеральный бюджет России — ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории России, укрепления обороноспособности государства.
Место Федерального бюджета Российской Федерации в бюджетной системе РФ представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура бюджетной системы России1
Каждый бюджет, не зависимо от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета2 - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы федерального бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы федерального бюджета:
федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
доходов от использования имущества;
доходов от продажи имущества;
части прибыли унитарных предприятий.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
прибыль Банка России;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности;
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
федеральная инвестиционная программа;
официальный статистический учет.
Далее в представленной работе будет проведен анализ доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 238 774,5 млн. рублей (19,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 7 480 189,3 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 6 758 585,2 млн. рублей (9,4% к ВВП) (см. таблицу 1).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» сформированы прогнозные показатели доходов федерального бюджета на 9 месяцев 2014 года (далее - прогноз доходов на 9 месяцев 2014 года).
Таблица 1- Основные показатели федерального бюджета по доходам
за 9 месяцев 2014года3
млн. рублей
Наименование |
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» |
Прогноз доходов на 9 месяцев 2014 года |
Отчет за 9 месяцев 2014 года |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр. |
104,0 |
105,0 |
105,1 |
0,1 |
Курс доллара США к рублю |
35,5 |
35,3 |
35,4 |
0,1 |
ДОХОДЫ |
14 238 774,5 |
10 462 251,2 |
10 698 307,5 |
236 056,3 |
в % к ВВП |
19,9 |
19,9 |
20,4 |
0,5 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
7 480 189,3 |
5 507 556,0 |
5 494 733,9 |
-12 822,1 |
в % к ВВП |
10,5 |
10,4 |
10,5 |
0,1 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
6 758 585,2 |
4 954 695,2 |
5 203 573,6 |
248 878,4 |
в % к ВВП |
9,4 |
9,5 |
9,9 |
0,4 |
Исполнение федерального бюджета по доходам за 9 месяцев 2014 года составило 10 698 307,5 млн. рублей (20,4% к ВВП) или 75,1% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 236 056,3 млн. рублей или на 2,3% больше прогноза доходов на 9 месяцев 2014 года.
Поступление нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года составило 5 494 733,9 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовых доходов – 5 203 573,6 млн. рублей (9,9% к ВВП) или соответственно 73,5% и 77,0% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», 99,8% и 105,0% к прогнозу доходов на 9 месяцев 2014 года соответственно.
По сравнению с прогнозом доходов на 9 месяцев 2014 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 236 056,3 млн. рублей или на 0,5% к ВВП, в том числе за счет ненефтегазовых доходов – на 248 878,4 млн. рублей (на 0,4% к ВВП) при снижении нефтегазовых доходов – на 12 822,1 млн. рублей (на 0,1% к ВВП). Рост ненефтегазовых доходов обусловлен увеличением налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций, доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; безвозмездных поступлений. Снижение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных (снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти на 1,7%, газа на 5,3%, экспорта нефти на 0,9% и газа природного на 2,9%, которые не были компенсированы увеличением мировых цен на нефть марки «Юралс» на 0,1 долл. США/барр., роста курса доллара США по отношению к рублю на 0,1 рубля).
Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Фактическое исполнение доходов федерального бюджета
за 9 месяцев 2012 - 2014 годов4
млн. рублей
Наименование |
9 месяцев 2012 года |
9 месяцев 2013 года |
9 месяцев 2014 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВВП, млрд.рублей |
44 889,4 |
48 163,0 |
52 541,3 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр. |
110,9 |
107,7 |
105,1 |
Цена на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл. США/тыс.куб.м. |
350,6 |
345,1 |
329,3 |
Курс доллара США к рублю |
31,1 |
31,6 |
35,4 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США |
386,8 |
384,7 |
384,1 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США |
225,8 |
231,5 |
216,0 |
ДОХОДЫ |
9 385 360,7 |
9 604 470,0 |
10 698 307,5 |
в % к ВВП |
20,9 |
19,9 |
20,4 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 739 651,4 |
4 774 166,6 |
5 494 733,9 |
в % к ВВП |
10,6 |
9,9 |
10,5 |
НДПИ на нефть |
1 598 756,8 |
1 621 932,4 |
1 882 330,8 |
НДПИ на газ горючий природный |
189 711,4 |
223 481,0 |
265 064,7 |
НДПИ на газовый конденсат |
7 395,7 |
9 650,9 |
11 913,8 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 836 328,4 |
1 715 530,7 |
1 916 436,7 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
326 039,1 |
341 994,7 |
372 404,3 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
781 420,0 |
861 576,9 |
1 046 583,6 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 645 709,3 |
4 830 303,5 |
5 203 573,6 |
в % к ВВП |
10,3 |
10,0 |
9,9 |
Налог на прибыль организаций |
286 419,4 |
259 427,5 |
320 710,0 |
Налог на добавленную стоимость |
2 644 242,0 |
2 616 403,0 |
2 894 555,7 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
1 438 165,9 |
1 406 368,3 |
1 663 762,3 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 206 076,1 |
1 210 034,7 |
1 230 793,4 |
Акцизы |
283 818,9 |
376 496,7 |
426 705,9 |
Ввозные таможенные пошлины |
547 109,9 |
507 333,9 |
469 457,5 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
884 119,1 |
1 070 642,4 |
992 144,4 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
159 852,8 |
128 099,2 |
218 557,5 |
Разовые платежи за пользование недрами |
24 152,5 |
155 984,1 |
68 845,0 |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации |
16 301,5 |
73 130,3 |
51 826,0 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния |
80 376,6 |
47 635,6 |
52 268,1 |
Прочие доходы |
603 435,9 |
665 793,2 |
600 647,8 |
Динамика поступления доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов характеризуется снижением с 20,9% к ВВП за 9 месяцев 2012 года до 19,9% к ВВП за 9 месяцев 2013 года и увеличением до 20,4% к ВВП за 9 месяцев 2014 года.
За 9 месяцев 2014 года доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 0,5% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,4% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП. Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (рост курса доллара США по отношению к рублю на 3,8 рубля, снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 2,6долл. США/барр.,увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти на 9,9%, облагаемых объемов добычи газового конденсата и нефти на 2,3% и 1,9%соответственно), а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Ростненефтегазовых доходов в номинальном выражении связан с увеличением поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, что обусловлено поступлениями доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год, ранее не прогнозируемые администратором доходов.
Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, %5
В общей сумме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года нефтегазовые доходы составили 51,4% и ненефтегазовые доходы – 48,6 процента. При этом, динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс» (снижение за 9 месяцев 2013 года до 107,7 долл. США/барр. против 110,9 долл.США/барр. за 9 месяцев 2012 года и за 9 месяцев 2014 года до 105,1 долл.США/барр.), экспортных цен на газ природный (9 месяцев 2012 года – 350,6 долл.США/тыс.куб.м, 9 месяцев 2013 года – 345,1 долл. США/тыс.куб.м, 9месяцев 2014года – 329,3 долл.США/тыс.куб.м) и курса доллара США по отношению к рублю (9 месяцев 2012 года – 31,1 рублей, 9 месяцев 2013 года – 31,6 рублей, 9 месяцев 2014 года – 35,4 рублей), что в значительной мере влияет на изменение доли нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года по отношению к 9 месяцам 2012 - 2013 годов и, как следствие, изменение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов.
Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов по видам доходов показана на рисунке 3.
Рисунок 3- Структура доходов федерального бюджета по видам доходов за 9 месяцев 2012 - 2014 годов
Основная часть поступлений федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за 9 месяцев 2014 года приходится 78,8% всех доходов федерального бюджета. Снижение доли прочих доходов на 0,8% обусловлено, в основном, снижением поступления разовых платежей за пользование недрами; доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации.
Согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» прогнозируется следующая оценка доходов федерального бюджета (см. табл. 3).
Таблица 3 - Прогноз доходов федерального бюджета6, млрд.руб.
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
Закон 201-ФЗ |
%% ВВП |
прогноз |
%% ВВП |
прогноз |
%% ВВП |
прогноз |
%% ВВП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Доходы, всего |
14 238,8 |
19,9 |
14 923,9 |
19,6 |
15 493,2 |
18,8 |
16 272,7 |
18,1 |
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
7 480,2 |
10,5 |
7 520,6 |
9,9 |
7 516,1 |
9,1 |
7 590,9 |
8,4 |
в том числе: |
||||||||
НДПИ |
2 917,1 |
4,1 |
3 052,4 |
4,0 |
3 209,6 |
3,9 |
3 251,5 |
3,6 |
Таможенные пошлины |
4 563,1 |
6,4 |
4 468,2 |
5,9 |
4 306,5 |
5,2 |
4 339,4 |
4,8 |
Ненефтегазовые доходы |
6 758,6 |
9,5 |
7 403,3 |
9,7 |
7 977,1 |
9,7 |
8 681,8 |
9,7 |
в том числе: |
||||||||
Налог на прибыль организаций |
363,2 |
0,5 |
380,6 |
0,5 |
403,8 |
0,5 |
449,6 |
0,5 |
НДС |
3 711,9 |
5,2 |
4 202,4 |
5,5 |
4 704,3 |
5,7 |
5 283,9 |
5,9 |
Акцизы |
664,9 |
0,9 |
797,0 |
1,0 |
933,7 |
1,1 |
1 036,5 |
1,2 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
20,3 |
0,0 |
22,4 |
0,0 |
23,0 |
0,0 |
23,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
711,1 |
1,0 |
707,8 |
0,9 |
686,2 |
0,8 |
664,7 |
0,7 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
139,1 |
0,2 |
229,1 |
0,3 |
152,1 |
0,2 |
167,3 |
0,2 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
1 148,1 |
1,6 |
1 064,0 |
1,4 |
1 074,0 |
1,3 |
1 056,0 |
1,2 |
Как видно из Таблицы 3, в 2015 - 2017 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,9% ВВП в 2014 году до 19,6% в 2015 году и до 18,1% ВВП к 2017 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов (предположительно объем нефтегазовых доходов снизится с 9,9% ВВП в 2015 году до 8,4% ВВП в 2017 году, а объем ненефтегазовых доходов останется на уровне 9,7% ВВП).Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.
Объем ненефтегазовых доходов сформирован с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя меры по сокращению теневого сектора экономики, реализации ряда дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы был произведен на основе возможных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Для прогноза доходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы были учтены следующие основные показатели: объем ВВП; курс доллара США (среднегодовой); цена на нефть марки "Юралс"; цена на газ; объем импорта; налогооблагаемый объем импорта; объем экспорта; налогооблагаемый объем экспорта; налогооблагаемые объемы добычи (нефти, газа, газового конденсата).
Изменение доходной базы федерального бюджета в 2015 - 2017 годах также связано со следующими изменениями в законодательстве Российской Федерации:
индексация специфических ставок акцизов:
-на табачную продукцию (увеличение ставки с 1 января 2015 г. с 1 250 рублей до 1 300 рублей за 1 тыс. штук; с 1 января 2016 г. с 1 600 рублей до 1 650 рублей и установление с 1 января 2017 г. ставки в размере 1 900 рублей за 1 тыс. штук)
- на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (снижение ставки за 1 литр безводного этилового спирта с 1 января 2015 г. с 600 рублей до 500 рублей, с 1 января 2016 г. с 660 до 500 рублей и установление с 1 января 2017 г. ставки в размере 523 рублей)
- на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2017 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 928 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 6 239 рублей за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 10 000,0 рублей за 1 тонну, на прямогонный бензин - 15 325 рублей за 1 тонну)
- на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья
дополнительные доходы федерального бюджета в виде дивидендов от ОАО "Роснефтегаз" в результате продажи акций ОАО "НК "Роснефть"
взимание акциза на газ природный, экспортируемый в Турцию по газопроводу "Голубой поток"
открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства юридическим лицам (таким как федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, акционерные общества, федеральные автономные учреждения);
дополнительные поступления таможенных пошлин в результате снижения стоимостной нормы беспошлинного ввоза товаров до 150 евро и весовой нормы беспошлинного ввоза товаров до 10 килограммов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами в международных почтовых отправлениях и товаров, доставляемых физическим лицам перевозчиками ("интернет-торговля");
отказ от предоставления вычетов НДС при осуществлении юридическими лицами инвестиций за счет взносов в уставные капиталы из бюджета;
изъятие прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75%.
Указанные изменения приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2015 году на 138,4 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 65,3 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 116,7 млрд. рублей (0,1% ВВП).
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2014) //КонсультантПлюс
Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов //КонсультантПлюс
Официальный сайт Министерства финансов РФ URL: http://www.minfin.ru
Финансы: Учебник Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Mapкиной. - М.: Финансы и статистика,2004.
1Финансы: Учебник Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Mapкиной. - М.: Финансы и статистика,2004
2Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 29.12.2014) //КонсультантПлюс
3http://minfin.ru/ru-сайт Министерства финансов Российской Федерации
4http://minfin.ru/ru - сайт Министерства финансов Российской Федерации
5http://minfin.ru/ru-сайт Министерства финансов Российской Федерации// «Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года»
6«Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» //КонсультантПлюс
14