ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ БЮДЖЕТА РОССИИ ОТ НЕФТЕГАЗОВЫХ ТРАНСФЕРТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ БЮДЖЕТА РОССИИ ОТ НЕФТЕГАЗОВЫХ ТРАНСФЕРТОВ

Вуйчикова Ю.В. 1
1Ростовский Государственный Экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный бюджет Российской Федерации представляет собой основной финансовый план государства и позволяет выполнять его основные функции. При этом важно отметить, что средства федерального бюджета являются главным источником для финансирования различных сфер национального хозяйства и перестройки всей экономики страны в целом.

Федеральный бюджет нашей страны имеет свои особенности, так как экономика России на протяжении многих лет имеет сырьевую направленность. Поэтому основную статью доходов федерального бюджета нашей страны составляют нефтегазовые трансферты, которые представляют собой доходы от продажи нефти, газа и конденсата. Однако, по моему мнению, такая зависимость бюджета страны от продажи ресурсов таит в себе опасность, так как доходы федерального бюджета напрямую зависят от цен на нефть.

Мировая политическая напряженность в 2014 году, привела к значительному снижению цены на нефть до 60 $ баррель, при условии, что в бюджете нашей страны на 2015-2017 годы цена на нефть запланирована на уровне 100 $ за баррель. Такое снижение цены может привести к нефтегазовому дефициту и, как следствие, к ухудшению ситуации в стране, что наблюдается уже сейчас.

Глава государства не раз поднимал проблему снижения зависимости бюджета от нефтегазовых трансфертов в своих выступлениях, однако, несмотря на это, общий объем роста доходов федерального бюджета 2014 года складывается за счет увеличения нефтегазовых доходов на 952,1 млрд руб. (+14,6%) и сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд руб. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1%, а в январе – апреле текущего года она составила уже 52,9%.1

Важно отметить, что влияние нефтегазового комплекса существенно во многих сферах национального хозяйства. Такая ситуация парализует развитие реального сектора экономики России, приводит к ее нестабильности и зависимости от внешнеэкономических и внешнеполитических условий. К тому же, я считаю, что сегодня природные ресурсы в нашей стране используются нерационально и неэффективно.

В Бюджете для граждан на 2015-2017 год, отражены данные о динамике нефтегазовых доходов в федеральном бюджете на 2015-2017 года, по которым можно судить о дальнейшем увеличении доходов от продажи ресурсов.

Рис. 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2015-2017 гг2.

Причиной сложившейся ситуации является отсутствие возможностей для развития собственного производства, которое бы обеспечивало постоянные доходы в федеральный бюджет. Большая бюрократическая и налоговая нагрузка затрудняет развитие малого и среднего бизнеса. Конечно, это очевидно, что для развития реального сектора экономики России потребуются годы, а также рациональное принятие решений от президента и Правительства РФ. Но это обеспечит нам независимость от внешнеэкономической ситуации, стабильность экономики и улучшения качества жизни населения. А дальнейшее увеличение зависимости бюджета от нефтегазовых доходов, которое запланировано в бюджете на 2015-2017 годы только усугубит ситуацию.

Зависимость российской экономики от нефтегазовой отрасли мешает ее развитию, у предприятий нет стимулов к усовершенствованию производства и поддержанию своей конкурентоспособности на рынке.

Так, Аганбегян А.Г. и Ивантер В.В. в своей статье «Текущая экономическая ситуация в России: траектория развития и экономическая политика» отмечают, что необходимо изменить однобокую структуры нашей экономики с преобладанием топливно-энергетических отраслей, добычи сырья, производства полуфабрикатов и материалов и повысить долю производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. По мнению авторов, их доля в общем объеме товаров и услуг должна увеличиться с 8% до 15–20%.

Таким образом, проблема снижения зависимости федерального бюджета России от нефтегазовых доходов сейчас является наиболее острой, так как наблюдается нестабильная ситуация в мире и ухудшение отношений со странами партнерами по поводу поставки Россией энергоресурсов. Чрезмерная зависимость российского бюджета от нефтегазового комплекса привела к ослаблению экономки страны, отсутствию инноваций, неразвитости экономических институтов. Поэтому необходимо создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, нужно развивать инновационную деятельность, обеспечить нормальный инвестиционный климат экономики нашей страны. Проведение таких мер способствует наращиванию доходов государства и снижает нефтегазовую зависимость.

Список литературы:

  1. «Бюджет для граждан» к федеральному закону о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.- сайт Министерства РФ- http://minfin.ru/ru/

  2. Аганбегян А.Г., Ивантер В.В., Текущая экономическая ситуация

в России: траектория развития и экономическая политика, журнал «Деньги и кредит», № 11, 2014г. -http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/

  1. Портал «РБК Личные финансы», статья «На игле: зависимость российского бюджета от нефти растет» - http://lf.rbc.ru/recommendation/other/2014/06/23/241282.shtml

  2. Васильев А.Н., Анализ доходов бюджета РФ. – М.: Лаборатория Книги,

2010 г.

1 Портал «РБК Личные финансы», статья «На игле: зависимость российского бюджета от нефти растет» - http://lf.rbc.ru/recommendation/other/2014/06/23/241282.shtml

2 «Бюджет для граждан» к федеральному закону о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.- сайт Министерства РФ- http://minfin.ru/ru/

Просмотров работы: 3746