ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малое и среднее предпринимательство имеет полное право на то, чтобы его относили к числу приоритетных секторов экономики. Однако в России доля малого и среднего бизнеса составляет около 21 % от объема ВВП, хотя в развитых странах этот показатель не меньше 50 % и обеспеченность рабочими местами лишь 27%,в то время как в ЕС -67% ,а в США -50% .[5,1с.] Необходимо определить проблемы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России и отразить пути решения этих проблем. Ведь от здорового функционирования МСП зависит экономическая стабильность страны, и в частности региона, появление новых рабочих мест, сглаживание негативного влияния безработицы, повышения уровня оказываемых услуг и рост производства импортозамещающей продукции, что весьма актуально в наши дни, а так же формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений. Стоит отметить, что именно малое и среднее предпринимательство наиболее мобильно в изменяющейся обстановке на рынке по сравнению с крупными предприятиями.

Основными отличиями малого предприятия от крупного является простота его организации, возможность более гибких и оперативных решений, небольшой объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на региональный рынок. Следовательно, малым и средним предприятиям легче переориентировать свое производство в случае неудачи или увеличения спроса на другие товары/услуги. Но в то же время они наиболее уязвимы в период кризиса, нестабильной экономической и политической ситуации в стране, которая на сегодняшний момент и происходит в России.

Помимо неблагоприятных экономических тенденций на субъекты малого и среднего бизнеса ещё оказывает влияние ситуация с налогами. Под действием налогового давления и помех извне часть предпринимателей уходит в «тень», другая-вовсе покидает рынок. Но и это ещё не всё, ведь уход от уплаты налогов становится обыденностью даже при благоприятном экономическом климате, а это серьезная проблема и значительная брешь в бюджете страны. В частности это проблема социальной незащищенности работников таких предприятий, ведь получая «черную зарплату» они лишаются социальных гарантий: получение заслуженной пенсии в будущем, выплаты больничного и декретного отпуска.

В целом существует две группы экономических механизмов, которые способны оказать поддержку малому предпринимательству: централизованные и децентрализованные.

Децентрализованные механизмы предполагают саморегулирование малого бизнеса, а как метод - поддержка со стороны крупных предприятий. Но это наименее эффективно применительно к России, из-за отсталости рыночных механизмов регулирования экономических субъектов.

Поэтому так важно централизованное регулирование и именно поэтому со стороны государства необходимо обеспечить меры, по разрешению данной ситуации.

Анализируя изменения, произошедшие в законодательной базе, стоит отметить, что государство принимает меры по поддержке малого и среднего бизнеса.

Существенные изменения претерпела сфера налоговых отношений. Ряд мер в этом направлении был озвучен в Послании Президента России Федеральному Собранию, а именно:

1)Ликвидация «навязчивого надзора и контроля». Надзорные каникулы.

«Каждая проверка должна стать публичной…Это позволит отсечь немотивированные и, ещё хуже, «заказные» визиты контролёров…Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надёжную репутацию, в течение трёх лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идёт об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей».

Эта мера сама по себе несет позитивный характер, но, во-первых, это к налоговому регулированию и надзору не относится, во-вторых, по большей части эта поправка относилась к юридическим лицам и ИП, надзор за которыми ранее осуществлялся в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.[2]

2) Стабильность в законодательной базе по отношению к налогам.

«Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их». [3]

Это несёт в себе двоякие изменения. С одной стороны - это предсказуемость налогов, запрет на увеличения налоговой нагрузки. С другой - отказ от изменения решений принятых в 2014 году и ранее, не смотря на то, что некоторые из них могут стать не жизнеспособными или могут вызвать негативные изменения. К примеру, Федеральный закон о страховых взносах в ФОМС, который будет заморожен, а, следовательно, с 2015 года страховой взнос в размере 5,1% будет распространяться на всю величину зарплаты работника, хотя прежде было ограничение в 624 тыс. руб. в год и суммы выше этого уровня взносами не облагались. Но это изменение ощутят на тебе в основном работники с достаточно высоким уровнем дохода.[4][1]

3)Налоговые каникулы.

«Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающиеся с нуля» [3]

Нельзя однозначно сказать, снизит ли принятая мера нагрузку с предпринимателя, ведь мера направлена на снижение налога на прибыть и налога на имущество, а они и без того будут сравнительно не высокими из-за низкого уровня прибыли первое время. Помимо этого не упоминалось об уменьшении страховых взносов, которые значительно бьют по кошельку предпринимателя. Но самое главное, что налоговые каникулы зависят от средств бюджетов субъектов Федерации, которых регулярно не хватает.

Для того чтобы скоординировать дальнейшее развитие МСП в России необходимо обратиться к зарубежному опыту управления, проанализировать его, выявить преимущества зарубежных моделей и попытаться использовать эти знания для построения успешной стратегии развития в России. Помимо этого необходимо обратить внимания на слабые стороны управления малым предпринимательством в России и стараться минимизировать их. Российская модель управления имеет следующие черты:

1) Жесткие условия кредитования, недостаточный уровень финансирования, слабое содействие привлечению инвестиций в сектор МСП. Наиболее важной является проблема инвестиционного климата в стране. Из-за роста инфляции, ослабления курса национальной валюты и снижения темпов экономики предприниматели не хотят инвестировать, т.к. видят для себя большой риск. А недостаток собственных финансовых средств в стране прямым образом влияет на уровень вложений в основной капитал малого и среднего предпринимательства, т.к. является непосредственным его источником. А проблемы с заемными средствами объясняется высоким уровнем рисков для банкиров, которые в свою очередь предпочитают выдавать короткие деньги на пополнение оборотного капитала или «длинные» деньги, стоимость которых не подъемна для субъектов МСП. [5]

2)Несовершенство законодательной базы, на которую опираются МСП.

3)Не развитость системы социальных гарантий и социального обеспечения субъектов МСП.

4) Недостаток стабильной государственной поддержки.

5) Низкий уровень квалифицированных кадров, не достаточно высокий уровень подготовки будущих предпринимателей.

Малое и среднее предпринимательство - это основные двигатели экономики, в развитии которых заинтересованы все. Ведь населению страны это дает возможность получать расширенный ассортимент товаров и услуг, а в свою очередь для государства - расширение внутреннего рынка и рост экономической активности.

Список литературы

1) Федеральный закон N 468-ФЗ от 24 июля 2009 года (ред. от 29.12.2014) «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

3)http://www.kremlin.ru/news/47173«Послание Президента Федеральному Собранию»

4) http://www.rg.ru/2014/08/26/foms.html Российская Бизнес газета

5) http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/krukov_04_14.pdf //Журнал «Деньги и кредит» // «Миссия МСП Банка – финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства»

Просмотров работы: 6853