СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.1

Бюджетная политика на очередной финансовый год определялась Бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Послание президента Федеральному Собранию 2014 года стало 21-м в новейшей истории. Особенность данного послания заключается в том, что в него включено и Бюджетное послание, которое до нынешнего года публиковалось отдельно, однако в этом году было упразднено указом президента. Послание Федеральному Собранию - базовый документ, определяющий позицию президента по основным положениям российской политики.

В настоящее время Россия вступила на новый этап своего развития. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Таким образом, бюджет, объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Бюджет является неотъемлемым атрибутом планирования финансово-хозяйственной деятельности практически любой организации независимо от формы собственности. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования.

Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование «Бюджета для граждан». 2

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при «базовой» цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов. Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в 3 условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.3

Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета была направлена на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из 982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в результате превышения фактической цены на нефть над установленной базовой ценой, на эти цели было использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся 212 млрд. рублей подлежат перечислению в Резервный фонд. Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволил избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме.

В результате внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ были созданы условия для учета в бюджетном процессе государственных (муниципальных) программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества государственного управления, бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств. Условия реализации программного бюджета и новые формы финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг потребовали комплексных изменений в организацию системы государственного (муниципального) финансового контроля.

Также создана правовая основа для внедрения единой методологической основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг на основании единого перечня государственных (муниципальных) услуг и общего порядка определения нормативных затрат по сферам деятельности.

В целях развития межбюджетных отношений в 2013 году была проведена подготовительная работа по консолидации субсидий, увеличению доли межбюджетных трансфертов, распределяемых федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Значительный объем передаваемых на региональный уровень расходных обязательств местных бюджетов потребовал принятия на федеральном уровне мер, позволяющих обеспечить сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В связи со значительным объемом передаваемых расходных обязательств урегулирование изменения разграничения полномочий только с применением механизма межбюджетного регулирования являлось недостаточным, что в свою очередь обусловило принятие на федеральном уровне мер, позволяющих обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации путем перераспределения доходных источников между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджеты покрыты его доходами (расходы уравновешены доходами). Лишь такое положение является нормальным для бюджетной деятельности. Если доходов бюджета недостаточно, чтобы обеспечить (покрыть) его расходы, то возникает проблема бюджетного дефицита (превышение расходов над доходами), которую в принципе можно решить лишь двумя путями (или их комбинацией): а) увеличить доходы; б) уменьшить расходы. Если говорить о соотношении доходов и расходов бюджета, то в практике финансового планирования наблюдается применение двух противоположных принципов: а) приоритета расходов; б) приоритета доходов. Согласно первому принципу государственные расходы рассматриваются как нечто равносильное неизбежным общественным потребностям, которые необходимо удовлетворить любой ценой. Сторонники такого подхода полагают, что «в системе отношений по формированию доходов и осуществлению расходов, ведущую роль имеют отношения по расходам. От показателей расходов зависят показатели по доходам. Функция бюджета реализуется таким образом, что если государство ограничено в доходных источниках бюджетов, то оно изыщет источник в режиме заимствований, осуществит эмиссию денег, но, в любом случае, наиболее значимые расходы оно обязано осуществить…Процесс бюджетных расходов никогда не должен прерываться. В этом плане он настолько важен, как и сама жизнедеятельность общества».4

Приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. № 277 утверждена Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. Основной целью реализации Концепции является повышение эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлением операций в секторе государственного управления.

Государственные заимствования Российской Федерации на внутреннем рынке капитала выступали в 2013 году в качестве основного источника финансирования дефицита федерального бюджета. В 2013 году Минфин России осуществлял эмиссию облигаций федерального займа только с постоянным купонным доходом. Объем привлечения средств за счет внутренних рыночных заимствований в 2013 году стал рекордным в новейшей истории России и составил 821,7 млрд. рублей или около 92% от объема программы внутренних заимствований при погашении 463,3 млрд. рублей. Таким образом, чистое привлечение составило 358,4 млрд. рублей.

В 2013 году средства Резервного фонда не использовались, а средства ФНБ в сумме 5,9 млрд. рублей были направлены на софинансирование пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. В 2013 году преобладающая часть средств суверенных фондов размещалась в высоконадежные финансовые активы в иностранной валюте.

В 2013 году в федеральный бюджет зачислены доходы от управления средствами Резервного фонда в сумме 11,9 млрд. рублей и доходы от управления средствами ФНБ в сумме 44,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2014 года в Резервном фонде были аккумулированы денежные средства в сумме, эквивалентной 2 859,7 млрд. рублей (87,4 млрд. долларов США), в ФНБ – 2 900,6 млрд. рублей (88,6 млрд. долларов США).

Также значительный прогресс достигнут в части повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса. Бюджетный процесс – составная часть бюджетного права, а точнее – один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.

В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ. Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.5

Российская Федерация улучшила свой показатель по Индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнерством, с 60 баллов из 100 в 2010 году до 74 баллов в 2012 году и заняла 10 место из 100 исследуемых стран при среднем индексе в 43 из 100 баллов. В результате в соответствии с методологией исследования, в 2012 году Россия вошла в группу стран, предоставляющих «значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности». В 2013 году в тестовой версии представлен Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, разработан и опубликован «Бюджет для 13 граждан» к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Основной целью «Бюджета для граждан» является предоставление населению актуальной информации о бюджете и его исполнении в объективной, заслуживающей доверия и доступной для понимания форме. «Бюджет для граждан» разработан в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе некоторые субъекты Российской Федерации подготовили информационные материалы к бюджетам на 2014 - 2016 годы и к отчетам об исполнении региональных бюджетов за 2013 год.

В целом исполнение основных показателей федерального бюджета в 2013 году характеризуется следующими данными (таблица 1.1.):

Таблица 1.1. - Основные показатели федерального бюджета в 2013 году6

Наименование

Закон 348-ФЗ

Бюджетные назначения*

Исполнение

Отклонение

1

2

3

4

5=4-3

В млрд. рублей

       

Доходы

12906,4

12906,4

13019,9

113,5

Нефтегазовые доходы

6471, 9

6471,9

6534,0

62,1

Ненефтегазовые доходы

6434,5

6434,5

6485,9

51,4

Расходы

13 387,3

13 464,3

13 342,9

-121,4

Дефицит/профицит

-480,9

-557,9

-323,0

234,9

Ненефтегазовый дефицит

-6 952,9

-7 029,8

6 857,0

172,8

% ВВП

       

Доходы

19,4

19,4

19,5

0,1

Нефтегазовые доходы

9,7

9,7

9,8

0,1

Ненефтегазовые доходы

9,7

9,7

9,7

0,0

Расходы

20,1

20,2

20,0

-0,2

Дефицит/профицит

-0,7

-0,8

-0,5

0,3

Ненефтегазовый дефицит

-10,5

-10,6

-10,3

0,3

* по расходам - сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений.

Доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 019,9 млрд. рублей (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы – 6 534,0 млрд. рублей (9,8% ВВП), ненефтегазовые – 6 485,9 млрд. рублей (9,7% ВВП). В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2% и ненефтегазовые доходы – 49,8% (как и в 2012 году). В последние годы наблюдается тенденция роста доли нефтегазовых доходов (в 2009 году нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составляли 40,7% и 59,3% соответственно). Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,5 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ). При этом ненефтегазовые доходы увеличились на 51,4 млрд. рублей, а нефтегазовые – на 62,1 млрд. рублей. В 2013 году исполнение расходов федерального бюджета составило 13 342,9 млрд. рублей или 99,1% к уточненной росписи (20,0% ВВП) (наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета) по следующим основным направлениям: социальная сфера – 38,7% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета (7,7% ВВП); национальная оборона – 15,8% (3,2% ВВП); национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 15,5% (3,1% ВВП);15 национальная экономика – 13,9% (2,8% ВВП), из которых: дорожное хозяйство составило 3,8% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета; транспорт – 1,9%; сельское хозяйство и рыболовство – 1,6%; обслуживание государственного долга Российской Федерации – 2,7% (0,5% ВВП). В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 323,0 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного – 0,8% ВВП).

Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с «первоначальными» показателями, установленными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», демонстрирует, что поступление ненефтегазовых доходов уменьшилось на 454,5 млрд. рублей, с одновременным увеличением нефтегазовых доходов на 608,5 млрд. рублей - практически полностью за счет роста цены на нефть (закон – 97,0 долларов США за баррель, факт – 107,9 долларов США за баррель). Значительная часть нефтегазовых доходов в сумме 769,8 млрд. рублей была направлена на замещение не поступивших в 2013 году источников финансирования дефицита и ненефтегазовых доходов: 454,5 млрд. рублей – на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (замещение ненефтегазовых доходов); 315,3 млрд. рублей – на замещение не поступивших источников финансирования дефицита, в первую очередь, на замещение поступлений от приватизации (снизились более чем в 10 раз от первоначального прогноза: план – 427,7 млрд. рублей, факт – 41,6 млрд. рублей) и на замещение заемных источников (фактическое привлечение снизилось более чем на 25%: план – 1 448,8 млрд. рублей; факт – 1 049,5 млрд. рублей).

Таким образом, по результатам 2013 года вместо 982,0 млрд. рублей Резервный фонд пополнился только на 212,0 млрд. рублей и составил 3 071,9 млрд. рублей или 4,6% ВВП, а вместе с ФНБ – 8,9% ВВП. Ненефтегазовый дефицит в 2013 году составил 10,3% ВВП – практически остался на уровне 2012 года (10,4% ВВП), но значительно ниже уровня 2008 года (6,5% ВВП). Таким образом, по-прежнему сохраняется зависимость российской экономики от сырьевых доходов.Министр экономического развития России Алексей Улюкаев в интервью «Первому каналу» заявил, что бюджет России не пострадает при цене на нефть около $70 за баррель. Он пояснил, что поскольку вместе с падением цены на нефть произошло снижение курса рубля, это сгладило последствия для бюджета. «Для нас как для бюджетополучателей, для бюджетной системы важна, конечно же, не долларовая составляющая, а рублевая цена нефти», — отметил министр.Улюкаев подсчитал, что при стоимости барреля в $110 в рублях нефть стоила около 3600 руб. при курсе доллара 32-33 руб. «Примерно такая же она сегодня, когда цена $71-72 за баррель, а курс — 49-50 руб. за доллар, те же самые 3600 руб. То есть бюджет будет сведен и сведен хорошо, мы получим даже некоторый излишек, профицит. А в целом финансовая система будет достаточно комфортна», — объяснил он. «То есть сочетание бюджетной конструкции, сочетание денежно-кредитной политики Центрального банка, наличие резервных фондов создают нам огромный запас по прочности, по исполнению бюджетных обязательств», — уверен министр.Вместе с тем он отметил, что снижение цены на нефть и девальвация рубля приведут к пересмотру оценок темпов экономического роста в сторону понижения. При этом министр констатировал, что «эти корректировки будут в пределах десятых долей от процента ВВП».Улюкаев также подчеркнул, что все социальные обязательства будут выполнены. «Я думаю, что они будут выполнены в полном объеме, у нас предусмотрен механизм индексации — это касается и пенсионеров, это касается и бюджетников. Для пенсионеров он сработает уже в феврале следующего года», — заверил он.7 4 октября 2014 года министр финансов Антон Силуанов не исключил пересмотра всех расходных обязательств бюджета в случае длительного снижения цен на нефть. «Но, тем не менее, если цена на нефть будет снижаться и дальше, мы в следующем году будем выполнять все наши обязательства безусловно. 2015 г. будет выполнен, значит, по обязательствам в любом случае, даже с учетом того, что мы будем использовать средства Резервного фонда. Но что потом? А дальше нужно пересматривать наши обязательства». В случае длительного падения цен на нефть«единственным верным путем будет пересмотр всех расходов», уверен министр. Альтернативой пересмотру расходов Силуанов назвал повышение налогов или наращивание дефицита. По словам руководителя Минфина, в новом проекте бюджета правительство уже запланировало оптимизацию, в частности чиновников. Их численность будет сокращена, что повлечет с 2017 г.«достаточно значительное» сокращение финансирования госаппарата.8 Руководитель «Роснано»Анатолий Чубайс считает, что пока нет оснований для паники или пересмотра бюджета при нынешнем снижении цен на нефть. По его мнению, реальный риск возникнет, если речь пойдет «не о всплеске, а о тренде», и тренде не квартальном, а многолетнем. Он сказал это ТАСС в кулуарах Международного форума науки и технологии в обществе в Токио(STS). Он напомнил, что бюджет на 2015 г. рассчитан на базе цены на нефть в $96 за баррель, цена сейчас уже ниже. «У нас существует Резервный фонд, у нас существует бюджетное правило, — цитирует ТАСС. — Де-факто снижение цены на нефть по отношению к заложенной в бюджете означает, что перечисление средств в Резервный фонд, вероятно, будет приостановлено».Если же снижение цен на нефть станет многолетним трендом, «это означает, что нам придется не только приостановить накопление средствв Резервном фонде и отказаться от последующего перечисления в Фонд национального благосостояния, но, наоборот, поддерживать бюджет из Резервного фонда», объяснил Чубайс. Но и даже этот сценарий, по мнению Чубайса, «носит негативный характер, но не является катастрофическим». «Для того Резервный фонд и создавался, для того бюджетное правило и вводилось, — рассудил он. — Когда выше — перечисляешь, когда ниже — заимствуешь».9 Министр энергетики России Александр Новак считает, что падение цен на нефть не окажет влияния на бюджет страны, прогнозы Новака разделяет министр экономического развития России Алексей Улюкаев. «Ситуация абсолютно не критичная и ожидаемая. Мы считаем, что рынок будет скорректирован, и сегодняшнее снижение, корректировка цен, которая происходит – она повлияет благоприятно, в том числе и на то, что уйдут дорогие неэффективные проекты. Новак ожидает, что цена на нефть будет восстановлена «в течение среднесрочного периода до уровня, который является для нефтегазовых компаний и стран-экспортеров комфортным». «Это может быть уровень цен 85–90 долларов за баррель», – считает он. По прогнозу главы Роснефти, цена на черное золото в 2015 году будет колебаться на уровне 70–75 долларов за баррель. Ранее министр энергетики России Александр Новак заявил, что цены на нефть в перспективе могут восстановиться после падения до 80–85 долларов за баррель. Президент России Владимир Путин на встрече с новым генеральным директором концерна Total Патриком Пуянне заявил, что мировой рынок нефти сбалансируется в первом квартале или в середине следующего года. Руководитель Минэкономразвития Алексей Улюкаев выразил уверенность, что российская экономика не рухнет из-за снижения цен на нефть.10 Министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что экономика России теряет 90–100 млрд долларов из-за падения цен на нефть на 30%.Мировые цены на нефть снижались в последние несколько месяцев, достигая многолетних минимумов. Фундаментальная причина падения цен – это превышение предложения над спросом. Во-первых, стало больше нефти на американском рынке из-за сланцевой революции. С другой стороны, больше стали производить черного золота страны ОПЕК. В частности, Ливия, Иран и Ирак начали возвращаться на рынок. Напомним, 21 ноября Госдума приняла бюджет на 2015 год с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП.11 Снижение цен на нефть носит временный характер, уверены эксперты. Они связывают его с войной на понижение между ОПЕК и американскими производителями сланцевых углеводородов.Снижение цен на нефть имеет политическую и спекулятивную природу, в настоящее время Россия обладает бюджетным профицитом, который позволит стране выдержать довольно длительный период в условиях низких цен на нефть, заявил 28 ноября председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев.12 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному Собранию. Президент акцентировал внимание на следующих вопросах. Президент предложил на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия.Путин подчеркнул, что качество, масштаб российской экономики должны соответствовать нашей геополитической и исторической роли. Президент подчеркнул: важно сохранить деловую активность и одновременно — не допустить роста инфляции, сдержать её в пределах 4%.Вопрос, волнующий сейчас всех россиян, — ослабление рубля. Владимир Путин поручил Центральному банку и Правительству России провести жесткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты.Президент, считает нужным, несмотря на внешние ограничения, к 2018 году довести годовой уровень инвестиций до 25 процентов от ВВП страны. Это значит, что сбережения должны работать на национальную экономику, идти на развитие, а не способствовать вывозу капитала.За счёт наших резервов, прежде всего Фонда национального благосостояния, Путин предлагает реализовать программу докапитализации ведущих отечественных банков.Что касается бюджетных расходов, то ключевыми требованиями по мнению Президента, должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учёт текущей экономической ситуации: «На ближайшие три года мы должны поставить задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении».Президент подчеркнул, что надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ «как прямой удар по национальной безопасности и работать по таким фактам так же серьёзно и строго, как по пресечению финансирования терроризма. В заключение экономической части послания Президент призвал «вырваться из ловушки нулевых темпов роста», в течение трёх-четырёх лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике.13 Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это
  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
В основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформулирована основная цель бюджетной политики РФ — обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.14 Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан. Список литературы:
  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
  2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011"О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах"
  3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
  4. Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. – М.: ТК Велби, 2002.
  5. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник – М.: ТК Велби, 2004.
  6. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. Учебное пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин. – М.: КноРус, 2006 г.
  8. Новостная система VSESMI.RU. - URL: http://www.vsesmi.ru/
  9. Официальная страница информационного агентства ТАСС. - URL: http://itar-tass.com/
  10. Официальный сайт Администрации Президента РФ/. - URL: http://www.kremlin.ru/
  11. Официальный сайт деловой газеты Ведомости. - URL: http://www.vedomosti.ru/
  12. Официальный сайт ежедневного государственного издания «Российская газета».- URL: http://www.rg.ru/
  13. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". - URL: http://www.consultant.ru/
  14. Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: http://minfin.ru/
  15. Рейтинг новостей TOPNEWS.- URL: http://www.topnews.ru/

1 Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. Учебное пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин. – М.: КноРус, 2006 г.

2 Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: http://minfin.ru/

3 Официальный сайт ежедневного государственного издания «Российская газета».- URL: http://www.rg.ru/

4 Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.

5 Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник – М.: ТК Велби, 2004.

6 Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: http://minfin.ru/ru/

7 Официальный сайт деловой газеты Ведомости. - URL: http://www.vedomosti.ru/

8 Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: http://minfin.ru/

9 Официальная страница информационного агентства ТАСС. - URL: http://itar-tass.com/

10 Новостная система VSESMI.RU. - URL: http://www.vsesmi.ru/

11 Рейтинг новостей TOP NEWS.- URL: http://www.topnews.ru/

12 Новостная система VSESMI.RU. - URL: http://www.vsesmi.ru/

13 Официальный сайт Администрации Президента РФ/. - URL: http://www.kremlin.ru/ 14 Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Просмотров работы: 6788