АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начиная с 90-х годов ХХ века условия социально-экономической и политической нестабильности в стране, привели к резкому падению уровня жизни большинства населения и особенно болезненно отразились на судьбе социально незащищенных его слоев, прежде всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни.

Выпускники детских домов чаще всего находятся в состоянии психологического стресса. Желанная свобода для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы [1]. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеосуществления. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе. Поэтому среди выпускников интернатных учреждений нередко можно встретить тех, кто оказывается в состоянии «социальной дезадаптации».

К настоящему времени накопилось немало действующих практик (моделей) адаптации выпускников школ-интернатов и других учреждений. К ним относятся клубы выпускников, социальные гостиницы и общежития. Примеры таких практик есть и в городской, и в сельской местности [3].

Современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения представляют собой многовариантные способы поддержки на этапе его подготовки к переходу к самостоятельной жизни.

1. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома). В настоящее время данная модель является наиболее распространенной и реализуется в различных формах. Так, в детских домах осуществляется медико-педагогическая диагностика воспитанников с целью выявления проблем в физическом и интеллектуальном развитии, уровня их готовности к самостоятельной жизни, а также разрабатываются маршруты постинтернатной адаптации в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии детского дома, которая дает рекомендации к выпуску на основании всесторонней оценки уровня готовности подростка к конструктивной самореализации в социуме.

2. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципальных (региональных) учреждений центров социальной помощи семье и детям и других учреждений в области социальной защиты населения. Выпускникам предоставляется соответствующая консультационно-методическая помощь или сопровождение. Также на базе учреждений могут образовываться структурные подразделения, предоставляющие возможность временного проживания.

3. Социальные гостиницы. В рамках данной модели в регионе создаются специализированные учреждения, основным направлением деятельности которых является непосредственно организация социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам интернатных учреждений в целях обеспечения их успешной социальной адаптации, включая предоставление возможности проживания в помещениях учреждений.

4. Программы индивидуальной постинтернатной адаптации. Осуществление индивидуальной постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников интернатных учреждений в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.).

Наиболее распространенной формой является организация совместной деятельности органов власти и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на привлечение организаций-работодателей к трудоустройству выпускников интернатных учреждений и предоставлению им жилых помещений на определенный период. Кроме того, сопровождение и оказание помощи выпускникам может осуществляться в рамках различных программ и проектов, организуемых и финансируемых некоммерческими организациями.

5. Постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи. Выбор той или иной формы патронатного воспитания зависит от личностных особенностей ребенка и местных условий социума. Так дети с большей степенью интернатной зависимости, воспитавшиеся в интернатных учреждениях с рождения, с трудом могут войти в нуклеарную семью с ее традициями, правилами и устоявшимися отношениями. Для них более приемлемой формой могут стать семейные центры, где при сохранении малой группы «себе подобных» выпускников сиротских учреждений, дальнейшее вопитание осуществляется семейной парой, а проживание происходит в открытом социуме – в городской квартире или в сельском доме. В данном случае, процесс социальной адаптации проходит более мягко и комфортно для подростков.

6. Сопровождение и оказание помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству могут и должны привлекаться различные структуры: здравоохранение, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения. Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники после выхода из институционального учреждения, – это трудоустройство, сбор документов для приобретения субсидий на жилье, а также проблемы личностного плана (взаимоотношения со сверстниками, с соседями, противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и др.)[2].

Таким образом, важной отличительной особенностью настоящего этапа развития системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является большой объем современных эффективных практик, накопленных в разных регионах страны. В связи с этим стоит задача детального исследования лучших практик, выявления инструментов их реализации и фактов, способствующих повышению успешности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, для обобщения практического опыта и его диссеминации во всех регионах страны.

Так же необходимы качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, прежде всего, в направлении обучения технологиям эффективной работы с выпускниками интернатных учреждений по формированию навыков в создании комфортной социально-психологической и экономической среды для выпускников интернатных учреждений (докризисный социальный патронаж).

Нуждается в дополнительных мерах поддержки модель создания условий проживания, воспитания и образования для выпускников, в том числе в замещающих семьях.

Следует продолжать деятельность по оптимизации и активизации межведомственного взаимодействия и тесного взаимодействия специалистов с общественностью в рамках актуальной необходимости поддержки проектов в режиме межсекторного взаимодействия. Следует стимулировать софинансирование региональными органами исследовательских проектов по выявлению коммуникативных барьеров между ведомствами и выработке мер по их преодолению.

Работа с институциональными учреждениями призвана развить механизмы, способствующие снятию или смягчению ряда проблем постинтернатного сопровождения. В этой связи требуется обеспечить содействие в перепрофилировании и переориентации закрывающихся интернатных учреждений на деятельность по постинтернатному сопровождению.

Литература:

  1. Горовая, В. И., Журнал детский дом / В. И. Горовая // Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни. – 2009. – N 32. – С.11

  2. Костенко, М. А., Известия Волгоградского государственного педагогического университета / М. А. Костенко // Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик. – 2014. – N 4. – С.15-19.

  3. Селенина, Е.В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/23073.html

Просмотров работы: 3189