ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Байгулова Р.Р. 1
1Ульяновский государственный университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важно отметить, что интерес к феномену старости в целом вызван постепенно увеличивающейся продолжительностью жизни, особенно в развитых странах. Большое внимание научных разработок в этой сфере уделяется тому, от чего именно зависит старость, что влияет на её протекание, каково влияние общества и общественных стереотипов на характер старения. Одним из главных вопросов становится перспектива включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни.

Социальная работа проводится с пожилыми людьми, нуждающимися в опеке, заботе, поддержке как материальной, морально-психологической, юридической, так и иной социальной помощи. Для качественной социальной работы с пожилыми людьми необходимо усвоение инновационных технологий социальной работы с данной группой населения. Ознакомлению с инновационными технологиями социальной работы с престарелыми людьми и будет посвящена данная статья.

Для того, чтобы понять сущность технологии социальной работы с пожилыми людьми, необходимо понять, какой смысл вкладывается в данное понятие.

Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1, c. 8].

В целом технология - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысл понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов. Социальная работа, как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования накладывает свой отпечаток на понятие «технология».

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах:

1. В широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Этот подход характерен, прежде всего, для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

2. Как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы [2, c. 16] .

Необходимо понимать и изучать психологические особенности пожилых людей и сопровождающие их жизнь социальные условия. Так основными опасностями старости становятся: одиночество, апатия, жалость к себе, безнадежность, социальное исключение - разрушение социальных связей. Для того, чтобы устранить опасности старости необходимо изучать и внедрять инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Среди многообразия технологий социальной работы с пожилыми людьми на разных этапах старения можно выделить ряд тех, которые наибольшим образом направлены на самоактивизацию пожилых и рост их адаптивного потенциала.

Так, создание клубов пожилых людей позволяет приятно и плодотворно проводить время, творчески реализоваться, удовлетворять разнообразные духовные потребности. Клубы могут объединять людей по интересам, однако предпочтительнее практиковать комплексный подход к клубной работе, уделяя внимание созданию разнообразных секций с параллельным проведением общеклубных мероприятий.

Еще одной перспективной инновационной технологией психлсоциальной работы с пожилыми людьми является создание групп самопомощи. Цель создание группы – систематизированная взаимная помощь по решению разнообразных проблем. По мере существования группы ее участники распределяют усилия по оказанию друг другу различных услуг социально-бытового, морально-поддерживающего характера, также являясь постоянными партнерами по общению и досуговой деятельности [3, c.183].

Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми людьми являются важным средством роста адаптированности и социализированности граждан старшего поколения. К ним можно отнести методику ведения онлайн-приема посредством программы Skype, реализацию программы «Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени», что особенно важно для граждан, находящимся на надомном социальном обслуживании. Это позволяет проводить индивидуальные консультации, информировать клиентов, проводить веб-конференции [3, c.184].

Арт-терапия- это сплав наиболее эффективных психологических технологий, образующий единый контекст, который способствует интеграции личности, раскрытию творческих навыков, изменению стереотипов мышления и поведения, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, самообучению, самодиагностике, и самокоррекции.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как трудотерапия, библиотерапия, музыкатерапия и т.д.

При работе с пожилыми людьми могут использоваться разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые.

Специфическими задачами арт-терапии в работе с пожилыми людьми является преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация потенциала, понимание им своих внутриличностных конфликтов.

Арт-терапия не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт-терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и других социальных учреждения.

-Трудотерапия – активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи разной работы, направленной на создание полезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми используется несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления:

- общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реадаптации;

- обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация).Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, так как ее цель- устранение беспомощности пожилого человека;

- восстановительная (функциональная). Цель- воздействия на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобранным видом трудовой деятельности;

- развлекательная ( терапия занятостью). Ее цель- уменьшение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вынужденным продолжительным пребыванием в органическом пространстве;

- профессиональная. Направленная на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

Библиотерапия осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера. Задачами данной инновационной технологии является: расширение компенсаторных возможностей, налаживание связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественной произведений, приобщение к культуре страны и мира, развитие речевых возможностей.

Музыкотерапия- это технология социокультурной реабилитации, использующие разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развитие его творческих способностей, расширение кругозора, активизация социально-адаптивных способностей. Основными задачами музыкотерапии является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями клиента. Пение обогащает людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов.

В последнее время приобретают популярность и востребованность такие технологии работы с пожилыми, как организация университетов третьего возраста, школ психологической устойчивости пожилых людей, школ безопасности пожилых людей. Так, в университетах третьего возраста пожилые люди обучаются на различных факультетах – правовой грамотности, информационных технологий, психологии, творческого развития, по окончании чего слушатель получает диплом [30, c. 185].

Таким образом, инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми в нашей стране находятся в постоянном развитии. С каждым годом все совершеннее становится законодательно-правовая база, следовательно, повышается качество жизни населения, в целом, и пожилых людей, в частности. Активное использование инновационных технологий, направленных на когнитивную сферу и восстановление здоровья пожилого человека требует более глубокого изучения и разработки практических предложений по совершенствованию технологий.

Литература:

  1. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.

  2. Павленок П.Д., Рудева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: ИНФПА-М, 2009. – 271с.

  3. Холостова Е.И., Кононовой Л.И. Технология социальной работы. – М.: "Дашков и К", 2013. – 477с.

Просмотров работы: 19479