СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономическое образование является частью формирования мировоззрения детей младшего школьного возраста. Экономическое образование особенно важно в современных условиях. Во многих школах предмет «Экономика» включен в учебные планы и изучается только в 9-11 классах. Однако в начальных классах продвижение экономических знаний идет крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном для них уровне.

Ошибочно думать, что экономические понятия доступны только старшеклассникам. Некоторые экономические явления и понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже, в определенной степени, дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с экономикой начинается в семье и на улице задолго до овладения теоретическими категориями. Однако бытовых экономических знаний недостаточно, к тому же они оказываются зачастую ошибочными и искаженными .

В этой связи важным звеном экономического образования и воспитания предоставляется экономическое обучение в начальной школе, которое позволяет еще в младшем школьном возрасте формировать определенный тип мышления и поведения на основе тех ценностей, которые приняты в обществе. Помимо этого здесь закладывается фундамент дальнейшего изучения экономических дисциплин в средней и старшей школе .

Актуальность экономического образования обусловлена и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, и кроме того, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и, кроме того, осознать важность профессий рабочего, хлебороба, коммерсанта и др.

В условиях развитого общества с его высокими темпами научнотехнического прогресса, качественными изменениями в экономике производства и характере труда неуклонно возрастают требования к экономическому воспитанию и образованию широких масс трудящихся.

В экономической жизни общества, включающей отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, участвуют все члены, в том числе и учащиеся, хотя они не вступают непосредственно в производственные отношения.

Экономическое образование школьников направлено на подготовку человека к экономической деятельности, на сознательное участие в экономической жизни.

Необходимость экономической подготовки подрастающего поколения и вооружение воспитательными экономическими знаниями как общественная потребность подчеркивались многими выдающимися педагогами прошлого столетия. Однако все суждения по этим вопросам основывались на базе тех экономических отношений, которые соответствовали их эпохе и социальным позициям.

Начальное экономическое образование может ставить своей целью сообщение младшим школьникам элементарных сведений о производстве

материальных, жизненных благ как основы жизнедеятельности человеческого общества; получение детьми элементарных знаний об основах рыночной экономики; познание некоторых доступных для этого возраста

взаимосвязей предметов и явлений общественной жизни; привитие некоторых навыков решения экономических задач.

Таким образом, экономическое образование имеет большое воспитательное и развивающее значение. Оно будет способствовать формированию мировоззрения, развивать наблюдательность, логическое

мышление и речь, уважение к труду и его результатам.

Одной из важнейших составных частей научного мировоззрения является экономическое сознание. Оно обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого труженика в активного творческого участника производственного процесса. В условиях экономической реформы, совершенствования производственных отношений формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным.

Экономическое сознание включает знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важной его частью является способность экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительности труда, достижения высококачественного производственного результата при наименьших затратах. Экономическое мышление предполагает умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижения науки и техники.

Оно позволяет понимать экономику как целостное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельного производственного звена. Экономическому сознанию сопутствуют такие социальные чувства, как коллективизм, чувство хозяина общественной, колхозной, кооперативной, акционерной собственности, ответственности за ее сохранение и умножение, чувство социальной справедливости, общественного долга и дисциплины.

Экономическое сознание выполняет ряд общественных функций. Автор Нисимчук А.С. [1,с.49] выделил следующие функции экономического воспитания:

  1. Просвещенческая функция - состоит в систематическом распространении экономических знаний, которые позволяют каждому труженику осмыслить свою трудовую деятельность, осознать степень ее экономической эффективности. Школьники усваивают истину, что экономика, развивающаяся на базе современной науки и техники, должна быть предельно рентабельной и эффективной.

  2. Развивающая функция экономического сознания заключается в формировании экономического мышления. Участник экономической сферы жизни общества осваивает свою деятельность в масштабах конкретного производства и всей системы народного хозяйства. Он не просто исполнитель, а предприимчивый рационализатор, приводящий в действие свою фантазию, смекалку, расчетливость. Все это развивает творческую личность.

  3. Воспитательная функция экономического сознания - направлена на формирование у ребенка умения рачительного хозяйствования, бережливости, добросовестности, честного отношения к труду, соблюдения трудовой, технологической, плановой, сознательной дисциплины.

  4. Организующая функция экономического сознания непосредственно связана с научной организацией труда, которая определяет расстановку сил, задает определенный режим работы, обеспечивает технологическую последовательность операций и качественный конечный результат. Организованный труд рождает эстетику трудового процесса.

  5. Эстетическая функция экономического сознания направлена на развитие понимания каждым тружеником производственной деятельности как эстетически значимой. Продукт труда, не удовлетворяющий эстетические вкусы потребителей, не пользуется спросом, утрачивает потребительскую стоимость, что наносит прямой ущерб производителю и экономике.

  6. Прогностическая функция экономического сознания проявляется в планировании размещения производственных сил, предвидении роста производительности труда, потребности в кадрах, осуществлении модернизации технологических линий, производства новых товаров, упреждающих требования моды.

Каждый рабочий прогнозирует изменения в своей производственной деятельности и соответственно планирует повышение квалификации, овладения смежными профессиями, создание новых форм и методов организации труда.

Все перечисленные функции экономического сознания, обеспечиваются в результате экономического воспитания школьников, которое включает их в производственные отношения, дает представления о различных видах общественной и приватизированной собственности, бригадном, арендном, семейном подряде и индивидуальной трудовой деятельности, о плане, режиме экономии, рентабельности, производительности труда; себестоимости, трудовой и производственной дисциплины, качества продукции, заработной плате, хозяйственном расчете.

Экономическое воспитание - это организованная, педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

В былые времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему фразой « ... не куплю, нет денег», его редко освящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал за счет, чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.

Дети младшего школьного возраста черпают некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача учителей и родителей сделать ее инструментом для использования.

Нельзя не согласиться с тем, что, как и любая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.

В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме.

Литература:

  1. Нисимчук, А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя.-М.: Просвещение,1991-160с.

Просмотров работы: 1548