МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СНЕКОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СНЕКОВ В РОССИИ

Кузнецова А.В. 1
1Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегмент снеков является одним из наиболее перспективных на рынке быстрого питания. Этот рынок представлен продуктами, которые можно употреблять как в качестве перекуса, так и в виде закусок к слабоалкогольным напиткам.

В России снековый рынок появился не так давно. По мере насыщения отечественного рынка снековой продукцией показатели снизились, но тенденция к росту на сегодняшний день продолжает сохраняться.

Рынок снеков принято делить на две большие группы: сладкая и соленая продукция. Понятие «снек» объединяет большую группу разнородной продукции – от шоколадных батончиков до вяленого мяса и орехов. Поэтому представление о том, что в нее входит, у компаний несколько разное.

Схема 1. Классификация снеков

Самый популярный вид снеков среди российских потребителей – чипсы. По данным TGI Russia, в 2012 г. в России, чипсы употребляли 39% населения в возрасте от 10 лет и старше. При этом чипсы популярны в России как среди детей и молодежи, так и среди потребителей пива. Среди потребителей пива - 48% едят чипсы.[1]

Все большую популярность приобретают фруктовые чипсы. Компания «Натурпродукт» впервые в России начала производство чипсов из яблок, открыв новый сегмент на российском рынке снеков. Чипсы «Apple moments for myself» позиционируются как инновационный, 100% натуральный, полезный, вкусный, социально значимый продукт.

Наиболее популярны чипсы со вкусом сметаны и лука – 16,9% в натуральном выражении (их доля по сравнению с 2012 годом выросла на 1,1%), чипсы со вкусом бекона (15,9% в натуральном выражении) и сыра (15,2% в натуральном выражении) – их доля по сравнению с 2012 годом упала на 1,1 и 1,2% соответственно. Россияне распробовали новые варианты чипсов – со вкусом крабового мяса, а также сметана с пряностями/зеленью. Всего за год доля чипсов с этими вкусами выросла практически с нуля до 6 и 8% соответственно. Это вполне закономерно – на рынке снеков традиционно пользуются популярностью новые вкусы и новые продукты.

Ржаные сухарики, по признанию производителей разных видов снэков, считаются самой перспективной и быстро прогрессирующей позицией. Согласно данным ACNielsen, их продажи выросли на 35,6% в натуральном выражении и на 46,5% в стоимостном. По оценкам новосибирской компании «Сибирский Берег» (марки «Кириешки», «Компашки»), объем российского рынка снэков составляет $1,9 млрд, доля фасованных сухариков достигает 17,6%, или $341 млн. Такую солидную долю категория заняла всего за 4 года.[2]

Потребление сухариков во второй половине 2012г. составило 17,8%, что почти в 3 раза меньше потребления чипсов.

При этом лидеры на рынке сухариков остались прежними – "Бриджтаун Фудз" (ТМ "Три корочки"), "Сибирский Берег" (ТМ "Кириешки", "Компашки"), "Консенсус" (ТМ "Емеля"), хотя их совокупная доля сократилась по сравнению с 2011 годом с 78 до 70% в натуральном и с 79 до 70% в стоимостном выражении . Согласно информации компании группы компаний TNS Россия, на первом месте по знанию и потреблению за вторую половину 2012 года среди населения России старше 16 лет – ТМ "Кириешки" – 57,6 и 26,3% соответственно. На втором месте – ТМ "Компашки", которые знает 44,8% населения и потребляет 18,6%. На третьем месте – "Бриджтаун Фудз" с ТМ "Три корочки": 43,3% знания и 17,5% потребления среди россиян. ТМ "Емеля" знает 27,1% и потребляет 9,3%. [3]

Наиболее динамично развивающиеся сегменты на рынке снеков – снеки из морепродуктов и орехи.

По темпам роста потребления снэки из морепродуктов – сушеные кальмары, осьминоги, разные виды рыбных закусок – превзошли сухарики. Около 40% всех потребляемых морских снеков приходиться на кальмары. Снеки из морепродуктов догоняют лидеров рынка – чипсы. Это стало основным трендом на рынке снеков в 2011 году. Возможно, это объясняется тем, что снеки из морепродуктов – более здоровая закуска, пользующаяся большим спросом. Несколько лет назад закуски из даров моря считались довольно дорогой продукцией, однако постепенный рост доходов населения заметно ускорил темпы развития этой категории.

Представители компаний-производителей считают сегмент морепродуктов очень перспективными. Прежде всего потому, что такие позиции есть в ассортименте многих крупных компаний, но серьезных ресурсов в их продвижение пока никто не вкладывает. Поэтому на рынке присутствует множество локальных игроков, появляющихся в пик сезона потребления (май-октябрь). [4]

Четвертый по популярности сегмент российского рынка снеков - орешки, их едят 28% потребителей в возрасте от 10 лет и старше. Наиболее популярные виды орешков: арахис и фисташки. В среднем по России их покупают не менее 55% потребителей упакованных орешков.

Доля рынка основных производителей ореховой продукции не меняется на протяжении нескольких лет - пять столичных производителей контролируют 60% всего орехового рынка России.

Ореховая продукция является качественным недорогим продуктом и позиционируется как удачное дополнение к пиву или для того, чтобы быстро перекусить на ходу. При работе с орехами нужно четко отслеживать качество продукции.[5]

Специалисты отмечают увеличение потребления натуральных снековых продуктов. Многие потребители заменяют привычные сладости орехами и сухофруктами в шоколадной глазури, что объясняется стремлением вести здоровый образ жизни.

По данным «TGI Russia», доля потребителей упакованных сухофруктов в России остается довольно стабильной на протяжении нескольких лет и составляет около 10,5% среди всего населения старше 10 лет. За первый квартал 2012 г., в топ-5 смесей сухофруктов с орехами вошли торговые марки «Джаз» (доля потребителей - 37%), «Chaka» (16%), «Big Bon» (13,6%), «Good-Food» (12,2%), «Сим-Сим» (9,5%).

Причину роста этих сегментов рынка снеков эксперты видят в том, что потребители даже в такой «неполезной» пище стали искать более полезную и здоровую. Повышается роль фактора "здорового" характера потребляемой продукции при принятии решения о покупке товара потребителем. Поэтому производители делают акцент на качестве и полезных свойствах продукции. [6]

В последние годы российский рынок снеков демонстрирует уверенный рост, а в некоторых сегментах – насыщение. Так, в 2012 году объем рынка в натуральном выражении составил около 352,5 тысячи тонн, что на 3% выше показателя предыдущего года (рис. 1).

Эксперты прогнозируют, что среднегодовой прирост останется на данном уровне.

На рынке снеков, так же как и в других сегментах продовольственных товаров, присутствует сезонность. Отметим, что российский рынок снеков подвержен влиянию сезонности в большей степени, чем зарубежные. Около 30% потребления снеков в России, в основном соленых, связано с потреблением пива и слабоалкогольных напитков. Следовательно, происходит увеличение спроса в летние месяцы и его снижение в холодный период, когда падают продажи прохладительных напитков, в том числе и пива. Однако в летние месяцы наблюдается рост продаж чипсов, рыбных снеков, в то время как спрос на натуральные снеки падает, так как в магазинах более активно начинают покупать свежие овощи и фрукты.

Несмотря на то, что расход среднего потребления снековой продукции в России ниже, чем в других странах, темп роста потребления весьма высок. По данным Euromonitor International, в России в настоящее время потребление снеков на одного жителя составляет около 2,5 килограмма, в Западной Европе – 4 килограмма, а в США – около 11 килограмм. Тенденция ускорения темпа жизни способствует увеличению роста рынка снеков в России.

Во всех сегментах российского рынка сладких и соленых снеков хорошо представлены как российские, так и зарубежные производители. Однако явным лидером в 2011 году была американская компания PepsiCo, которая контролировала около 17% продаж в стоимостном выражении. Этот производитель лидировал в сегментах чипсов/криспов с брендом Lay’s, а также в сегменте экструдированных снеков с брендом Cheetos.

Второе место на российском рынке снеков занимает ЗАО «Сибирский берег» (г. Новосибирск) с 9% продаж в стоимостном выражении в 2011 году. Компания лидировала в сегменте «прочих» снеков со своими популярными брендами «Кириешки», «Компашки» и Beer’ka.

На третьем месте в 2010 году располагалось ЗАО «Бриджтаун Фудс» (Москва, ТМ Chip’n’Go, «3 корочки»), занимающее около 9% продаж в стоимостном выражении. Продукция этого производителя представлена в сегментах чипсов/криспов, экструдированных снеков, попкорна, а также в сегменте «прочих» снеков.

Все производители расширяют свои продуктовые линейки как новыми брендами, так и вкусовыми вариациями уже существующих марок.

Лидерами сегмента сухариков являются компании «Бриджтаун Фудс» (ТМ «Три корочки»), «Консенсус» («Емеля») и «Сибирский берег» («Кириешки», «Компашки»).

Основным лидером в данном сегменте на протяжении нескольких лет считалась компания «Бриджтаун Фудс». Однако, по данным отраслевых агентств, за 2011 год, 20% столичного рынка сухариков теперь у "Сибирского берега", а "Бриджтауну" осталась ровно половина. Оборот владельцев "Трех корочек" в 2011 году составил $112 млн, а "Сибирского берега" — вдвое больше.

В продажах картофельных чипсов лидерами остаются компании Frito Lay (Lay’s), Kraft Foods (Estrella), «Русский Продукт» («Московский картофель»), «Русскарт» (Русская картошка), Procter&Gamble (Pringles) и ЗАО «Р.С.К.» («Наш чемпион», «Картофель хрустящий в ломтиках»). Совокупная доля этих компаний в физическом объеме розничных продаж картофельных чипсов в городах России с населением свыше 10 тысяч человек превысила 80% в натуральном выражении и 88% - в стоимостном.

За 2011 год 46,4% рынка рыбных снеков в денежном выражении занимает компания «Дальпико-ДВ», представляющая продукцию под торговыми марками «Дальпико» и «Капитан Пью». 13% рынка приходится на долю компании "Сибирского берега" (BEERка). Остальные 50 % рынка примерно с равными долями делят: ЗАО «Атардо» (бывшее ЗАО «Восток-Запад», Москва) с торговой маркой «Штурвал», ООО «Фростсистемкоммуникации» (Москва, ТМ «Золотой терем»), ЗАО «Бриджтаун Фудс» (Москва, ТМ «Делмор») и ООО «Пелфорд» (Москва, ТМ «От рыбака Филиппыча») и другие мелкие представители рынка. Можно предположить, что за последний год ситуация почти не изменилась.

Лидером на российском рынке крекеров является компания «United Bakers», она занимает почти 45% рынка, на рынке каш быстрого приготовления - компания «Быстров» (доля 60%). На рынке сухариков лидируют компании «Бриджтаун Фудс» (бренд «3 корочки»), «Сибирский берег» («Компашки», «Кириешки») и «Консенсус» («Емеля»).

Наиболее активными на рынке (реклама, PR), особенно в области телевизионной рекламы, являются компании ЗАО Фабрика «Золотые купола», ООО «Торговая фирма «Сибирский Берег»(г.Новосибирск), К.П.Х.«Консенсус» (г.Москва), «Nestle» и ООО «Бриджтаун Фудс» (г.Москва).

В связи с растущей конкуренцией наблюдается постоянное расширение ассортимента продукции крупнейших производителей снековой продукции, а также проводится непрерывное расширение региональной сети сбыта товаров. Так, например, ЗАО Фабрика «Золотые купола» (Московская область) производит новые виды продукции каждый сезон.

Такие компании, как «Myllyn Paras», «Vaasan&Vaasaan», «Быстров» и «ООО Московская Ореховая Компания» особое внимание уделяют научным разработкам и очень тщательно следят за уровнем и качеством своей продукции.

Рынок соленых закусок демонстрирует устойчивый рост. Несмотря на то, что рост – характерная тенденция не для всех категорий, благодаря высокому потенциалу рынок постоянно привлекает новых игроков. Аналитики полагают, что вряд ли кому-то удастся кардинальным образом изменить расстановку сил – позиции нынешних лидеров сильны. [10]

Большее предпочтение снекам отдают мужчины. В основном снеки потребляют люди в возрасте до 50 лет. Самыми активными потребителями является молодежь от 16-23 и люди среднего возраста, поэтому большая часть приходится на данные возраста – 43,3% и 33,3% соответственно. Меньше всего потребителей в возрасте старше 50.

Несмотря на то, что большая часть населения считает данную продукцию вредной для здоровья (80%), они все равно ее приобретают. Большая часть потребителей – 36,7% – покупают снэки не реже одного раза в неделю, 30% - один раз в 2-3 недели, ежедневно эту продукцию едят только 10% респондентов .

Наиболее предпочитаемыми местами приобретения снэков для большинства потребителей являются супермаркеты и палатки – на каждый из этих форматов розничной торговли приходится 40% и 33,3% респондентов соответственно. Далее следуют продовольственный магазин, где снэки приобретают 16,7%% опрошенных, и универмаги – число покупателей снэковой продукции в них составляет 10% .

На вопрос о причинах покупки снеков респонденты отвечали следующим образом. Потребители приобретают снеки, когда им хочется есть, – этот вариант ответа был назван 40% опрошенных; в качестве закуски к пиву снеки покупают 33,3% (табл. 8).

Интересно отметить, что 10% потребителей используют снэки в качестве добавки к салатам.

В отношении марочных предпочтений покупателей, потребляющих различные снэки, картина складывается следующим образом. Самыми популярными являются сухарики «Три корочки» (ЗАО «Бриджтаун Фудс», Москва) – в рейтинге потребления они набрали 67% голосов.

Таблица 9. Потребление снеков различных марок (% от числа респондентов)

Марки и производители

Покупают

«Три корочки» (ЗАО «Бриджтаун Фудс», Москва)

67

«Хрустящий картофель» (ООО«Русская Снековая Компания», М.)

47

«Емеля» (КПФ «Емеля», Москва)

40

Lay`s (Frito Lay, США)

37

Estrella (Krafy Foods)

37

Cheetos («Пепсико холдинг», Московская обл.)

30

«Кириешки» (ОАО «Сибирский берег», Новосибирск)

30

Chaka (ЗАО Riber&Son Russia, Московская обл.)

7

Pringles (Procter&Gamble)

27

«Компашки» (ОАО «Сибирский берег», Новосибирск)

27

«К любимому пиву» (ООО «Московская Ореховая компания)

20

«Балтика» (ФТК «А-Тройд», Москва; ООО «Русупак», Москва)

17

Emarko (ЗАО Riber&Son Russia, Московская обл.)

7

Crac-a-Nut (ТК «Ассоптторг-36Р», Москва)

7

«Жигулевское» (ЗАО «Партнер Макро», Москва)

3

У потребителей снеков наиболее популярны сухарики – им отдают предпочтение 36,7%респондентов, и чипсы – 23,3%, сухофрукты предпочитают 13,3%; далее следуют орешки и сушеные кальмары – их любят по 10,0% опрошенных. Наименее предпочтительны копченые колбаски.

Подводя итог, нужно отметить, что российский рынок снеков ещё не полностью насыщен, а это значит , что этот рынок будет развиваться и в дальнейшем.

Список использованных источников

  1. http://www.marketanalitika.ru [3], [6] – аналитические обзоры

  2. Исследования бюро MarketingPilot группы компаний BI Marketing. [9]

  3. Маркетинговое исследование компании Step by step. www.rbk.ru

  4. Новости торговли. http://www.retailer.ru/?cat=i_news&key=4719&d=2005-08-04&

  5. http://www.sostav.ru – обзор российского рынка снеков [1]

  6. http://www.tsarnut.ru/library.html [2] – обзор российского рынка снеков

  7. http://www.comcon-2.ru/default.asp?artID=1525 [5] - изучении предпочтений и мотиваций потребителей

  8. РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен". http://export.by/?act=s_docs&mode=view&id=1577&type=&doc=64 [7]

  9. Morfood - производитель высококачественных снэков.

http://www.kok-matrosov.ru/node/40 [4]

  1. https://sites.google.com/site/hrustaski/roznicnyj-sektor [9] – розничный сектор

  2. http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1512 [10] – сегментация рынка снеков

10

Просмотров работы: 12834