ОБЗОР РЫНКА ЧАЯ В РОССИИ И ЕГО МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ “МАЙСКИЙ ЧАЙ” - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЗОР РЫНКА ЧАЯ В РОССИИ И ЕГО МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ “МАЙСКИЙ ЧАЙ”

Алексеева О.А. 1
1ФГОБУ ВПО Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чай является одним из наиболее известных напитков. Более 30% мирового населения употребляют чай. Каждый день население земного шара заваривает около 3 млн кг чая.1

Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. Более чем 90% потребляемого в РФ чая импортируется.

Главный поставщик чайного листа в Россию – Индия, которая поставляет около половины всего завозимого продукта. Второе место по объемам поставляемого в Россию чая занимает Шри-Ланка (более 20% рынка). Кроме того, Россия закупает чай в Китае, Кении, Индонезии.

В физическом выражении российский рынок чая практически прекратил свой рост. Причина стагнации в том, что уже более 90% россиян потребляют чай, а значит, в количественном отношении рынку расти практически некуда.

С ростом доходов населения снижается доля продаж недорогих чаев и происходит их замещение более качественной продукцией. (Рисунок 1).

Рисунок 1

Экспортные поставки чая из России в последнее время демонстрировали уверенный рост. В течение 2013 г. на территорию зарубежных государств было поставлено 11 329 тонн чая.

Более 75% рынка контролируют всего пять компаний – «Орими Трейд», «Майский чай», «Unilever», «Ахмад» и «Сапсан». Лидером чайного рынка является компания «Орими трейд» (торговые марки «Greenfield», «TESS», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»).2

Несмотря на разнообразие ассортиментных предложений на рынке чая, доля обычного черного чая на рынке самая крупная (Рисунок 2).3

Рисунок 2

В рамках данной работы было проведено анкетирование, цель которого – определение предпочтений покупателей, изучение факторов, влияющих на выбор чая. Анкета приведена в приложениях (Error: Reference source not found). Опрашивались как женщины, так и мужчины.

Рисунок 3

Всего опрошено 100 человек, в том числе в возрасте от 10 до 20 лет – 26 %, от 20 до 30 – 24 %, от 30 до 40 – 20 %, от 40 до 50 – 26 %, от 50 до 60 – 2 %, от 60 до 70 – 2 %.

Рисунок 4

Среди всех опрошенных учащиеся составляют 50 %, пенсионеры – 4 %, работающие – 38 %, безработные – 8 %.

Рисунок 5

62 % опрошенных приобретают чай в супермаркетах, 24 % – в продуктовом магазине, 10 % – в оптовом магазине и 4 % – на рынке. Это обосновано тем, что сети супермаркетов все больше увеличиваются, а рынки утрачивают былую привлекательность.

Рисунок 6

80 % опрошенных (68 % составляют женщины и 12 % – мужчины) предпочитают листовой чай, а гранулированный - 20 %. Дело в том, что листовой чай считается более натуральным, а в современном мире люди все больше обращают внимание на состав и полезные свойства продукта.

Рисунок 7

Чай без дополнительных добавок предпочитают 54 % опрошенных, с дополнительными добавками – 46 % респондентов.

Рисунок 8

54 % опрошенных употребляют чай 2-4 раза в день. Каждый день чай употребляют 36 % респондентов, несколько раз в неделю - 7 % опрошенных. И всего лишь 3 % - раз в неделю. Можно сделать вывод, что чайная культура очень популярна в России.

Рисунок 9

Самым популярным чаем является «Greenfield» (25 %), на втором месте находится чай «Ahmad» (21 %), третье место – «Lipton» (20 %).

Рисунок 10

Качество чая является очень важным аспектом в выборе чая, так как сейчас покупатель стал более грамотным при выборе товара. Также марка и упаковка оказывает должное влияние на выбор потребителя.

Рисунок 11

Исследование показало, что большая часть покупателей полагает, что на их выбор не слишком значительное влияние оказывает реклама. Такие представления являются не совсем правильными. Наибольшей известностью пользуются как раз самые раскрученные марки. Таким образом, можно говорить о восприятии потребителями рекламной информации и неосознанном влиянии рекламы на потребительский выбор чая.

Рассмотрим рынок чая на примере известной компании “Майский чай”. В качестве примера исследуем ассортимент чая, поставляемый группой компаний «Майский чай», исходя из видов фасовки и упаковки.

Таблица 1

Пакетированный чай

Чай в жестяных банках

Чай в картонных каробках

«Золотые лепестки» 20 пакетиков по 2 г

«Майский чай ДАРДЖИЛИНГ» 100 г

«Корона Российской империи» 50 г

«Золотые лепестки» 80пакетиков по 2 г

«Майский чай Ассам» 100 г

«Корона Российской империи» 100 г

«Корона Российской империи» 20 пакетиков по 2 г

«Майский чай НИЛГИРИ» 100 г

«Корона Российской империи» 250 г

«Корона Российской империи» 80 пакетиков по 2 г

 

«Царская корона» 85 г

«Королевское сафари» 20 пакетиков по 2 г

 

«Русское чаепитие» 250 г

«Королевское сафари» 80 пакетиков по 2 г

 

«Бухта Коломбо» 250 г

«Китайский дракон» 20 пакетиков по 2 г

 

«Шахразада» 100 г

«Черный бриллиант» 20 пакетиков по 2 г

 

«Золотые лепестки» 100 г

«Фараон» 20 пакетиков по 2 г

 

«Бенгальский тигр» 100 г

«Фараон» 80 пакетиков по 2 г

 

«Индийский слон» 50 г

   

«Индийский слон» 100 г

   

«Индийский слон» 200 г

   

«Китайский дракон» 100 г

   

«Цветок лотоса» 100 г

Как видим, больше всего выпускается чай в картонных коробках, затем пакетированный, и совсем незначительно – чай в жестяных банках – только элитные сорта чая. Проведем сегментацию ассортимента исходя из товароведной характеристики чая.

Таблица 2

Черный крупнолистовой байховый

Черный листовой байховый

Черный гранулированный байховый

Черный в пакетиках байховый

Зеленый крупнолистовой байховый

Зеленый байховый в пакетиках

Чай из чашечек цветов индийской розы

«Корона Российской империи» - 3 вида

«Шахразада» – 1 вид

«Индийский слон» - 3 вида

«Золотые лепестки» - 2 вида

«Китайский дракон» – 1 вид

«Китайский дракон» – 1 вид

«Фараон» - 2 вида

«Царская корона» - 1 вид

«Золотые лепестки» – 1 вид

 

«Корона Российской – 2 вида

     

«Русское чаепитие» - 1 вид

«Бенгальский тигр» – 1вид

 

«Королевское сафари» – 2 вида

     

«Бухта Коломбо» - 1 вид

«Цветок лотоса» - 1 вид

 

«Черный бриллиант» - 1 вид

     

Итого: 6

4

3

7

1

1

2

Можно сделать вывод, что больше всего поставляются черные чаи, особенно пакетированных и крупнолистовых байховых, затем практически одинаковое количество черных листовых байховых и черных гранулированных байховых чаев, и крайне мало зеленых чаев.

Определим рыночную позицию чая, поставляемого группой компаний «Майский чай», используя матрицу БКГ.

Таблица 3

Трудные дети

«Майский чай ДАРДЖИЛИНГ»

«Майский чай НИЛГИРИ»

Звезда

«Индийский слон»

«Золотые лепестки»

Собаки

«Фараон»

Дойные коровы

«Корона Российской империи»

«Черный бриллиант»

«Царская корона»

Карта SWOT-анализа деятельности розничного торгового группы компаний «Майский чай»:

Таблица 4

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Известность торговой марки «Майский чай»;

  2. Большой ассортимент продукции;

  3. Известность рынка, развитая сбытовая система;

  4. Товар конкурентоспособен и пользуется массовым спросом конечных потребителей благодаря качеству;

  5. Хорошая рекламная поддержка;

  6. Предлагается комплекс услуг по проведению комплексного мерчендайзинга.

  1. Недостаточно высокий уровень квалификации кадров

  2. Неустойчивое финансовое положение компании;

  3. Об услугах дистрибьютора знают только те, к кому торговый представитель сам лично смог доехать;

  4. Стандартные методы продвижения продукции на разных рынках;

  5. Не проводятся маркетинговые исследования по изучению новых каналов сбыта;

  6. Недостаточная приверженность потребителя к торговой марке «Майский чай».

Возможности

Угрозы

  1. Развивающиеся конкурентные отношения;

  2. Проведение маркетинговых исследований;

  3. Снижение уровня налоговой нагрузки;

  4. Сокращение численности безработных.

  1. Высокий уровень инфляции;

  2. Конкуренция по выпуску холодного чая;

  3. Нестабильность политики налогооблажения компании;

  4. Низкая платежеспособность населения не дает возможности разворачивать бизнес, более того это сказывается на рентабельности.

Таким образом, в целях привлечения новых клиентов из сегмента розничных магазинов возможны следующие рекомендации:

1) Усилить слабые стороны: применить новые методы продвижения наших услуг, найти новые каналы сбыта, работников предприятия следует направить на повышение квалификации.

2) Использовать возможности: наиболее качественнее использовать возможность установки торгового оборудования для привлечения новых клиентов.

3) Устранить угрозы: поиск по предложению на рынок новых товарных групп не пересекающихся с настоящей.

По проведенному SWOT-анализу, можно сделать вывод, что группа компаний «Майский чай» занимает высокое место на данном рынке, имеет сильные стороны и стремиться устранить все виды угроз.

PEST-анализ чайной отрасли в России (по данным группы компаний «Майский чай»)

Таблица 5

Политика

  • Введение санкций против России и Россией для ряда стран

  • Вступление в ВТО

  • Государственное регулирование: выдавливание серых схем, главный критерий вхождения в большой бизнес – достаточность капитала

  • Государственное влияние в отрасли осуществляется путем лицензирования

Сценарий:

В целом прогноз по внешней политике неблагоприятен, что способствует благотворному развитию внутреннего рынка

Экономика

  • Ухудшение экономической ситуации в России

  • Падение курса рубля

  • В целом доля импорта продукции отрасли остается высокой

  • Основные внешние издержки постоянно растут из-за увеличения цен на бензин, энергоносители и т.д.

Сценарий:

Прогноз по экономике не определен вследствие мировых экономико-политических изменений 2014 года, но так как эти события практически не затронули азиатских стран, то на поставках сырья это не отразилось

Социокультурный аспект

  • В целом уровень жизни в России повышается, хотя процент людей с достаточным уровнем дохода по-прежнему остается невелик

  • В обществе наблюдаетсяориентация на качество, качественный продукт

  • Население осознало проблему экологии и поддерживает покупку экологически чистых продуктов (чая)

  • Естественный прирост в России отрицательный, но в последнее время наблюдается, хоть и не повсеместное увеличение рождаемости

Сценарий:

Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Общество постепенно становится экономически грамотным и меняет приоритет от “дешевого” к “качественному”.

Технология

  • Технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом

  • Значимые тенденции в НИОКР и новые имеют большое значения в отрасли

  • Скорость изменения новых технологий достаточно низкая, однако адаптируются они быстро

  • Имеются тенденции к появлению новых продуктов отрасли

  • Технологические усовершенствования, которые проходят в других странах, затем закупаются

Сценарий:

Новые технологии в отрасли развиваются быстро, но появляющиеся новые технологии достаточно быстро адаптируются и будут иметь большого влияния на отрасль

После изучения факторов макроокружения можно сделать вывод, что для чайной отрасли наиболее благоприятной для развития является социокультурный аспект, областью, в которой содержатся серьезные угрозы, может являться экономическая и политическая, в связи с санкциями и падением рубля.

Подводя итог, отметим, для эффективного использования данных факторов и условий «Майский чай» планирует следующие действия: расширение бизнеса в приоритетных направлениях; развитие ключевых брендов; освоение новых перспективных сегментов; освоение новых территориальных рынков и расширение присутствия в освоенном регионе.

Конкуренция на рынке чая очень остра. Хотя среди продавцов бытует мнение, что торговля чаем не может приносить высоких прибылей, однако, судя по объемам продаж, чайная группа занимает одно из лидирующих мест в списке бакалейных товаров, а чай на протяжении целых десятилетий остается напитком номер один в России.

Список используемых источников

Книги и монографии

  1. Арутюнова Д.В.
Стратегический менеджмент. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

Информационные источники

  1. Все про чай - информационный блог. История возникновения чая. – // http://chayblog.ru

  2. Маркетинговые исследования. Рынок чая в России. - // http://www.research.coolidea.ru.

  3. Step by Step – исследовательская и консалтинговая группа компаний. Официальный сайт. - // http://www.step-by-step.ru

  4. Майский чай – группа компаний. Официальный сайт. - // http://www.maisky.ru

  5. Unilever - чаеразвесочная компания. Официальный сайт. - // http://www.unilever.ru

1 Все про чай - информационный блог. История возникновения чая. – // http://chayblog.ru

2 Маркетинговые исследования. Рынок чая в России. - // http://www.research.coolidea.ru

3 Step by Step – исследовательская и консалтинговая группа компаний. Официальный сайт. - // http://www.step-by-step.ru

Просмотров работы: 11805